Возвращение блудного сына 27.05.2003 Сергей Токарев
Корзинка сладостей
Градиенты стали интерактивными — при работе с ними показываются рычаги, двигая которыми, можно изменять наклон и ширину цветового перехода. И, как я заметил, теперь они могут быть многократно повторяющимися, чередуя один цветовой переход заданное количество раз. Кисти можно редактировать, «не отходя от кассы»: достаточно щелкнуть по кнопке Options в панели Object и выбрать команду Edit, чтобы открыть окно с параметрами кисти. Да и набор готовых кистей стал заметно разнообразнее (рис. 6). С помощью нового инструмента Action можно добавлять к объектам простенькие интерактивные эффекты. К примеру, кнопки для перехода между страницами: достаточно щелкнуть первый раз по объекту, который должен стать кнопкой, а второй раз — по странице, на которую следует перейти. Писать полноценные программы для Flash-роликов во Freehand по-прежнему нельзя, да и не надо. Но быстро превратить полиграфический буклет в экранную презентацию или слайд-шоу в формате Flash — для этой цели инструмент Action вполне годится. Для импортированных растровых изображений теперь поддерживается прозрачность – она задается с помощью альфа-канала2. Freehand MX поддерживает и обычную «равномерную» прозрачность,которую можно задавать в процентном соотношении для отдельных заливок и обводок выбранного объекта. Новый инструмент Eraser (ластик) стирает выделенные объекты. По действию он похож на типичный «ластик» из растровых редакторов, только в применении к векторным объектам. Довольно удобно, если вы рисуете от руки, особенно в сочетании с кистями. Упомяну и о новом типе объектов — соединительных линиях. С их помощью можно связать несколько фигур, а затем эти фигуры свободно перетаскивать — линии будут по-прежнему соединять их. Полезная штука при создании диаграмм. Подводные камни Ахиллесова пята многих зарубежных программ — взаимоотношения с русским языком. Можно подумать, наш язык слишком велик и могуч, чтобы было трудно его поддерживать. Особенно критичным этот фактор является для дизайнерских пакетов, к которым относится и Freehand MX. Ради справедливости замечу, что некоторые пользователи сообщают об успешном открытии документов из предыдущих версий. Правда, если тот же документ экспортировать из Freehand MX в формате предыдущих версий, а затем открыть, скажем, с помощью Freehand 10, то точки вместо русских символов появляются с завидным упорством. Второй подводный камень — крен в сторону Web. Особенно он заметен по появившейся в панели Object кнопке, которая предлагает редактировать растровые изображения не где-нибудь, а исключительно в редакторе Macromedia Fireworks. Это замечательный редактор, я его очень люблю, но он заточен только под веб-графику, и в нем нет поддержки режима CMYK и других необходимых полиграфисту функций. Менее заметными, но оттого не менее огорчительными являются нередкие факты «случайного» преобразования CMYK и плашечных цветов в RGB-цвета, а также исчезновение параметра Overprint. Такое бывает, если вы используете растровые живые эффекты, такие как тень, сияние и прозрачность. Правда, многочисленные обводки так удобны для треппинга, что описанный недостаток «живых» эффектов, я думаю, с лихвой перевешивают другие достоинства пакета. Лично я тени и сияния для полиграфии делаю исключительно в растровом редакторе, чего и вам желаю. Новый Freehand, кажется, беззастенчиво вобрал в себя самое лучшее, что было у других, — многослойные объекты и живые эффекты у Adobe Illustrator, «умные фигуры» и трехмерный инструмент у Corel Draw. Неужели, спросите вы, инженеры Macromedia два года только и делали, что смотрели по сторонам? Ну, знаете ли, смотреть тоже надо умеючи — большинство «заимствованных» функций претерпели значительные улучшения. Можно ли создать в Corel Draw трехмерное яблоко или кувшин с помощью профиля кривизны? Нельзя. Есть ли в Adobe Illustrator аналог панели Object, которая служит одновременно и для отображения «слоев» объекта, и для их редактирования? Нет. Freehand всегда славился средствами для поиска и анализа макета, что делало его незаменимым при подготовке полиграфических проектов. Но как инструмент художника он долгое время отставал от конкурентов. А на начинающих дизайнеров вообще производил тяжелое впечатление своим аскетизмом, словно пришедшим из середины 1990-х. В MX-версии Freehand наконец-то обрел то, чего ему так долго не хватало, — отличные креативные возможности. 2 (назад) Правда, не обошлось без бага. Если вставить в документ файл в цветовой модели CMYK в формате PSD (Photoshop), Freehand то совсем не показывает прозрачность, то показывает так, как будто альфа-канал был инвертирован (проще говоря, что должно быть прозрачным, становится непрозрачным и наоборот). Если прозрачности совсем нет, рекомендуется снять галочку с флажка Display Alpha channel в свойствах объекта. Обычно этот флажок говорит программе, чтобы она включала прозрачность на основе альфа-канала, но в случае со CMYK-изображением, импортированным из PSD, он приобретает обратный смысл. Если прозрачность есть, но она инвертирована, придется вернуться в Photoshop и инвертировать сам альфа-канал.
|