Предсказание погоды
 
10.06.2003
Владимир Девятков


 
стр. 1
стр. 2 >>

Современные системы — в технике, экономике и других сферах — чрезвычайно сложны, а способы управления ими так разнообразны, что постоянно приходится отвечать на вопрос «А что будет, если…?» На помощь приходит компьютерное имитационное моделирование, которое позволяет с высоким уровнем детализации и достоверности проанализировать поведение исследуемой системы.

Язык имитационного моделирования GPSS — один из долгожителей среди языков программирования. Еще в 1970-х годах он входил в десятку самых популярных, а в декабре 2001 года в рамках конференции WSC-2001 было торжественно отпраздновано сорокалетие GPSS.

Интерфейс GPSS World.Автором и разработчиком первых версий языка был Джеффри Гордон, выдающийся американский специалист в области имитационного моделирования. С тех пор созданы сотни языков имитационного моделирования (GASP, SIMSCRIPT, SIMULA, Cтам, Недис, Слэнг и т. д.). От многих осталось лишь название, некоторые успешно развиваются. Одни ориентированы на моделирование процессов, другие — на моделирование событий. Но среди всех этих языков и систем GPSS стоит особняком. У GPSS много сторонников и много критиков. Сторонники превозносят универсальность, наглядность и простоту использования языка. Критики указывают на некоторую тяжеловесность конструкций, отсутствие современных средств визуализации и консерватизм разработчиков. Но и те и другие признают уникальность GPSS и его вклад в развитие всего рынка имитационного моделирования.

Немного истории

Условно историю развития GPSS можно разделить на два основных этапа. Первый — с 1961 года до середины 70-х — был этапом Джеффри Гордона и фирмы IBM. За это время последовательно разработано пять основных версий языка: GPSS (1961), GPSS II (1963), GPSS III (1965), GPSS/360 (1967) и GPSS V (1971). Последняя версия до сих пор является эталоном для многих пользователей. К сожалению, после прекращения поддержки фирмой IBM язык GPSS пережил кризис.

Второй этап — со второй половины 70-х и по настоящее время. Монополия IBM закончилась, и казалось, GPSS обречен. По крайней мере, его будущее было туманным. Но благодаря силе идей, заложенных в нем, и энтузиазму его сторонников, он выжил. Эстафету подхватило множество небольших честолюбивых фирм и разработчиков. Появилось немало реализаций GPSS, развернулась нешуточная конкуренция за лидерство — но постепенно выделились три основных разработчика, «диктующих моду» в мире GPSS.

Прежде всего, это Джеймс Хенриксен из Wolverine Software (www.wolverinsoftware.com). Его GPSS/H — мощная и сбалансированная система имитации, а Proof Animation — система анимации, ориентированная на моделировании. Основные принципы GPSS/H закладывались еще до широкого внедрения ПЭВМ, во времена мэйнфреймов. Поэтому особенно активно эта система использовалась в период, пока ПЭВМ имели недостаточную вычислительную мощность. В настоящее время, несмотря на очевидные достоинства, сказывается отсутствие в GPSS/H современных интерактивных технологий. А главное, Джеймс Хенриксен сосредоточил усилия на развитии языка SLX. И хотя в его конструкциях используются объекты GPSS — это все-таки больше язык Си, чем GPSS.

Новые команды

В GPSS World введены четыре новые команды:
- CONDUCT — позволяет запускать и выполнять эксперименты;
- EXIT — выход из GPSS World с возможностью сохранения открытых файлов;
- INCLUDE — подключение к модели дополнительных файлов;
- INTEGRATE — автоматическое вычисление интеграла для переменной пользователя (определяет выражение, по которому производится вычисление; включение интегрирования в процессе моделирования осуществляется блоком INTEGRATION). С помощью команды INTEGRATE и блока INTEGRATION в GPSS World реализуются элементы непрерывного моделирования. Таким образом, наряду с привычными для GPSS дискретными моделями можно создавать полностью непрерывные или смешанные дискретно-непрерывные модели.

Второе имя — Ингольф Столл, Stockholm School of Economics (www.hhs.se). Обобщив многолетний опыт преподавания GPSS, он разработал компактную, немного усеченную версию языка GPSS для использования в учебном процессе — Micro-GPSS. Его главное достижение — разработка WebGPSS. Это довольно удачная попытка создания системы имитации для использования в сети Интернет. Основное ядро системы находится на университетском сервере, и пользователь может через Интернет отлаживать и исполнять небольшие учебные модели. Особенно интересен такой вариант при внедрении дистанционного обучения. Тем не менее, разработке еще предстоит долгий путь совершенствования и развития.

Идеология семейства продуктов Спрингера Кокса и его фирмы Minuteman Software (www. minutemansoftware.com), начиная с GPSS/PC, полностью ориентирована на ПЭВМ и преимущества индивидуального интерактивного использования. Особенно удачным можно признать GPSS World, в котором существенно дополнены функциональные возможности и реализована универсальная многооконная диалоговая оболочка. Значительно расширены возможности интеграции GPSS-моделей с другими системами программирования. Традиционно продукты этой фирмы очень популярны в России и странах СНГ — поэтому современное состояние систем компьютерного моделирования мы рассмотрим именно на примере GPSS World.


 
стр. 1
стр. 2 >>

<<Здравствуй, лето!
Все материалы номера
Шашечки или ехать? >>