Вектор прогресса
 
08.07.2003
Евгений Козловский

Согласитесь, выпуск пятисотого номера — повод достаточно солидный, чтобы главный редактор позволил себе попросить у выпускающего место в открывающей журнал колонке. Не то что бы свадебным генералом, но и упустить нельзя никак. По нынешним временам, которые с надеждой можно попробовать назвать стабилизирующимися, пятьсот даже для еженедельника — много, а если учесть, что стабилизироваться времена начали только-только, да еще и предмет нашего журнала…

Одно дело — какое-нибудь вполне мною уважаемое пчеловодство, другое — компьютеры да высокие технологии, которые как раз в тот самый десяток лет, когда выходили эти наши пятьсот, вели себя странно, бешено, бурлили, кипели, давали не одно поле для ожесточенных драк. Ну, припомните идеальный персональный компьютер, скажем, шестилетней давности…

А знаете, почему при такой бешеной смене декораций на сцене «Компьютерра» который уже год, которую сотню номеров остается узнаваемой и как бы прежней? Открою секрет: она пишет не о компьютерах. То есть можно было бы выразиться осторожнее, скажем, «не только о компьютерах», — но я позволю себе высказаться именно как высказался. «Компьютерра» пытается следить за процессом прогресса, — а если уж так вышло, что на нынешнем отрезке времени этот прогресс без компьютера практически ни на шаг, — такое немалое внимание в журнале ему и достается. Если бы «Компьютерра» выходила лет сто — сто двадцать назад, она, возможно, называлась бы «Электротеррой», пятьдесят лет назад — «Ядертеррой» или «Космотеррой», а лет через пятьдесят… Будем надеяться, что и через пятьдесят лет она — по традиции — будет называться «Компьютеррой», но писать в основном станет про био-, нано- или какие-нибудь еще технологии, о которых сегодня мы даже не подозреваем.

Отсюда и наши читатели: не те, кто рассчитывает получить совет, как подешевле собрать для дома достаточно мощный компьютер или как выставить правильную частоту обновления экрана (об этом время от времени мы, впрочем, пишем тоже, но стараемся и в этом смысле давать не столько советы, сколько методику, способ решать практические задачи), не те, кто хочет иметь подручный обновляющийся справочник для поддержания локальной сети в работоспособном состоянии, а те, кому интересен прогресс.

А прогресс бывает интересен и пятикласснику, и зрелому хирургу, и даже убеленному сединами старцу, отдавшему жизнь служению чему-нибудь «вполне параллельному» компьютерам. Но всех, кому интересен прогресс, роднит одно: они, как писал в свое время Лев Гумилев, — пассионарны (от слова «страсть»). Они — соль земли, и если что-то на ней сдвигается к лучшему — будьте уверены, подтолкнули они. Это свой клуб, своя тусовка — тусовка людей, чаще всего никогда друг с другом не встречавшихся даже на просторах Интернета, — и все же объединенных друг с другом.

И мы делаем наш журнал именно для них, для этих людей.
Единственное, что меня в данном контексте огорчает, — я всеми фибрами ощущаю, что таких людей у нас больше, и если изо всего этого совсем не маленького «клуба интересующихся прогрессом» даже исключить тех, кому наш журнал не нравится по каким-нибудь отдельным, уважительным, мотивам, — все равно получится, что читает его в лучшем случае половина членов «клуба»: сколько раз бывало, что я подсовывал журнал случайным знакомым, — они становились верными и заинтересованными читателями, — но ведь число моих знакомых все-таки ограничено…

Еще одно, на что я хотел обратить внимание в своей «юбилейной речи»: мы очень стараемся не поддаваться натиску серости, что, в частности, выражается и в специальном внимании к языку. Конечно, «Компьютерра» — журнал, во всяком случае, не литературный, но это не мешает ей испытывать и демонстрировать уважение к литературному языку, уважение, встретить которое как в средствах массовой информации, так и просто на улице с каждым днем становится труднее. Язык и мышление связаны очень тесно, и если какой-нибудь депутат (а что еще смешнее — профессиональный диктор) испытывает затруднения в подборе слов, — это у него не с языком проблемы, а с мыслями…

Несмотря на «клубность», «Компьютерра» остается достаточно заметной на рынке, — и читательском, и рекламодательском (мы бы не выжили, не достигнув определенного успеха как на том, так и на другом). И это при том, что, испытывая постоянное давление и с той, и — что заметнее — с другой стороны, нам удается держаться. За что я хотел отдельно поблагодарить основателя, первого главного редактора и издателя «Компьютерры» — Диму Мендрелюка. Он на самом деле ценит экспертность и независимость нашего журнала и, как бы порою это ни казалось сиюминутно невыгодно, никогда не заставляет редакцию «поступаться принципами».

А принципы у редакции просты: никогда не врать, стараться не упускать событий, имеющих отношение к прогрессу, отделять их от маркетинговых усилий продавцов.

Последнее, что я хотел заметить: никто в редакции, не исключая меня, не попал туда иначе, чем прислав для начала что-то интересное для печати и несколько раз опубликовавшись. То есть все мы произросли из вас. Из нашего общего «клуба».

P.S. Следующий номер журнала (#26-27) выйдет 22 июля.



 


<<Новости
Все материалы номера