История и кризис
 
13.05.2003
Вадим Иванченко

Вторая мировая война. Авиация союзников наносит бомбовый удар. Впервые аэрофотосъемка была использована в военных целях аж в 1862 году, во время Гражданской войны в США. Тогда северяне фотографировали с аэростата оборонительные сооружения южан. В Первую мировую появились уже специальные разведывательные самолеты, оснащенные разработанными именно для этих целей фотокамерами. В Великую Отечественную фоторазведка активно использовалась и для добывания сведений об объектах противника, и для контроля результативности артиллерийских и бомбовых ударов. В 1942 году британские военные обнаружили с помощью аэрофоторазведки немецкий ракетный испытательный полигон в Пенемюнде. Но лишь через год они смогли квалифицированно дешифровать полученные снимки и проникнуть в одну из строжайше охраняемых тайн нацизма — производство ракетного оружия.

Самолет-разведчик U-2.В самый напряженный период холодной войны произошло несколько заметных событий в истории IMINT. Во-первых, в августе 1960 года США запустили первый в мире спутник-шпион KH-1, созданный по программе CORONA. Космические аппараты этой серии имели невысокое пространственное разрешение на местности, но с их помощью удалось обнаружить на территории СССР от 15 до 25 объектов, идентифицируемых как базы межконтинентальных баллистических ракет, в то время как американские военные считали, что этих баз должно быть от 100 до 250. Во-вторых, 25 октября 1962 года представитель США в ООН Стивенсон представил Совету Безопасности дешифрованные аэрофотоснимки, которые доказывали наличие советских баллистических ракет на Кубе.

Одно из мест дислокации советских ракет средней дальности на Кубе.На дешифрированном снимке видно расположение мест укрытия ракет, стартовых площадок, подъемников, обслуживающей техники. Незадолго до этого агентура донесла, что в одном из районов Острова Свободы наблюдается организованный отток местных жителей. Для проведения фотосъемки снарядили самолет-шпион U-2, один из «собратьев» которого годом ранее был сбит над Уралом. На полученных пленках дешифровщики Национального центра интерпретации фотоснимков ЦРУ (National Photographic Interpretation Center) обнаружили несвойственные для аграрной Кубы объекты: однотипные вытянутые тенты, тяжелую автомобильную технику, подготовленные площадки. Определив длину тентов, которая совпала с длиной баллистической ракеты средней дальности SS-4 (их фотографии были сделаны во время парада на Красной площади), американцы отсняли всю территорию Кубы, нашли еще несколько ракетных баз и получили козырную карту в военно-политическом противостоянии сверхдержав.

1944 год. На авиасборочном и ремонтном заводе Фокке-Вульф в Мариенбурге около 500 иностранных рабочих под контролем немецких инженеров и администрации ([1] — городок, где они живут) собирают, испытывают и ремонтируют истребители.
Авиация союзников уже бомбит Германию. Поначалу бомбежки редкие, немцы засыпают воронки грунтом [2].
Линия фронта все ближе к территории завода. Новые воздушные налеты разрушают ограждение [3], производственные корпуса [4] и коммуникации. На полное восстановление уже нет сил. Новое ограждение не возводится. На его разрушенных участках [5] оборудуются окопы [6]. По периметру завода копается ров [7]. На территории предприятия от завалов расчищаются лишь самые важные для производства элементы инфраструктуры, главным образом — внутризаводские дороги [8] к сборочным и ремонтным корпусам [9]. После разрушения сборочного корпуса [10] сохранившееся оборудование и самолеты выведены на площадку [11] и в поле [12], работа идет под открытым небом…
Дисциплина и «немецкий порядок» разваливаются. Иностранные рабочие уже не ходят в столовую строем по дорогам, — от каждого барака [13] протоптана своя тропинка [14] прямо по газонам.
Самолетов выпускается все меньше. Квалифицированных летчиков практически не осталось. Все реже садятся самолеты на взлетно-посадочную полосу авиазавода. Малоопытные летчики сажают машины «с  подскоком» после первого касания ([15] — следы на ВПП). Испытания навигационного и иного оборудования уже практически не проводятся. Несмотря на засыпанную воронку дорога к девиационному кругу [16] используется редко.
Завод продолжает работать. Главное — выпустить как можно больше самолетов.

 


<<На что нацелены спутники-шпионы
Все материалы номера
Imagery Intelligence >>