ПАБ НА УГЛУ
 
27.05.2003
Сьюлетт Дрейфус
(при участии Джулиана Ассанжа) Перевод с английского А. Лущанова


 
стр. 1
стр. 2 >>

Мы публикуем отрывок из выходящей в издательстве У-ФАКТОРИЯ в серии «Киберtime/non-fiction» книги Сьюлетт Дрейфус «Компьютерный андеграунд: Истории о хакинге, безумии и одержимости». Книга рассказывает о ярких фигурах австралийского хакерского подполья 1980–90-х годов, о покалеченных судьбах, о распаде сообществ молодых энтузиастов, так походивших сначала на теплую компанию друзей, собирающихся в пабе по соседству. — Л.Л.-М.

Его спальня была обычной мальчишеской комнатой. Встроенные стенные шкафы, кровать, на одной стене комнаты — плакаты с изображениями старинных автомобилей. Окно, выходящее на соседский двор, заросший листвой. Стопка компьютерных журналов, с названиями вроде Nibble или Byte.

Несколько книг по программированию. Учебники VAX/VMS. Книг немного, среди них неплохая подборка научно-фантастических романов Артура Кларка. «Автостопом по Галактике».1 Словарь китайского языка, которым он пользовался, когда учился в школе «Мандарин», и после, когда продолжал самостоятельно изучать язык в попытке удержаться на своей первой работе. Apple II, модем и телефон разместились на большой чертежной доске и столике в ногах его постели. Craig Bowen поставил телевизор сразу за компьютером, так что мог сидеть на кровати, смотреть телевизор и одновременно наблюдать, что происходит в Pacific Island. Позже, когда появился Zen, он поставил его рядом с PI. Это было отлично устроено.

Pacific Island вряд ли представляет интерес с точки зрения современных стандартов Unix и Интернет, но в 1987 году это была впечатляющая машина. PI (местные юзеры произносили это «pie»2) имел жесткий диск на 20 мегабайт — поистине чудовищный объем памяти для тогдашнего домашнего компьютера. На установку одного только PI Craig Bowen истратил около 5000 долларов. Он любил обе системы и проводил много времени, пестуя их.

Как и на большинстве BBS, на PI и Zen не взимали никакой платы с пользователей. Этот юноша с мягкими чертами лица, полумальчик-полумужчина, который со временем приютил на своей скромной BBS многих умнейших компьютерных и телефонных хакеров Австралии, мог позволить себе платить за свои компьютеры. Во-первых, он жил с родителями, во-вторых, у него была постоянная работа в Telecom, в то время единственной телефонной компании Австралии.

PI посещало около 800 пользователей, 200 из которых постоянно висели в системе. У PI была собственная телефонная линия, не зависимая от домашнего телефона, поэтому родители Craig Bowen’а не расстраивались из-за того, что телефон вечно занят. Позже он провел еще четыре телефонные линии для Zen, в которой было около 2000 пользователей. Благодаря опыту, полученному в Telecom, Craig Bowen установил множество нестандартных, но вполне легальных устройств в своем доме. Коммутаторы, телефонные переключатели. В телекоммуникационном плане дом Craig Bowen’а был похож на старый автомобиль с усовершенствованным двигателем.

Craig Bowen сразу решил, что если он хочет сохранить работу, то ему лучше не предпринимать ничего незаконного в отношении Telecom. Однако австралийская национальная телекоммуникационная сеть была подручным источником технической информации. Так, у него был легальный доступ в компьютерную систему Telecom, где он мог очень многое узнать о ее коммутаторах. Но он никогда не использовал эту учетную запись для хакинга. Большинство серьезных хакеров исповедовали такую же философию. У многих были легальные компьютерные учетные записи в университете, но они свято оберегали их невинность. По выражению одного хакера, основное правило подполья гласило: «Не гадить в своем гнезде».

PI состоял из общедоступного и частного сектора. Общий сектор был похож на старинный кабачок. Любой мог забрести в него, плюхнуться на табурет у стойки и завязать разговор с компанией. Достаточно было просто позвонить в систему через модем и сообщить сведения о себе — настоящее имя, хэндл, номер телефона и другие детали.

Многие пользователи BBS давали ложную информацию, с тем чтобы скрыть свою настоящую личность, и многих операторов это не слишком волновало. Но только не Craig Bowen’а. Посещение хакерского сайта было связано с риском даже до того, как были введены антихакерские законы. Пиратское программное обеспечение было незаконным. Хранение данных, скопированных во время хакерских набегов на иностранные компьютеры, также могло считаться незаконным. Желая избежать контактов с полицией и репортерами, Craig Bowen старался проверять персональную информацию о каждом пользователе PI и звонил ему домой или на работу. Иногда ему это удавалось. Иногда нет.

Общественная секция PI приютила несколько дискуссионных групп, где собирались любители поболтать о главных производителях ПК — IBM, Commodore, Amiga, Apple и Atari — наравне с фанатами популярной группы Lonely Hearts3.
Система Zen стала более сложной младшей сестрой PI. Через два года работы PI Craig Bowen открыл Zen, одну из первых австралийских BBS, имевших больше одной телефонной линией. Главная причина открытия Zen заключалась в его желании положить конец тому, что компьютерные пользователи постоянно беспокоили его. Когда кто-то входил в PI, первое, что он делал, был запрос онлайн-чата с системным оператором. Apple II, на котором размещался PI, по современным стандартам был крайне примитивной системой. Craig Bowen не мог сделать его многозадачным. Он не мог работать за своей машиной, не мог даже проверить почту, пока в PI был посетитель.


1 (назад)«The Hitchhiker’s Guide to the Galaxy» — радиоспектакль BBC (1978), а затем и книга Дугласа Адамса, образец юмористической фантастики. — Здесь и далее — прим. перев.
2 (назад) «Пай», пирог (англ.).
3 (назад) «Одинокие сердца» (англ.).


 
стр. 1
стр. 2 >>

<<Защита от защиты
Все материалы номера
Закат солнца вручную >>