Сетчатка
 
08.07.2003
Леонид Левкович-Маслюк


 
стр. 1
стр. 2 >>

Есть нечто завораживающее в живом огне — трудно оторваться, хочется смотреть и смотреть. Почему? Психология, кажется, пока не знает. Любопытно, что созерцание сетевых процессов завораживает не меньше. Но тут не только психология.

Инфрафилософия

Недавно я вволю насмотрелся на сетевые процессы в очень уютной обстановке: начало июня, Лондон, отель «Хилтон Метрополь», «Бизнес-дни российских высоких технологий в Великобритании». Отлично подготовленная и четко проведенная встреча нескольких категорий людей, которые в естественной среде обитания встречаются друг с другом недопустимо редко: российских разработчиков новых технологий; активистов российского и британского инновационного бизнеса; экспертов обеих стран из академического и промышленного сектора; наконец, представителей правительственных и международных некоммерческих структур.

С российской стороны встречу готовил Международный центр научной и технической информации (МЦНТИ, www.icsti.su), с британской — фирма Pera (www.pera.com). Обе организации близки к правительствам: МЦНТИ тесно связан с Министерством промышленности, науки и технологий (МПНТ) РФ, Pera с британским Министерством торговли и промышленности (DTI, Department of Trade and Industry). Соответственно и «высокий уровень» был на высоком уровне — на открытии выступил российский посол Григорий Карасин, на закрытии — замминистра МПНТ Владимир Фридлянов, в работе встречи активно участвовал британский министр науки лорд Сэйнсбери (Sainsbury), который назвал «Дни» «самым продуктивным мероприятием за всю историю научно-технологического сотрудничества» наших стран и, в полном соответствии с собственной оценкой, прямо на месте пустился в переговоры о закупке российских «наноскопов»1 для британских университетов. Наконец, над встречей витал и незримый дух ожидавшегося визита президента Путина в Лондон.

Итак — что же там происходило? Почему это может быть интересно нашим читателям? Чтобы ответить на первый из вопросов, попробую в двух словах обрисовать ситуацию.

В России есть разные ресурсы — нефть, газ, лес, рыба, золото… но есть и еще один: научно-технический потенциал. Созданный на 100% в СССР, он и рухнул почти полностью при исчезновении этой легендарной страны, где родились очень многие из нас, — рухнул вместе с ее иерархическими структурами.

Сейчас уже можно осторожно сказать: этот ресурс оживает. Жизнь для него — в самоорганизации (внешней поддержкой до последнего времени можно было пренебречь). К счастью, этот ресурс возобновляемый — чем больше работает, тем больше возможностей для его же роста и модернизации. Вопрос: что для этой работы нужнее всего? Ответ: сети. Инфраструктурные сети. Нынешний этап развития выглядит так: вокруг разработчиков технологий ходят разработчики сетей. Обе стороны ищут оптимальные точки стыковки.

Упоминание сетей частично снимает второй вопрос. Ведь речь не только о сетях партнерских, деловых, технологических связей. В первую очередь, остро необходимы информационные сети — как инструмент для таких связей (об этом чуть ниже). Но еще важнее, что развитие высоких технологий всегда создает новые области применения для ИТ, открывает им новые возможности для исследований и бизнеса. Таких примеров на встрече было много.

Paul McCarthy, «Daddies Bighead». Галерея «Тейт Модерн».В этой подборке я почти не касаюсь технического содержания проектов. Все были очень интересны, тщательно отбирались, некоторые уже апробированы давним сотрудничеством. Предлагаемые материалы в основном посвящены инфраструктурной стороне дела. Особенно рекомендую ознакомиться с диалогом российского разработчика искусственных кристаллов Александра Жилина и российского же инновационного предпринимателя Сергея Симаранова. Это прекрасная иллюстрация базовых проблем взаимодействия разработчиков и рынка инноваций. Речь, конечно, о российских разработчиках — западные и восточные до такой степени погружены в инфраструктуру инно-бизнеса, что не замечают ее, как нормально работающий лифт, телефон или унитаз. Или — как заурядный супермаркет размером километр на километр, где в любое время суток вы можете купить хоть манго, хоть икру сазана. По легенде, советские командированные, случалось, падали в обморок в заграничных универсамах — теперь их (универсамов) хватает и в России; хочется экстраполировать тенденцию на хайтечный рынок — но рановато.

Инфрапрактика

В первый же день встречи, на вступительном пленарном заседании, зазвучало слово «инфраструктура» — и не переставало звучать, кажется, до выхода из шереметьевских ворот в фирменную московскую промозглость.

Весьма амбициозный проект информационной инфраструктуры разворачивает МЦНТИ, базирующаяся в Москве международная организация, созданная для всесторонней поддержки научно-технического сотрудничества, в которую входит довольно неожиданная комбинация восемнадцати стран, включающая и бывших членов СЭВ, и новых членов НАТО (иногда в одном лице), и ветеранов, и новичков международной сцены хайтека: Беларусь, Болгарию, Венгрию, Вьетнам, Грузию, Индию, КНДР, Кубу, Латвию, Молдову, Монголию, Польшу, Россию, Румынию, Турцию, Украину, Шри-Ланку и Эстонию. Еще в 2002 году, вместе с Азиатско-Тихоокеанским центром передачи технологий (Нью-Дели), в МЦНТИ началась разработка «Виртуального бизнес-офиса для инновационно-технологических организаций». Цель — создание глобальной сети Ten3-порталов в странах-членах МЦНТИ. Ten3 расшифровывается как technology e-ncubate, e-nnovate, e-nvest — тем самым речь идет об инструменте, обеспечивающем информационные потребности инновационного бизнеса как на ранних стадиях (инкубация), так и на (вожделенном) этапе более серьезного инвестирования.


1 (назад) Сканирующие микроскопы с молекулярным разрешением.


 
стр. 1
стр. 2 >>

<<Красный день календаря
Все материалы номера
Искусство ходить в гости >>