Грабим и режем 08.07.2003 Петр Семилетов
Превратить свою фонотеку, состоящую из компакт-дисков, в коллекцию аудиофайлов — задача вроде бы тривиальная, но и здесь есть множество подводных камней. Поговорим о том, как треки с аудио-CD быстро и оптимально конвертировать в формат сжатого звука и записать на болванку CD-R/RW — причем проделать все это в Linux. Чем потрошить? Первый этап — извлечение музыки с носителя. Обычно эта процедура называется «грабить» (от английского глагола to grab — хватать) или «рипать» (to rip — потрошить). Суть «рипания» в том, чтобы преобразовать звуковые дорожки, взятые с аудио-CD, в знакомые каждому wav-файлы аналогичного качества (те же 16 бит, 44,1 кГц). Ими проще оперировать при конвертировании в другой формат или записи на CD. В каждый дистрибутив Линукса входят две консольные утилиты, предназначенные для «потрошения» музыкальных CD, — cdda2wav и cdparanoia1. Первая несколько проще, но так как сdparanoia — наследница cdda2wav, основанная на ее же коде, я не вижу причин использовать более старый софт. Поэтому в качестве основного рабочего инструмента выберем именно cdparanoia (рис. 1). Дабы не пересказывать документацию, я покажу способы работы с программой на конкретных примерах2. Чтобы получить базовую информацию о вставленном в устройство /dev/cdrom диске, достаточно выполнить команду Во что кодировать? Грамотно сжатые в MP3 или OggVorbis звуковые дорожки на слух ничем не отличаются от оригиналов, но занимают во много раз меньше места. Формат MP3, или, выражаясь более научно, MPEG 1 Layer III, — давно и заслуженно пользуется всенародной любовью и признанием. О нем уже столько написано, что я ограничусь лишь вопросом о конвертации звука в этот формат под Линуксом. Разумеется, нам нужен кодер — программа, которая умеет конвертировать wav-файлы в MP3. Я перепробовал много различных кодеров под Windows и Linux. К моему удивлению, классический кодек от Fraunhofer IIS (разработчик MP3 и один из владельцев патента на этот алгоритм) в итоге производил звук с большими искажениями, нежели другие кодеры. Кстати, внимательный читатель наверняка спросит: почему я использую термины «кодер» и «кодек», разве это не одно и то же? Нет. Кодек — это кодер/декодер, то есть он работает в обоих направлениях, а кодер — только в одном, на сжатие информации. Некоторые утилиты могут быть только кодерами, иные же — кодеки. Поэтому когда я говорю «кодер», это означает, что я рассматриваю некий продукт именно как программу для сжатия звука, оставляя ее декодирующие способности (если они есть) в стороне. Есть еще один популярный кодек — Xing, но когда я опробовал его, то картина получилась довольно противоречивая: на воспроизведение Xing работал отлично, но обратный процесс, кодирование, мне не понравился — звук искажался даже больше, чем в «Фраунхофере». Искажения звука обычно называются артефактами. Это, например, знакомое всем «хлюпанье» при низких битрейтах сжатия (особенно заметно, когда в музыке много перкуссионных инструментов). В альтернативных кодерах таких артефактов, как правило, меньше, поэтому MP3 получаются с более чистым на слух звуком, с более широким диапазоном частот (известно, что иногда частоты попросту «рубятся» кодером на определенном пороге) и т. д. Под Windows я использовал (пока не перешел на OggVorbis) BladeEnc (bladeenc.mp3.no), в Linux же рекомендую LAME. Эта рекомендация основана не только на субъективной оценке качества звучания, но и на анализе спектра звука, получаемого в результате работы программ, которые я тестировал. 1 (назад)Кстати, последняя входит в состав фриварного граббера для Windows — CDEx (cdexos.sourceforge.net).
|