Альтернативная фотография
 
20.05.2003
Александр Звягин

Начало девяностых годов разделило людей на несколько социальных групп. Сейчас можно только гадать, повезло ли молодому поколению, чье взросление пришлось на последнее десятилетие прошлого века. Но факт остается фактом: молодежь адаптировалась и вполне ориентируется в современном российском обществе; у нее сложились свои ценности, стереотипы и способы выживания.

Старшее поколение, которому к первой половине 1990-х было за тридцать, имело к тому моменту уже сложившиеся способы выживания, которые так или иначе помогли этим людям приспособиться к изменившейся ситуации.

Впервые цветные снимки по описанной технологии появились более ста лет назад, сделал их в 1891 году французский физик Габриэль Липман. Для создания зеркального слоя он использовал ртуть, налитую в камеру, на нижней горизонтальной поверхности которой и формировалось изображение. На поверхность ртути помещалась еще мокрая фотопластинка — и дальше шел процесс экспозиции. Тогда он был долог и занимал несколько часов, так как при мелком зерне эмульсии снижалась ее чувствительность.
За свои работы Липман получил Нобелевскую премию, однако современная цветная фотография построена на других принципах: нашлись технологии и подешевле, и попроще. Однако исследования Липмана до сих пор актуальны, но уже в контексте голографических технологий.

Но есть еще третье поколение, которое сейчас нередко называют потерянным. Это те люди (как правило, в возрасте от 20 до 30 лет), личностное становление которых пришлось на эпоху ТУ, а вот применять свои навыки им пришлось в эпохе ЭТОЙ, не имея, в отличие от людей постарше, никакого профессионального опыта. Возникает парадокс: люди этого поколения умны, но совершенно не обучены практике реализации своих идей. Даже в тех случаях, когда идеи имеют несомненную коммерческую ценность! Или не замечают упущенных возможностей, или бесплодно ищут их — потому что не знают, что искать…

А много ли им нужно? Всего лишь нормальный дом, приличных соседей, возможность добираться до работы на машине, а не в разбитом автобусе, да работу — такую, чтобы и денег немножко приносила, и радовала.
Вот эти люди и думают: «а смог бы и я так же, как Билл Гейтс?…»

Можно ли повторить его успех с наименьшими вложениями? Создать что-либо своими силами, не уговаривая представителей полукриминальных структур предоставить кредит под залог квартиры и собственной шкуры.

Сакраментальные вопросы, которыми задается едва ли не половина человечества. Вот и попробуем выделить признаки успеха выдающихся людей и найти то универсальное звено, которое их всех объединило1.

Veni, Vidi… Sale

По этой теме переведено немало книг, но в силу своего «места рождения» большинство литературных спекуляций ориентированы на западного читателя и идеи, изложенные в них, могут быть поняты, но не приняты российским читателем. Наша задача — выделить основное, а доработать предложенные способы до соответствия нашим реалиям, думается, сможет каждый.

У всех знаменитых людей, начинавших дело без стартового капитала2 и потом оказавшихся на коне, была прежде всего уникальная идея, которую они сумели продать. Разумеется, эта идея  уже существовала. Поэтому второй компонент успеха: успешные люди смогли так адаптировать, преподать некую вещь, что она была воспринята с интересом.

И здесь возникает третья составляющая нашего рецепта: массовый спрос. Нужно поймать нечто, что витает в воздухе. Что-то такое, о чем люди уже слышали, но не очень хорошо представляют себе, что это такое. Конечно, нужно хорошо разбираться в предмете, чтобы оценить перспективы пылинки, на которую потом, возможно, нарастет жемчуг, и немного быть экономистом, чтобы выгодно ее продать.

По этой схеме действовали все «герои от капитала», начиная с золотых лихорадок прошлых веков и заканчивая известными высокотехнологичными корпорациями. Значит, дело лишь за идеей.
Возникает вопрос: а остались ли в современном мире невостребованные, но перспективные идеи? Да бог с вами! В нашей стране невостребованных идей — море. Таких, что при умелом маркетинге могут через несколько лет прокормить если не корпорацию, то, по крайней мере, крупную фирму.

Вот и вспомним старые забытые изобретения, которые положены на полку за давностью лет и которые обошли стороной другие первопроходцы, имеющие сейчас собственные мегакорпорации.

Делать деньги на старых советских камерах можно и без каких-либо технических нововведений. Главное тут — правильное позиционирование.
В связи с этим стоит вспомнить такое уникальное явление, как ломография. Ломографы — это примитивисты от фотографии, сознательно нарушающие каноны создания фотографий. Ломографы не снимают фотографии, они снимают жизнь. Точнее, ломография — это часть их жизни, а не ее отражение.
Вот десять золотых правил ломографии:
1 Всегда иметь при себе камеру.
2 Снимать в любое время дня и ночи.
3 Ломография — это не вмешательство в твою жизнь, а часть ее.
4 Снимай с бедра.
5 Подходи к объекту съемки как можно ближе.
6 Не думай.
7 Будь быстр.
8 Ты не знаешь заранее, что получится.
9 Да и после съемки не знаешь тоже.
10 А теперь забудь все правила и снимай.
Слово «ломография» берет начало от легендарной советской камеры «Ломо-компакт», но увлечение «бессознательной» съемкой уже давно вышло за пределы нашей страны. Какой камерой снимать — неважно, главное, чтобы она была небольшой (так просто удобней) и чтобы снимки обходились недорого. В последнее время все большую популярность получает цифровая ломография (из-за предельно низкой стоимости снимков). Возможно, она станет еще популярнее за счет распространения мобильных телефонов со встроенными камерами и повсеместного внедрения технологии MMS.

Комментарий эксперта

Поскольку процесс Липмана требует увеличения зерна изображения, чтобы оно было сравнимо с длиной волны предметного луча, а современная фотография стремится к уменьшению зерна для повышения резкости, разрешение этого конфликта представляется неосуществимым. Как говорится, «в одну упряжку впрячь не можно коня и трепетную лань...»
Александр Филонов,
редактор журнала «Домашний компьютер»

Голографический этюд

Для начала поставим себе цель… ну, например, снимать голограммы самым обычным фотоаппаратом. «Ого! — скажет читатель, — это не по зубам многим современным исследовательским центрам!» А в чем, собственно, трудность?

Вспомним, что представляет собой принцип «классической» голографии. На фотопластинку подается две световых волны (опорный и предметный лучи) и в ней формируется картина интерференции, в максимумах которой засвечивается фотоэмульсия. Посветив затем на голограмму таким же опорным лучом, мы увидим оригинальную картинку. Сложность в том, что опорный луч обязан быть когерентным. А необходимую степень когерентности для голографии может обеспечить только лазер.

Мы тоже можем гордиться вкладом соотечественников в фотографические технологии. «Компьютерра» уже писала о Сергее Прокудине-Горском, который еще в начале прошлого века умудрялся делать цветные снимки камерой собственной конструкции (см. «КТ» ##415, 419). Сейчас эти снимки восстановлены и хранятся в библиотеке Конгресса США (lcweb2.loc.gov/pp/prokquery.html).

Изображение в итоге получится монохромным. Но что, если заставить интерферировать луч света с самим собой? Поставим вплотную позади слоя эмульсии зеркало. Предметный луч из объектива камеры пройдет через эмульсию, отразится, и… снова пройдет обратно через тот же слой. Разумеется, зеркало должно иметь внешнее покрытие и быть плотно прижатым к слою эмульсии на фотопленке — только тогда выполнится условие когерентности. А вот саму пленку можно и нужно взять черно-белую!

В результате проявления на месте интерференции в эмульсии появятся темные слои, состоящие из зерен металлического серебра, расстояние между которыми будет равняться половине длины волны предметного луча.
Пленка должна быть с тонкослойной эмульсией, так как зона устойчивой интерференции уходит вглубь всего на несколько микрон — не более десяти. Если слой будет толще, остальная эмульсия просто почернеет, снизив этим контрастность снимка (и эквивалент чувствительности пленки). Из тех же соображений следует и второе условие: мелкое зерно серебра в эмульсии, расстояние между ее слоями в проявленной пленке составляет доли микрона. Но для современных пленок это уже не проблемы.

Механизм восстановления изображения в отраженном свете тривиальным не назовешь, но оно получится цветным — причем не таким, как у любого (чувствуете — мы поймали условие массовости!) современного фотоаппарата — сформированным из трех основных цветов, а подлинным, повторяющим спектр оригинала!

Остается решить еще одну проблему — плотного прилегания пленки к зеркалу. Да и откуда его взять, само зеркало? Попробуем заменить в обычном фотоаппарате (для этого, например, подойдет старый, заслуженный «Киев») пластину, прижимающую пленку со стороны крышки, зеркальцем с внешним покрытием. В самом простом случае — отполированной серебряной пластиной таких же размеров.

Вот вам и рецепт «серебряной пули», который при умелом развитии способен составить конкуренцию всем существующим на рынке фотоаппаратам «классической технологии». Осталась «раскрутка». Представим себе мыльницу для моментального фото, в которой зеркальный слой уже интегрирован в саму фотопластинку. Только выдающую не темное невзрачное нечто, а красочную голограмму с идеальной цветопередачей! Чем не реклама? Получив практические результаты и освоив технику, построим на этом свою рекламную кампанию, и начинать можно будет с простой продажи переделанных фотоаппаратов.


1 (назад)В своем стремлении проанализировать деятельность людей талантливых и добившихся успеха автор не оригинален. Еще в 1998 году у нас в стране был издан любопытный трехтомник Дилтса, посвященный как раз этой теме (Роберт Дилтс, «Стратегии гениев». — Класс, 1998). — Прим. ред.

2 (назад) К сожалению, легенды о миллиардерах, начинавших свой путь с торговли апельсиновым соком, не более чем легенды. Но у многих сегодняшних миллионеров действительно были не самые выгодные стартовые условия — Прим. ред.


<<Бесплатная бесплотность
Все материалы номера
СИСастая РДРАМА >>