Как это не сделать
 
03.06.2003
Владимир Гуриев

Тема дизайна оказалась самой трудной для нас, если говорить о цикле тем, посвященных веб-строительству (первая — «Автоматизируй это» вышла в начале года, а последняя — «Раскрутка» выйдет в одном из следующих номеров). Потому что в двух словах о дизайне не расскажешь, заочно ему не научишь. С тем же успехом можно было бы напечатать серию статей, посвященных игре на скрипке. Уверен, что пользы от них было бы столько же, сколько от статей по дизайну, рассказывающих, как нужно его делать.

Объяснять, как пользоваться различными программами, согласитесь, скучно. Поэтому мы не стали обращаться к признанным корифеям, а собственно программам отвели очень небольшой фрагмент в конце первой статьи. Исходя из того, что любительский дизайн есть зло по определению, мы попытались это зло немного уменьшить, рассказав, что делать не нужно ни в коем случае.

Cуществует некоторое противоречие между тем, что под дизайном понимают профессиональные дизайнеры и люди, считающие себя таковыми, и тем, что нужно простому пользователю. Пока первые спорят о том, сколько пикселов уместится на острие иглы, пользователю нужен дизайн, который не отвлекает от содержания. Другими словами, если вы зашли на сайт и, не особенно обдумывая свои действия, легко им пользуетесь, — значит, дизайн у него хороший. Дизайн должен быть незаметным. По сравнению с содержанием он все-таки вторичен, хотя сейчас акценты часто бывают расставлены иначе.

С другой стороны, сделать незаметный дизайн не так-то просто. Поэтому мы решили пойти по иному пути, отвлечься от абстрактных споров и написать о том, чего делать ни в коем случае не нужно. Это не рекомендации маститых дизайнеров менее маститым. Это мольба посетителей сайтов, обращенная к тем, кто сайты делает или будет делать.

К большому сожалению, средства изготовления дизайна сайта слишком легки в освоении и нет никакой возможности ограничить их использование. По мере распространения Интернета мы обречены на засилье любительского дизайна. И все, что можно сделать в этой ситуации, — попросить дизайнеров-самоучек немного подумать о пользователях. Что мы, собственно, и делаем. Первая статья посвящена ограничениям, которые разумно учесть при изготовлении HTML-сайтов, а оставшиеся две рассказывают об уместности технологии Flash, причем одна из статей написана сторонником этой технологии, а вторая — теми, кто вслед за Якобом Нильсеном тщетно призывает к разумному минимализму. Книги Нильсена расходятся огромными тиражами, каждый, кто мнит себя дизайнером, по меньшей мере знает о них, многие даже читали — но воз и ныне там.

В общем, эти материалы следовало бы выпустить в рубрике «Как это не сделать». Причем про «не» здесь гораздо больше, чем про «как».

При этом не следует думать, что непрофессионал не может сделать хороший сайт в принципе. Не все из нас одарены, как Леонардо да Винчи, однако доведись Леонардо и авторам статей темы красить забор — еще неизвестно, у кого бы вышло лучше. Во многих случаях создание дизайна можно свести к покраске забора. Часто большее просто не нужно. Все мы, конечно, талантливы донельзя, но если вы не увлекаетесь рисованием с детских лет, то нужно хотя бы поинтересоваться у окружающих, замечали ли они в вас когда-нибудь художественные способности. И в случае отрицательного ответа задушите в себе Леонардо и просто покрасьте забор. Люди скажут вам спасибо.


<<Недизайн
Все материалы номера
Семейные узы >>