Оптимизация сайта для поисковых систем 17.06.2003 Сергей Петренко
В последнее время стало модно оптимизировать сайты для поисковых систем, добиваться хорошего ранжирования страниц своего сайта по красивым запросам, обмениваться ссылками с оглядкой на Индекс цитирования и гордо называть себя оптимизаторами. Признаюсь, я был изрядно удивлен аншлагом на Первой конференции по оптимизации, которая прошла в ноябре 2002 года в Москве, — на нее съехалось более двухсот человек, причем участие в конференции было платным, что позволило обойтись без помощи спонсоров и даже принесло прибыль организаторам. Столь же удивленными выглядели и другие специалисты по оптимизации, очно или заочно знакомые друг с другом, — мы никак не предполагали, что действительно очень перспективный раздел Интернет-маркетинга не только перспективен, но и так популярен. Меж тем умом мы понимали, что не зря парой месяцев ранее «Яндекс» вышел на самоокупаемость, не зря «Бегун» успешно запустился и продолжает работать, не зря, наконец, мы и сами ощущали возрастающий интерес со стороны клиентов. Так что удивляться не следовало. И все же: почему оптимизация сайта для поисковых систем — в ряде случаев называемая поисковым маркетингом — так популярна в последнее время? Какую выгоду она может принести? В чем она заключается? Что можно делать и чего лучше не делать?.. Что такое поисковый маркетинг? Если б я читал лекции в университете, то в этом месте продиктовал бы следующее: поисковый маркетинг — это комплекс мер, направленных на увеличение посещаемости сайта путем улучшения позиций сайта в результатах поиска в поисковых системах по запросам, релевантным содержанию сайта. Но поскольку я не стою на кафедре, а сижу перед компьютером, попробую выражаться проще. Поставьте себя на место посетителя поисковой системы. Уверен, это нетрудно: практически каждый из нас, нуждаясь в той или иной информации, прибегал для ее отыскания к помощи поисковой системы. - Вы ощутили потребность в информации. - Ощутите потребность в стирке. А теперь давайте попробуем ответить на простой вопрос: вы хотите купить стиральную машину или, возвращаясь к примеру с поисковой системой, вам нужна информация, содержащаяся на сайтах, выведенных поисковой системой на странице с результатами поиска? Что за чушь, скажете вы, сколько можно повторять? Ведь не для развлечения же я пришел сюда и ввел запрос, — разумеется, мне нужна информация! Дэнни Сэлливан, самый известный в мире специалист по поисковому маркетингу, охарактеризовал это следующим образом: «В свое время все политики старались попасть на радио или телевидение, чтобы рассказать нам, что нам нужно. Я бы назвал поисковый маркетинг трансляцией наоборот — с помощью поисковых систем люди сами говорят, что им нужно». Итак, вкратце: посетители, приходящие с поисковых систем, уже заинтересованы в содержании вашего сайта. При этом задача поискового маркетинга — сделать все, чтобы привести этих людей на ваш сайт. Что для этого надо? Прежде всего, надо сделать сайт. Но… К сожалению, детально рассказать о строении поисковых систем в небольшой статье невозможно, как невозможно и проанализировать алгоритмы их работы. С другой стороны, это и не нужно, поскольку алгоритм работы у каждой поисковой системы свой. Но в каждом из них есть общие черты, ибо цели у поисковых систем одинаковы — найти то, что затребовал посетитель. Соответственно наша цель — сделать так, чтобы поисковик посчитал наш сайт именно тем, что нужно посетителю. С другой стороны, если наш сайт действительно соответствует тому, что ищет пользователь, проблем с поисковиками не будет. Они ведь тоже заинтересованы, чтобы пользователь нашел искомое, иначе в следующий раз он может и не прийти на этот поисковик. Как это сделать? Чтобы привлечь посетителей с поисковых систем, можно пойти двумя путями: Попросту говоря, оптимизировать сайт для поисковых систем означает — правильно его разработать. Сайт, как набор документов, должен и быть этим самым набором — грамотно организованным, снабженным необходимыми связями и понятно изложенным, — а не разбросанной по письменному столу кучей документов. Я просто не могу рассказать подробно об оптимизации сайта — об этом пишут книги, а не статьи. Но основные этапы постараюсь осветить.
|