ГРАФИЛЕ
 
27.05.2003
Марат Зиннатов


 
<< стр. 3
стр. 4

GeForce FX 5800/Ultra

Одно время казалось, что отныне все грядущие видеоускорители будут такими же монстрами, как этот GeForce FX 5800 Ultra.
Как уже упоминалось в обзоре рыночного положения компании, этот чип (NV30) оказался откровенно неудачным. Ситуация складывалась следующим образом. Конкурент представил прошлым летом очень сильный продукт — Radeon 9700 Pro. Ответить на это NVIDIA смогла лишь «бумажным» запуском NV30. Сделав ставку на переход к прогрессивному 0,13-мкм технологическому процессу и новому типу памяти (DDR II), компания загнала себя в угол. Время поджимало, а с выходом годной продукции возникли проблемы. Хотя есть и другая версия этой задержки — серьезное ухудшение отношений с софтверным гигантом Microsoft, в ведении которого находится API DirectX. Это мешало разработке NV30, который был обязан поддерживать новый DX9.

Как бы то ни было, в начале весны GeForce FX 5800 Ultra стал доступен для тестирования широкому кругу обозревателей. Представил на суд общественности он следующее (в скобках параметры упрощенной версии):

- производственный процесс 0,13 мкм;
- частота ядра 500 (400) МГц;
- частота памяти 500 (400) МГц DDR II;
- шина памяти 128 бит;
- пиковая пропускная способность памяти 16 (12,8) Гбайт/с;
- технология CineFX.

Чип вызвал весьма неоднозначную реакцию. С одной стороны, относительно высокая производительность позволила обогнать Radeon 9700 Pro (да и то не сильно). С другой — высокие рабочие частоты, без которых конкурент оставался в недосягаемости, делали свое черное дело, разогревая видеокарту до опасных температур. Чтобы справиться с этой проблемой, была внедрена навороченная система охлаждения, вызвавшая негативную реакцию общественности из-за чрезмерного уровня шума.

Основные характеристки графических ускорителей NVIDIA.


А как же SilentRun? Да, эту технологию NV30 поддерживает. К слову, именно в нем она и была внедрена впервые. Но посмотрим на систему охлаждения. Массивные радиаторы в паре с обычным и даже высокоскоростным кулером не справлялись с высокой температурой. В помощь им на плату стали устанавливать пластиковый бловер (воздуховод), призванный обеспечить более интенсивный воздухообмен. Увеличившаяся из-за него высота карты и на сей раз выводит из игры соседний PCI-слот. Как нетрудно догадаться, при установке плата тоже занимает две стандартные щели корпуса: верхняя отводится гнездам VGA, TV-Out и DVI-I, а нижняя — вентиляционным отверстиям.

Действие SilentRun такое же, как и у NV35, только временная задержка снижения скорости отсутствует. Ярче всего необходимость ее ввода проявилась при тестировании в пакете 3DMark 2001 SE. Карта постоянно переключается с обработки только 2D в промежутках между тестами на обработку 3D в самих тестах, что выливается в частые и неприятные завывания голосистого вентилятора, не обращать внимания на которые невозможно — уровень звука постоянно и резко меняется.

Сама плата тоже разогревается до опасных пределов даже в хорошо вентилируемом корпусе. Все это предопределило как незаметное в масштабах рынка место NV30, так и скорое его вытеснение оптимизированным NV35.

GeForce FX 5600/Ultra

Основанный на FX-архитектуре, NV31 нацелен на mainstream-нишу. Его основные характеристики в варианте Ultra таковы:

- производственный процесс 0,13 мкм;
- частота ядра 350 МГц;
- частота памяти 350 МГц (возможна поддержка DDR II, и уже есть рабочие образцы);
- шина памяти 128 бит;
- пиковая пропускная способность памяти 11,2 Гбайт/с;
- полная аппаратная поддержка DirectX 9;
- три конвейера вершинных шейдеров;
- четыре пиксельных конвейера с одним текстурным блоком на каждом;
- интерфейс AGP 8х.

Помимо уменьшения количества пиксельных конвейеров и заметного снижения рабочих частот, чип, скорее всего, лишился всевозможных кэшей. К сожалению, начиная с этого чипа NVIDIA решила давать меньше информации о своих изделиях, поэтому никаких более конкретных данных о нем нет. Как, впрочем, и о рабочих частотах облегченной версии.

Технология SilentRun отсутствует. Кулер работает только на одной скорости. По уровню шума вентилятор сравним со вторым, более громким режимом работы NV35. Возможность подачи дополнительного питания имеется. В принципе, можно обойтись и без него, но все же рекомендуется «доппаёк» выдавать. Хочется отметить также потрясающее качество 2D-графики, вполне сравнимое с продуктами Matrox.

GeForce FX 5200/Ultra

Этот чип (NV34) обладает теми же характеристиками, что и NV31. Но в нем продолжилась «деградация» кэшей, и он не поддерживает технологию Intellisample. К тому же при его производстве NVIDIA вернулась к 0,15-мкм технологическому процессу. Как уже говорилось в предыдущей статье, производителям дали свободу в отношении видеокарт на этом чипе. Таким образом, если вы решили приобрести карту на GeForce FX 5200, внимательно изучите характеристики перед покупкой.

GeForce 4 Ti

На базе этого чипа (NV25) когда-то производились три видеокарты: GeForce 4 Ti 4200, 4400 и 4600. Но жизнь быстро показала низкую рентабельность средней модели, и до наших дней дошли только крайние варианты. Вот что представляет собой наиболее популярный GeForce 4 Ti 4200 (в скобках — параметры 4600):

- производственный процесс 0,15 мкм;
- частота ядра 250 (300) МГц;
- частота памяти 250 (325) МГц DDR;
- шина памяти 128 бит;
- пиковая пропускная способность памяти 8 (10,4) Гбайт/с;
- четырехканальный контроллер памяти (по 32 бита на канал);
- полная аппаратная поддержка DirectX 8;
- два конвейера вершинных шейдеров;
- четыре пиксельных конвейера с двумя текстурными блоками на каждом;
- интерфейс AGP 4х.

Также была выпущена обновленная версия этого чипа — NV28. Единственным изменением стала поддержка новой шины AGP 8х. О практической пользе этого нововведения мы уже говорили. Подобные карты обозначаются как GeForce 4 Ti 4200-8Х и GeForce 4 Ti 4800

GeForce 4 Ti 4200 долгое время был самой популярной видеокартой на рынке. Соотношение цена/производительность у чипа с первого же дня было великолепным, а учитывая неплохие возможности к разгону многих образцов, конкуренты у него практически отсутствовали. Версия 4600, как и любой флагман, подобным похвастаться не могла. Цена чипа была завышена, да и разгон, как правило, был не столь значителен. Сейчас многие производители (даже не относящиеся к брэндам первого эшелона) позволяют себе изменять приведенные нами базовые частоты. Правда, практически всегда — в большую сторону. Но все же будьте внимательны при покупке.

GeForce 4 MX

На базе этого чипа также изначально производилось три модели видеокарт: GeForce 4 MX 420, 440 и 460. Однако с ним произошла обратная история. Производительность младшей модели сильно ограничивалась очень медленной памятью, так что выпуск 420 вскоре был прекращен. А старшая версия, обладая неплохой производительностью, страдала от высокой цены. Ее судьба была предрешена после появления на рынке задерживавшегося Ti 4200, имеющего схожую цену, но показывающего лучшую производительность и функциональность. Вообще, в плане поддерживаемых функций этот участник нашего обзора — явный аутсайдер. Он относится к DX7-поколению и, следовательно, не поддерживает пиксельные шейдеры, а обработку вершинных сваливает на центральный процессор. NVIDIA отказывается признавать этот чип игровым, но, к сожалению, у нас в стране очень многие используют его именно в этом качестве. Не от хорошей жизни, конечно, но все же…

Как и в случае с GeForce 4 Ti, была выпущена обновленная версия — NV18. Одним из изменений опять стала поддержка новой шины AGP 8х. Подобные карты обычно обозначаются как GeForce 4 MX 440-8X и GeForce 4 MX 480. Но важнее другое — были повышены рабочие частоты: ядра — с 270 до 275 МГц, памяти — с 200 до 255 МГц DDR. Порой и здесь производители изменяют базовые частоты, так что снова призываем к бдительности.



 
<< стр. 3
стр. 4

<<КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ
Все материалы номера
Графо построители >>