За одной партой
 
20.05.2003
Денис Викторов

Казалось, в течение всего месяца ничего интересного не случится: праздники. Главы большинства ИТ-компаний, как обычно, разъехались на отдых. Кто-то погружался в морские глубины. Кто-то, напротив, отрабатывал технику скоростного спуска на горнолыжных курортах. А затем публика ринулась на выставку «Связь-Экспокомм», после весенних каникул на контрасте превратившуюся чуть ли не в ключевое мероприятие сезона.

И все-таки событие месяца произошло. Холдинг ЛАНИТ приобрел контрольный пакет акций группы компаний DPI. Проще говоря, речь идет о слиянии двух крупных ИТ-компаний, играющих заметную роль сразу в нескольких сегментах. Разумеется, в финансовом отношении сделка никоим образом не может быть уподоблена прошлогоднему слиянию HP и Compaq. И все же стратегический альянс, заключенный между российскими компаниями первого эшелона, становится одним из первых подтверждений высказывавшейся в течение последнего года гипотезы: наш рынок ИТ ждет череда слияний и поглощений.

Группа DPI, получившая в лице ЛАНИТ стратегического инвестора, — крупный дистрибьютор компьютерного оборудования, ориентированный прежде всего на сферу издательских технологий. Одновременно DPI представляет в России интересы Apple Computer и SGI. В 2002 году, по официальным данным, оборот группы составил $80 млн. В чем смысл сделки для этой стороны? Президент компании Евгений Бутман не скрывает: «Потребность в финансировании удовлетворялась главным образом за счет кредитования — но сейчас этот подход себя исчерпал, и возникла необходимость замещения кредитной схемы на инвестиционную. Необходимость укрупнения бизнеса также не имеет альтернативы…»

В свою очередь, Георгий Генс, глава ЛАНИТ — одной из ведущих дистрибьюторских и проектных компаний — подчеркивает, что слияние, по сути, является продолжением принятой на вооружение стратегии «стать крупнейшей компанией на российском рынке информационных технологий и выйти на мировой рынок».

Итак, налицо поиск средств роста: по предварительным оценкам, в 2003 году совокупный оборот объединившихся компаний может составить не менее $270 млн. Остается только понять, в чем истинный смысл этого самого «роста», является ли он самоцелью, результатом личных амбиций собственников компаний или все-таки — следствием объективных рыночных тенденций. Тем более что о наступлении эпохи консолидации бизнесов на российском рынке информационных технологий говорят люди знающие и весьма уважаемые.

Так вот, если оставить в стороне борьбу за первые места в рыночной иерархии компаний и персон, явственно обозначится западня, в которую попали ведущие игроки индустрии информационных технологий. Все они — на самом деле предприятия среднего бизнеса. Даже по российским меркам.

Средств для развития им нужно все больше. Но процесс их привлечения до сих пор остается весьма нетривиальным занятием. Такой роскоши, как фондовый рынок, у нас в полном смысле слова нет. А значит, и нет отлаженного до мельчайших процедурных нюансов способа привлечения массовых частных инвестиций. Да и в структурном отношении средние по масштабам бизнеса компании оказываются в каком-то промежуточном положении. Управлять подросшим бизнесом так же, как пять-десять лет назад, уже невозможно. Но строить полноценную систему управления, типичную для крупной компании, вроде бы рано. Доходы постепенно растут. Но возрастают и расходы. Развитие стоит денег. А значит, экономическая устойчивость компаний снижается: на взлете достаточно легкого бокового ветра, чтобы свалиться в штопор. А у нас на рынке не то что ветер — бури по два раза на дню.

Компании, надолго, а может быть, навсегда засевшие во второй лиге, лишены многих проблем, которые приходится решать представителям среднего бизнеса. «Середняки» же быстро обретают букет сложностей, типичных для крупного бизнеса, в то время как все ожидаемые преимущества обидным образом задерживаются в пути. Евгений Бутман, один из участников вышеупомянутой сделки, четко обозначает подобную ситуацию: «доходы как у маленькой компании. А расходы — уже как у большой».

Похоже, именно это обстоятельство имеют в виду те, кто пророчит наступление эры слияний и поглощений на российском рынке ИТ.

Кто-то осознанно сидит на задней парте, имеет гарантированную тройку с минусом и редко несет издержки. Например, связанные с «вызовом к доске». Таких считают маргиналами. Но это, возможно, стратегия. Кто-то, напротив, давно и намеренно ходит в отличниках, точно так же получая соответствующие выбранной стратегии бенефиты. А вот тем, кто в середине, приходится определяться. Назад, к маргиналам? Выглядит ощутимой потерей. Вперед, к отличникам? Тогда не обойтись без инвестиций.

Похоже, этот как раз та ситуация, в которой оказались сегодня многие представители среднего российского бизнеса, причем действующие не только в сфере ИТ. И если только слияние компаний способно принести желаемые результаты, к подобной технологии вскоре действительно могут прибегнуть многие.

Впрочем, главное — правильно выбрать того, с кем в течение долгого времени придется делить одну парту. 


<<Трафик
Все материалы номера
Трудно быть первым >>