Быстрая заморозка
 
13.05.2003
Сергей Задорожный

Вот уже лет пять, как я не покупаю диски наобум. У меня есть несколько любимых исполнителей, новые альбомы которых я приобретаю всегда, однако в большинстве случаев, отправляясь в музыкальный магазин, прекрасно знаю, что куплю. Более того, все будущие покупки я уже не раз прослушал и убедился — это именно то, что мне нужно. Спасибо пиратам — большинство интересующих меня альбомов появляется в Сети за несколько недель до официального релиза. Спасибо неизвестным мне доброхотам, которые оцифровывают промо-диски и выкладывают их в Сеть. Спасибо, в конце концов, тем, кто поставляет на российский рынок промо-DVD с качественной картинкой почти одновременно с выходом фильмов в американский кинопрокат. В противном случае я бы, как и часть моих соотечественников, думал, что в «Чикаго» поет Киркоров.

На мой взгляд, мир устроен очень разумно. Перед покупкой аудиодиска я имею возможность прослушать его. Перед покупкой книги — хоть и не люблю читать с экрана — обычно могу составить о ней представление, проглядев отсканированную версию. И если российские кинопрокатчики считают, что я готов смотреть на г-на Гира, который поет голосом г-на Киркорова, то я могу с легким сердцем наплевать на их мнение и купить (за отсутствием лицензионного) пиратский диск. С моей точки зрения, это называется свободой выбора.

Я не хочу оправдывать сейчас пиратов и тех, кто пользуется их продукцией, не думая о том, что производители контента — музыканты, композиторы, актеры, режиссеры — тоже должны что-то получать за свой труд. Оставим в стороне вопросы морали. Пираты предоставляют мне возможность выбора, которой я буду лишен, оставаясь в рамках закона. От моего «пиратства» не пострадал никто из тех исполнителей, которых я действительно люблю. А до остальных… Да какое мне дело до остальных — я с чистой совестью время от времени удаляю новые файлы с винчестера. Если исполнитель мне нравится — я покупаю диск, если нет — забываю его, как страшный сон. Вот и вся мораль.
Однако спокойной жизни совестливого пирата может через какое-то время настать конец.

Все на защиту копирайта

Сложности начались еще пару лет назад. Когда звукозаписывающие компании поняли, что ликвидация Napster не решает проблемы существования пиринговых сетей (бо всех не перевешаешь), то решили бороться с огнем огнем. Перечислю наиболее популярные способы усложнения жизни пользователям.

- защита дисков от копирования;
- продолжение террора в отношении пиринговых сетей;
- наполнение пиринговых сетей «фальшивками».

Все эти способы «хороши» по-своему. Особенно много проблем принес монстрам звукозаписи первый способ охраны своей собственности. Технологии защиты дисков от копирования поначалу были несовершенны, и первые пробные партии привели к судебным искам: на некоторых плейерах диски не только не копировались, но даже не проигрывались. А в отдельных случаях попытки прослушать такие диски на компьютере приводили к тому, что компьютеру «жертвы» требовалась перезагрузка. В последнее время страсти вокруг этих технологий поутихли, однако, на самом деле, защищенных компактов с каждым годом выпускается все больше — хотя защита дисков, как правило, примитивна и практически для каждой технологии защиты существуют способы ее обхода. Кроме того, даже американские законы (не говоря уже о российских) не запрещают мне сделать цифровую копию диска для себя. Однако покупатели дисков, защищенных от копирования, этой возможности теоретически лишены.

Судебные преследования пиринговых сетей первое время мешали, но в конце концов эти сети расплодились, да и их юристы кое-чему научились. В результате последние иски RIAA к Grokster и Morpheus (см. новость «Отвязная Казаа», стр. 13) удовлетворены не были. Судья посчитал, что владельцы P2P-сетей не несут ответственности за действия своих пользователей.

И наконец, третий способ. Самый действенный и самый неприятный для конечного пользователя — фальшивые mp3. В этом особенно преуспела компания OverPeer1, клиентами которой являются крупнейшие звукозаписывающие компании. Сами монстры звукозаписи не особенно афишируют свои отношения с OverPeer, но руководитель фирмы Марк Моргенстерн рассказывает о своей деятельности с удовольствием, не называя, конечно, имен клиентов. По его словам, метод, который применяет OverPeer, заключается в следующем. Сначала компания сканирует пиринговые сети в поисках пиратских файлов определенных исполнителей, запоминая их (файлов) названия. Потом выбрасывает в пиринговые сети те же треки, но с заметно худшим качеством звучания. В результате невинный меломан, потративший ночной dial up на загрузку очередного релиза от Universal, может долго наслаждаться хрипами и заиканиями, которые удачно сочетаются с мелодической основой трека.

Придумали это иезуитство два корейских инженера. Минус метода (а метод, кстати, запатентован) состоит в том, что для спуфинга пиринговой сети нужны серьезные технические ресурсы. В средней пиринговой сети — сотни тысяч компьютеров, и для того, чтобы заменить на большинстве из них правильные mp3 на «неправильные», необходимы тысячи аккаунтов. Так что метод довольно дорог и эффективен только на релизах, которые либо вообще не появились в Сети, либо не слишком распространены.

Эффективность метода была доказана совсем недавно — новый альбом Мадонны «American Life» был почти успешно заблокирован в пиринговых сетях фэйками («обманками»), в которых вместо музыки был записан голос поп-дивы, спрашивающей: «Какого хрена ты делаешь?»2 Впрочем, Мадонна за свою самонадеянность поплатилась очень быстро. Уже через несколько дней ее официальный сайт был взломан, и посетителей на первой страничке встречал список ссылок на серверы с «правильными» mp3 еще не вышедшего альбома.

Enjoy The Silence

В общем, вы уже поняли, что жизнь человека, пытающегося следить за музыкальными новинками по Сети, тяжела. Однако все вышеперечисленное — еще цветочки по сравнению с тем, что задумала RIAA. Практически все меры, которые планирует предпринять эта уважаемая организация по отношению к интернетчикам, незаконны, но вряд ли это кого-то остановит. В конце концов, последняя выходка Мадонны (как и вся деятельность компании OverPeer) тоже в какой-то степени может считаться незаконной — ведь нам под видом одного продукта пытаются впарить другой. Тот факт, что Мадонна за mp3 с нецензурными оскорблениями не берет ни гроша, роли не играет. Подробнее о легальности этой акции можно прочитать в статье Марка Раша на The Register (Madonna’s borderline MP3 tactics, www.theregister.co.uk/content/55/30559.html). Это не слишком очевидно, но действия Мадонны и OverPeer с недавних пор подпадают под антиспамерские акты, которые гласят, что поставщик услуги или продукта должен честно информировать возможного потребителя о содержании услуги и качествах продукта. Конечно же, придумано это для того, чтобы поставить в рамки тех же порноспамеров, в чьих посланиях заголовки писем обычно контрастируют с содержанием, однако ничто не мешает применить эти же законодательные акты к звукозаписывающим компаниям, которые под видом «честных» mp3-файлов распространяют неизвестно что.

Если у кого-то из американских пользователей пиринговых сетей хватит мужества и безумства подать на RIAA в суд, то дело должно получиться презабавным. Впрочем, вероятность подачи такого иска близка к нулю — понятно, что автоматически будет выставлен встречный иск за нарушение копирайта.

Так вот, как стало известно журналистам New York Times3, RIAA со товарищи не намерены останавливаться на достигнутом. Уже сейчас несколько софтверных компаний работает над уникальным программным обеспечением. Уникально оно не само по себе, а тем, что такого рода программные средства уважающие себя компании стараются не использовать. А если и используют, то старательно открещиваются от него.

Один из пакетов называется freeze. Он блокирует компьютер на определенный срок (от нескольких минут до нескольких часов) при попытке пользователя загрузить mp3 из пиринговой сети. Конечно, можно перезагрузиться, но сколько может быть потеряно данных лишь из-за того, что во время работы вам приспичило скачать что-нибудь новенькое на пробу?

Еще одна программа, которая находится нынче в разработке, является, по сути, обыкновенным троянцем, который при попытке скачать файл перенаправляет пользователя на страницу, где этот файл можно приобрести легально.

Третья программа, надо полагать, добавит головной боли провайдерам. Собственно, это даже не программа, а комплекс мер, призванный утихомирить самых активных меломанов. Защитники копирайта предполагают «замедлять соединение» подозрительных пользователей до уровня, на котором пытаться загрузить что-либо бессмысленно. Поскольку техническая мысль шагнула пока не слишком далеко, то ничего кроме банальной и абсолютно незаконной DOS-атаки в голову не приходит.

Четвертая программа сканирует жесткие диски пользователей и удаляет подозрительные файлы. Называется соответственно — silence, то бишь молчание.

После таких известий официальное сообщение о том, что RIAA собирается «спамить» пользователей пиринговых сетей, объясняя им, что воровать музыку нехорошо, кажется баловством. Между тем это веха. Впервые за всю историю своего существования RIAA пытается воздействовать непосредственно на пользователей. Раньше, если помните, защитники копирайта ограничивались исками к держателям пиринговых сетей и провайдерам, однако уже в этом году ассоциация подала в суд на четырех студентов и, по существу, выиграла дело, заставив каждого из них заплатить от 12 до 17 тысячи долларов штрафа.

Рассылка таких писем имеет не только психологическое, но и сугубо практическое значение. Если юристам Ассоциации удастся доказать, что пользователь А получал подобное послание, то осудить его за нарушение прав интеллектуальной собственности будет нетрудно, поскольку главного своего козыря («а откуда я мог знать, что это пиратские файлы?») он будет лишен.

И напоследок о хорошем. Против любого лома всегда найдется какой-нибудь прием, что бы там ни говорили скептики. Уже полгода как известна очень полезная программка PeerGuardian (xs.tech.nu), которая блокирует доступ к вашему компьютеру узлам, заподозренным в спаме или спуфинге. Программа, написанная специально в отместку RIAA за закрытие системы AudioGalaxy, работает вполне прилично, если не считать того, что для попадания в черный список узел должен провести хотя бы несколько атак.

Кроме того, разработчики пиринговых систем уже поговаривают о том, чтобы внести систему рейтинга узлов на уровне сети. Это, наверное, был бы оптимальный вариант. Представить себе принцип работы такой системы довольно просто на примере eBay, где каждый продавец получает свой рейтинг за счет отзывов покупателей. Конечно, это не гарантирует того, что вы не нарветесь на мошенника, однако заметно усложняет ему задачу.


1 (назад) На самом деле, таких компаний больше десятка, просто OverPeer — самая известная из них. — Прим. ред.
2 (назад) В оригинале эта фраза звучит пожестче: What the fuck do you think you are doing? (Cм. «КТ» #491.)
3 (назад) Software Bullet Is Sought to Kill Musical Piracy, Andrew Ross Sorkin, www.nytimes.com/2003/05/04/business/04MUSI.html (требуется бесплатная регистрация).


<<Атипичная истерия
Все материалы номера
Что это было? >>