Новости 24.06.2003 Компьютерра
Трепещи, дантист В Национальном институте стандартов и технологий США (NIST) совместно с Национальной стоматологической ассоциацией разработали удивительный композит, который стимулирует самовосстановление больных зубов. В ближайшее время ученые и врачи планируют приступить к его клиническим испытаниям. На том же месте, в тот же час
По словам новоявленных «вангоговедов», их выкладки основаны на небесной позиции Луны, запечатленной художником в фазе, близкой к полнолунию. Для сбора материала техасцы посетили прошлым летом Сен-Реми, где, вооружившись подробнейшими картами, а также данными аэрофотосъемки, идентифицировали запечатленный художником ландшафт. После долгих поисков взору исследователей открылась скала, скрывшая на полотне часть оранжевой луны, а также небольшой сельский дом, изображенный на заднем плане. Замерив направление взгляда художника на Луну и высоту запечатленной на холсте скалы, Дошер и Олсон прибегли к помощи астрономического ПО и лунных таблиц, что позволило им ограничить выбор двумя датами — 16 мая и 13 июля. Ввиду того, что пшеничное поле к моменту написания картины успело пожелтеть, «момент истины» для Ван Гога настал 13 июля 1889 года в 21:08 по Гринвичу. Похвастаться столь же точной «космической» датировкой дано, увы, лишь считанным жемчужинам мировой художественной культуры. Учитывая, что датировка небесных фаз Луны подчиняется 19-летнему циклу, 13 июля нынешнего года жители Сен-Реми смогут собственными глазами наблюдать «повторение на бис» вдохновившего художника небесного пейзажа. Благодаря стечению обстоятельств, в нынешнем же году отмечается 150-летний юбилей выдающегося голландского мастера. Полный отчет о своих изысканиях на ниве искусствоведения техасцы передали в журнал Sky & Telescope, в июльском выпуске которого они и увидят свет. — Д.К. Ерзай или будешь замечен Новые авиакресла, разработанные британской компанией Qinetiq, помогут уменьшить риск гибели авиапассажиров от тромбоза глубоких вен (ТГВ). Сиденья, снабженные встроенными датчиками движения, будут связаны с центральным бортовым компьютером и позволят экипажу авиалайнера следить, сидит ли пассажир в полной неподвижности, подвергая свои сосуды опасности тромбообразования, или, напротив, вертится в кресле, как юла, что может свидетельствовать о его нервозности и недобрых намерениях. Как известно, ТГВ является следствием нарушения венозного кровотока, часто возникающего при длительной неподвижности, например во время продолжительных авиаперелетов. В конце концов в глубоких венах (особенно нижних конечностей) образуются тромбы, что потенциально может привести к смерти. Риск поражения особенно высок у пожилых людей и пассажиров с избыточным весом. Прототип умного кресла создан в Qinetiq в рамках проекта по улучшению дизайна салона самолета, направленного на то, чтобы сделать пребывание на борту более комфортным. Электронные датчики, встроенные в кресло, расположены в области головы, плеч, поясницы и ног. На основании поступающих от них данных экипаж, если нужно, предпримет меры по «мобилизации» пассажира. Они, впрочем, вполне традиционны. Стюардесса ненавязчиво предложит застывшему в неподвижности «пациенту» сделать комплекс упражнений или размять ноги, прогулявшись по проходу. Qinetiq уже ведет переговоры с рядом авиакомпаний о переоборудовании салонов самолетов. И можно было бы порадоваться очередной победе человека над природой, но смущает тот факт, что настоящие причины ТГВ пока толком не известны. Длительная неподвижность во время полета является лишь одним из факторов риска, однако на самом деле люди заболевают этой болезнью на земле, и кое-кто из них поднимается на борт с уже затаившимся в сосуде тромбом. — А.А. О ловле рыбы и птицы
А вот в птицеводстве, что интересно, методы автоматического отлова животных не получили широкого распространения, так что на большинстве птицефабрик кур до сих пор ловят дедовским способом — хватая за ноги. Занятие, надо сказать, неприятное не только для жертв, которых таскают вниз головой и связками по несколько штук, но и для самих ловцов, поскольку напуганные птицы бьют крыльями, царапаются и непрерывно гадят. Так что на столь «опасной» работе люди обычно не задерживаются больше нескольких месяцев. Над машиной по отлову кур инженеры бились не одно десятилетие. Но любая конструкция вызывала у пернатых панику, а опробованный лет двадцать назад гигантский пневматический «пылесос», засасывавший «пленников» в трубу и затем выдувавший их в ячейки грузовика-перевозчика, просто-напросто ломал несчастным птичкам кости. Однако под давлением организаций за гуманное обращение с животными конструкторам все же удалось найти приемлемое решение. «Куриный комбайн-харвестер» новой конструкции представляет собой нечто среднее между танком и аэропортовской багажной каруселью. Это устройство тихо подкатывает к курам; череда резиновых ковриков вынуждает птиц поднимать лапки и переступать, в результате чего они оказываются на медленно движущемся конвейере, в конце которого курицу сдувает в желоб, заканчивающийся клеткой. Модель PH2000 фирмы Lewis/Mola, к примеру, отлавливает порядка 150 особей в минуту, что эквивалентно работе приблизительно восьми ловцов-людей. И при этом никакой паники в курятнике. — Б.К.
|