Атипичная истерия
 
13.05.2003
Александр Карпов

Татарскому хану Кипчаку, прямо скажем, не слишком везло. Бесплодная осада генуэзского поселения Кафы на Черном море (ныне Феодосия) осложнялась тем, что воины Кипчака принесли с собой из степей страшную лихорадку, которая за неделю сводила в могилу любого ею заразившегося. Слава богам, что подхватить заразу при непосредственном контакте было практически невозможно, а кочевой образ жизни несколько предохраняет от заболеваний, которые распространяются животными-переносчиками. 

Средневековое ОМП

Впрочем, хан недолго оставался бы полководцем, не умей он быстро находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Чтобы избавиться от трупов и заодно досадить упрямым защитникам Кафы, он придумал перебрасывать тела сраженных лихорадкой в крепость с помощью катапульты. Через несколько недель Кафа практически вымерла, и только несколько состоятельных семей смогли выкупить у Кипчака право покинуть стены крепости и вернуться в Геную.

Однако было уже поздно. В Италию прибыли корабли, заполненные живыми мертвецами. Зрелище так потрясло городские власти, что они запретили кому-либо сходить с корабля, оставив обреченных умирать на борту. Мера столь же жестокая, сколь и бесполезная. Каким-то образом (вероятно, с корабля сбежало-таки несколько крыс) таинственная болезнь проникла в город. После этого остановить ее было нельзя. За неполные пять лет от бубонной чумы погибло 25 миллионов человек, почти треть населения Европы. Знай об этом Кипчак — наверняка бы порадовался столь эффективному военному решению. И тому, что, наверное, первым в истории применил биологическое оружие.

К 1352 году первая волна эпидемии сошла на нет. Однако еще несколько веков люди со страхом ожидали возвращения чумы (и иногда дожидались — можно вспомнить хотя бы лондонский мор 1666 года), полагая, что чума — это кара за грехи и безбожие. То, что болезнь косила всех, и правых, и виноватых, — никого не смущало. Оценить последствия страха, длящегося веками, и влияние ограничений, спровоцированных им, вряд ли возможно с достаточной точностью.
Но история повторяется. В этом году человечество столкнулось с заболеванием, которое оказывает на мир столь же парализующее действие, что и чума.

Чума XXI века

Пресса легко жонглирует словами. Чумой XXI века называли и СПИД, и рак легких, и лихорадку Эбола, однако большинство из этих напастей угрожает только определенным группам населения. По крайней мере, такого мнения придерживается официальная наука — хотя есть неподтвержденные данные о неоднозначной природе распространения СПИДа. К «демократичному» раку легких тоже привыкли, многие даже не знают, что это — болезнь нового времени, впервые описанная только в Первую мировую. Кроме того, считается, что рак легких угрожает, прежде всего, активным курильщикам, как будто это дает гарантии безопасности тем, кто ведет здоровый образ жизни.
Так или иначе, атипичная пневмония, или SARS, — пожалуй, первое за последние несколько десятков лет заболевание, которое действительно повергло человечество в шок. Разумеется, свою роль сыграли и скорость распространения, и отсутствие эффективного медикаментозного лечения, и недостаток информации о новом заболевании. До сих пор нет единого мнения по вопросу групп «повышенного риска». В разных регионах разная статистика. Где-то заболевают в основном пожилые люди, где-то, наоборот, молодежь. Высказывались даже предположения, что вирус мутирует, и сегодня медикам всего мира приходится бороться не с одним вирусом, а с несколькими его разновидностями.

Как пишется «переносица»?

Торговая выставка Softex, намеченная на конец апреля, была отменена в связи с эпидемией SARS. Обычно в этой выставке участвует порядка двухсот компаний, однако в этом году 90 процентов потенциальных участников сказали, что надеются на ее отмену или перенос. А 80 фирм, в том числе такие монстры, как IBM, Acer и HP, заявили, что отказываются принимать в ней участие. Причина отказа не только в нежелании посылать своих сотрудников в Тайбэй, но и в опасениях, что выставка не соберет должного количества посетителей. Если обычно Softex посещают более 300 тысяч человек, то в этом году, по самым оптимистичным прогнозам, можно было ожидать не больше половины от этого количества.

Computex — самая раскрученная компьютерная выставка из проходящих в Тайбэе – отложена на неопределенный срок по тем же причинам. Вероятно, она пройдет в сентябре или октябре, если к тому времени истерия уляжется. Точную дату обещают назвать в конце мая. Согласно предварительному опросу, проведенному организатором выставки, Тайбэйской компьютерной ассоциацией, среди тех, кто подал заявки на участие в выставке, 59 процентов высказалось за перенос мероприятия, 35 процентов вообще хотело бы отменить выставку в этом году, и только 6 процентов потенциальных участников сказали, что готовы развернуть свои стенды, как и предполагалось ранее, со 2 по 6 июня.

Между тем перенос Computex — довольно болезненная мера. Прежде всего для участников. Дело в том, что сроки проведения выставки взяты не с потолка — именно в это время большинство компаний показывает свои новые разработки и, получив обратную связь от покупателей, запускает наиболее популярные модели в производство. В розницу большинство этих продуктов попадает к началу осеннего сезона продаж, в сентябре. Поэтому перенос выставки на сентябрь-октябрь лишает компании возможности проверить свои разработки «в деле».

Кроме того, если Computex проводить в октябре, то его вполне может затмить ноябрьский Comdex Fall, да и в азиатском регионе проводится немало специализированных выставок, которые вполне могут оттянуть на себя некоторых участников. К примеру, в сентябре в Тайбэйском Международном торговом центре пройдет Semicon Taiwan, в октябре — Taitronics и Taiwan Printed Circuit Association.

«Компьютерра» уже писала об отмене тайбэйской сессии Intel Developer Forum, которая должна была состояться в середине апреля.

Этим список перенесенных или отмененных мероприятий не исчерпывается. Десятки менее масштабных выставок, встреч и конференций были также отменены или перенесены на неопределенный срок. 1 апреля не состоялась конференция ATI, посвященная выходу Radeon 9800 Pro, 22 апреля не было презентации AMD Opteron, запуск MSI Mega PC отложен на неопределенное время, представление публике Nvidia NV35 состоится теперь только в рамках E3… Список можно продолжать и продолжать.

Кроме того, нельзя забывать и о том, что многие европейские и американские компании практически свернули или существенно ограничили свою деятельность в «опасном регионе», закрыв представительства. Не лучшим образом скажутся на ИТ-рынке и ограничения на деловые поездки, в срочном порядке введенные во многих ИТ-фирмах. Эффект от этого решения, думается, будет очевиден через несколько месяцев, пока же убытки несут в основном тайваньские компании, почувствовавшие всю тяжесть от сокращения продаж в Китае.

Не было бы счастья

Эпидемия чумы принесла с собой не только миллионы смертей, но и Возрождение. Кто знает, возможно, не будь этого мора, не было бы и эпохи Ренессанса, когда религиозный взгляд на мир на недолгое время сменился взглядом критическим, научным. Также известно, что чума значительно облегчила положение крестьян — теперь они были на вес золота и могли выторговать себе более выгодные условия у землевладельцев. Вообще, экономическая составляющая эпидемии сама по себе крайне любопытна и вполне могла бы стать темой для статьи в экономическом журнале. Нам же важно отметить, что чума заметно изменила экономический облик средневековой Европы. Возможно, в лучшую сторону.

Так и в случае с атипичной пневмонией. Есть и те, кто выиграл от эпидемии. Кому на руку поднявшаяся истерия, догадаться нетрудно. Конечно же, компаниям, способным подхватить повисшие в воздухе заказы, которые не могут быть выполнены китайскими подрядчиками.

Сейчас китайский рынок ПК понемногу сужается. Тайваньские фирмы уже были вынуждены подкорректировать свои прогнозы о прибыли — в сторону снижения, конечно. Так, Acer ожидает, что продажи техники в Китае вырастут не на 50 процентов, как предполагалось, а лишь на 30-40. Но этим дело не ограничивается. Некоторые компании, столкнувшись с тем, что нормально вести дела в Китае сейчас не представляется возможным, уже готовы перенаправить заказы другим подрядчикам — за пределами Китая. И желательно — вообще не в Юго-Восточной Азии. Выиграть на этом могут, например, такие фирмы, как Flextronics (Сингапур) и базирующиеся в Калифорнии Sanmina-SCI с Solectron.

Например, о своем желании передать часть заказов новым партнерам полуофициально заявили представители Quanta и Compal. Обе компании тесно связаны с континентальным Китаем, и теперь им приходится придумывать обходные пути, чтобы минимизировать свою зависимость от «большого брата». Руководители этих фирм прекрасно понимают, что подобное решение может привести к значительным издержкам, однако не видят другого выхода, поскольку в скорое появление вакцины от SARS мало кто верит.

Кроме того, на коне оказались компании, обеспечивающие проведение видеоконференций и услуг VPN. Многие офисы перешли на «виртуальный» режим работы, когда большая часть сотрудников остается дома и доступ к ресурсам компании получает через VPN. Некоторые технологии даже пришлось выдать на-гора сырыми. К примеру, Virtual Integrated Teaching and Learning Environment не была доведена до ума, однако эпидемия вынудила разработчиков предложить продукт as is, и уже через два дня технология использовалась в шестидесяти средних школах, объединив учителей с 65 тысячами учеников.

«Повезло» и производителям инфракрасных детекторов — спрос на их продукцию нежданно-негаданно взлетел до небес. Сейчас инфракрасными камерами спешно оборудуют аэропорты, больницы и пр. Толку от этой техники не очень много, потому что распознать с ее помощью переносчиков вируса, у которых еще нет ярко выраженных симптомов, невозможно, но людей подобные меры успокаивают.

Экономисты, между тем, отмечают, что экономика Китая сегодня находится в необычном для себя состоянии стагнации. Тут дело даже не в том, насколько страшна атипичная пневмония сама по себе, а в том, насколько страшной она кажется обывателю. Представители ВОЗ уже отметили, что ущерб экономике наносит преувеличенный страх перед SARS. Высокие технологии пока что отделались легким испугом — настоящие убытки терпит сегодня туризм, который до последнего времени был одним из основных источников дохода стран Юго-Восточной Азии.


<<Интернет и расистская пропаганда
Все материалы номера
Быстрая заморозка >>