Стратегия — это тактика, глобализация — это локализация
 
24.06.2003
Олег Киреев


 
стр. 1
стр. 2 >>

В Италии прошел фестиваль тактического телевидения, использующего технологию streaming media, «текучие медиа» — теленовости можно одновременно и смотреть, и скачивать по сети. Это — первые этапы взаимопроникновения сетей передачи данных и телерадиовещания1.

Свои медиа для своих пользователей

Неслучайно фестиваль состоялся именно в Италии, где давно наблюдается подъем всех видов добровольно-общественно-медиальной активности. Уже не первый год действует знаменитое Candida TV (candida.thing.net), расцветает множество других телепроектов — от спутникового канала против войны в Ираке nowartv.it до мелких видеоактивистских групп, представленных на telestreet.it. Авторы проектов объясняют это политическими причинами: страной управляет Сильвио Берлускони, медиа-магнат, националист, а по мнению многих, и мафиози, то есть персонаж, сочетающий три худших качества, которыми может обладать политик. Неслучайно и то, что крупнейшие после Сиэтла антиглобалистские протесты имели место в Генуе.

Мы не хотим сказать, что тактические медиа — это непременно медиа антиглобалистов, анархистов или других непричесанных и неспокойных партизан в сияющем мире консьюмеризма; но бесспорно, что их делают те, кому не интересны военные репортажи CNN, предвыборные войны компромата, рекламные заставки каждые пять минут и прочие прелести глобального спектакля. Современные технологии упростили процессы общения и творчества, но пока не изменили человеческую природу: потребление остается первейшей необходимостью, творчество немного ей уступает. Те информационно-коммуникационные источники, которые удовлетворяют первую потребность, называются «масс-медиа»; те, которые связаны со второй, получили название «тактических медиа». Тактические медиа предназначены для «своих», рассчитаны на активность и соучастие. Но теоретики и первопроходцы тактических медиа Дэвид Гарсиа и Герт Ловинк определили их еще и как «медиа кризиса, критики и оппозиции»2.

Немного истории

С начала 1990-х хайтек стал доступен в своем массовом виде, от видеокамер до мобильных телефонов. Как мы помним из чтений Вальтера Беньямина, в свое время появление фотографии изменило социальную роль искусства. Так же с появлением скоростных сетей и цифрового воспроизводства техногенная цивилизация вышла из закрытых научных лабораторий и оказалась у нас в руках — теперь каждый не только художник, но и немного ученый.

Но после событий 11 сентября информация перестала курсировать по миру в прежнем свободном режиме, а вместе с ужесточением информационных законодательств мы получили инфовойну политтехнологий плюс CNN-зацию (почти) всей планеты. Знаменитый писатель, изобретатель киберпанка Уильям Гибсон назвал соответствующие ведомства США «военно-развлекательным комплексом». Кризис, обещающий тактическим медиа расцвет, становится нашим перманентным состоянием.

Следующие пять минут

Во время бомбардировок Сербии Слободан Милошевич закрывает загребское радио В92. Голландские медиа-активисты из Интернет-сервиса xs4all («Доступ для всех») оперативно организуют его Интернет-вещание, и передачи продолжаются.

В это же время мэйлинг-лист Syndicate, объединяющий медиа-активистов, критиков и художников из стран Западной и Восточной Европы, становится крупнейшим источником прямых репортажей и аналитических дискуссий относительно бомбардировок.

Во время войны в Ираке амстердамский медиа-центр De Balie осуществляет непрерывный мониторинг освещения войны западной прессой на сайте www.infowarrom.org. Медиа-центр Sarai в Дели (www.sarai.net) открывает семинар Crisis media.

Международный антиглобалистский проект IndyMedia (www.indymedia. org), возникший из необходимости постоянного информационного обмена после первых демонстраций 2000 года в Сиэтле, становится все более важным средством координации социальных выступлений. Он предлагает новую модель открытой публикации, когда каждый желающий может вывесить свое сообщение в соответствующей ленте. Собственный сайт IndyMedia имеется почти в каждой стране, и, например, появление его в Бразилии дало начало стремительному росту тактических медиа-инициатив.

Российские медиа-активисты тоже стараются не отставать и 1 мая открывают сайт IndyVideo (пока www.indyvideo.by.ru), посвященный видеодокументации социальных акций.

Термин «тактические медиа», появившийся в середине 90-х годов, возвращается к жизни. Амстердамские культурные центры De Waag, Montevideo и De Balie предлагают возродить фестиваль тактических медиа «Следующие пять минут» — Next 5 minutes (www. n5m.org), — чтобы показать новые возможности информационного и медиального активизма в условиях «после падения небоскребов».


1(назад) Net.Congestion Reader. — Amsterdam, De Balie, 2000, p.3; www. net.congestion.org.
2(назад) The ABC of Tactical Media, by David Garcia and Geert Lovink, www. waag.org/tmn/frabc.html.


 
стр. 1
стр. 2 >>

<<Бег по кругу
Все материалы номера
Видеозапись без видеомагнитофона >>