Ребус Rambus
 
13.05.2003
Павел Данилов


 
стр. 1
стр. 2 >>

Февраль 1998 года. Компания Rambus объявляет о результатах двухлетнего сотрудничества с Intel: завершена разработка нового интерфейса памяти — Direct RDRAM. Питер Мак-Вильямс, ведущий специалист Intel по архитектуре платформ, вещает: «Это важная веха в переходе от сегодняшней PC100 SDRAM к Direct RDRAM в начале 1999 года». Джим Хэнди, руководитель и аналитик из Dataquest’s Memories Worldwide Service, еще более категоричен: «Мы видим начало новой эры — эры Rambus-PC. Intel ясно дала понять, что будет использовать Rambus в будущих поколениях PC». Лидеры индустрии выстраиваются в очередь за лицензией на Rambus — Fujitsu и Hitachi, IBM и Siemens, Samsung и Micron, Hyundai и LG, Texas Instruments и Toshiba… AMD заявляет о безоговорочной поддержке DRDRAM и обещает выпустить чипсет для своего процессора Athlon. Тринадцать производителей чипов памяти приступают к развертыванию производства. Характеристики новой памяти повергают в шок: 1,6 Гбайт/с пропускной способности с одного чипа, шестнадцать сдвоенных банков, частота передачи данных 800 МГц, — кажется, ничто не спасет безнадежно устаревшую PC100 SDRAM. Аналитики дают прогнозы: 50 процентов рынка памяти в 2001 году захватит продукция с логотипом Rambus. Статьи о Direct RDRAM в прессе полны оптимизма, порой доходящего до истерии.

Прошло пять лет.Доля памяти Rambus на рынке DRAM составляет около 3% и непрерывно уменьшается; Intel сконцентрировалась на DDR и уже больше года не анонсирует новых чипсетов с поддержкой памяти DRDRAM. Пока еще можно купить новую плату на i850E; память PC800 и PC1066 все еще присутствует в прайсах многих фирм. Но с каждым днем привлекательность этих решений падает; сборщики ПК стремительно сокращают ассортимент машин, оснащенных DRDRAM. Кажется, что Pentium 4 с шиной 800 МГц (QP) и чипсеты i865/875 c двухканальной DDR400 способны окончательно похоронить технологии Rambus для PC. Тем временем появляются ростки надежды: SiS начинает поставки набора логики R658, первого чипсета с поддержкой DRDRAM не от Intel. ASUS, SiS и Rambus заявляют о своих планах по разработке четырехканального чипсета на базе PC1200 DRDRAM для Pentium 4 с шиной 800 МГц QP. В то же время Rambus смотрит в будущее — видимо, более отдаленное будущее, чем эпоха DDRII, демонстрируя значительный интеллектуальный потенциал и способность предлагать разработки, опережающие потребности индустрии на много лет вперед. Речь идет о совокупности технологий под названием Yellowstone. Но начнем мы все-таки с рассмотрения «болезненного дитя» Rambus — DRDRAM.

Direct RDRAM

За время, прошедшее со времени анонса DRDRAM, вышло огромное число публикаций, описывающих принципы работы этой технологии и многочисленные результаты тестирования реальных систем. Здесь вы не найдете леденящих душу подробностей схем терминации или пошаговой инициализации контроллера — это не руководство для проектировщика системных плат. Мы сконцентрируемся на основных аспектах этой спорной технологии — преимуществах, которые слишком часто оборачиваются поражением (резюме выделены курсивом).

Канальнаяархитектура

Архитектура Direct RDRAM (так называемая система с длинным каналом) представлена на рис. 1. К контроллеру памяти Rambus (Rambus Memory Controller, RMC) через Rambus ASIC Cell (RAC) могут быть подсоединены до четырех каналов Rambus (Rambus Channel). В функции RAC входит синхронизация входящих в контроллер и исходящих из него сигналов. Канал Rambus — узкая шина всего из тридцати линий, в ней предусмотрены шестнадцать линий для передачи данных (плюс еще две линии для ECC), она поддерживает до 32 микросхем DRDRAM, или трех модулей RIMM (реально — до двух модулей). С обратной стороны канал Rambus терминируется серией сопротивлений. Каждая микросхема памяти DRDRAM независима, имеет шину данных, равную ширине канала — 16 бит. Канал синхронизируется с частотой от 267 до 533 МГц; за один такт происходит передача двух бит данных. Для хранения информации о параметрах чипов памяти на модуле имеется специальная микросхема SPD. Вот, собственно, и вся Direct Rambus DRAM. В принципе, канал Rambus — самодостаточная структура, и при желании можно разработать контроллер, поддерживающий более четырех каналов, проблема лишь в сложности и стоимости такого решения. Практически же были разработаны спецификации на контроллер RMC, работающий максимум с четырьмя каналами.

Узкая высокочастотная шина обеспечивает отменный показатель «пропускная способность на вывод» (PBW), который у DRDRAM примерно вдвое выше, чем у DDR SDRAM. Это имеет особенно большое значение для многоканальных конфигураций, так как уменьшает число проводников, упрощает разводку сигнальных трасс и удешевляет системные платы. Скажем, для двухканальных чипсетов под Rambus и DDR ситуация такова: MCH (северный мост) чипсета i850E имеет 615 выводов, а у E7205 — уже 1004 вывода при почти идентичной производительности и функциональности.

Высокая частота хороша еще тем, что цикл синхронизации очень короткий — 1,87 нс у PC1066 DRDRAM против 7,5 нс у PC2100 DDR, поэтому многие задержки, не связанные с обращением к ядру, занимают гораздо меньше времени. Об этом иногда говорят как о «тонкой гранулярности» (fine granularity) тактов. Почему же JEDEC, наиболее влиятельная организация по разработке стандартов памяти, продолжает цепляться за «устаревшую» 64-разрядную шину?

Проблема здесь в том, что хотя сужение шины и вызывает уменьшение электромагнитной интерференции, она тем не менее возрастает пропорционально квадрату частоты — и с целью уменьшения наводок микросхемы DRDRAM упаковываются в более дорогие корпуса типа BGA; применяется восьмислойная плата модуля вместо шестислойной у DDR SDRAM. Далее, поскольку данные реально считываются из банков по широкой внутренней шине, а передаются по узкой внешней, необходимы высокочастотные мультиплексоры и демультиплексоры в чипах памяти и контроллере, на лету «упаковывающие» данные в высокочастотный канал и выполняющие обратные операции. То же самое с адресами — они преобразуются в пакеты, которые демультиплексируются и декодируются специальными схемами внутри чипов DRDRAM. Конечно, все это приводит к увеличению размера кристалла и снижению выхода годных микросхем. В итоге при равных скоростных параметрах ядра, емкости микросхем и пиковой пропускной способности модуль RIMM всегда обойдется производителю заметно дороже, чем модуль DDR DIMM. Не менее важно, что усложняется не только память, но и чипсет, поскольку в нем тоже должны быть высокочастотные декодеры, мультиплексоры и демультиплексоры. Еще один минус — высокочастотная интерфейсная логика в микросхемах памяти рассеивает большую мощность, поэтому каждый RIMM с самого начала снабжался металлическим радиатором. Плохо, что по мере «взросления» технологии, роста частот и увеличения емкости чипов общее энергопотребление подсистемы памяти может стать серьезной проблемой. Для борьбы с тепловыделением были введены режимы пониженного энергопотребления — в точности как у процессоров, — в случае простоев часть схем перестает тактироваться, и тепловыделение падает. Правда, еще никто не придумал, как с помощью подобной схемы уменьшить выделение тепла в режиме с максимальным быстродействием, а ведь именно ради скорости и создавалась DRDRAM.


 
стр. 1
стр. 2 >>

<<Японский бог…
Все материалы номера
Революция № 9 >>