Джордж Беркли
Reloaded 06.05.2003 Преподобный Михаил Ваннах
Matrix — первопричина, источник. В начале 60-х представитель литературного поколения «рассерженных молодых людей», автор прославившего его на весь мир «университетского» романа «Счастливчик Джим»1 Кингсли Эмис обратился к литературоведению и написал блестящее изыскание о научной фантастике. Подлинным героем такой литературы являются не люди, но идеи, — примерно так можно сформулировать стержневую мысль «Новых карт Ада». Научная фантастика — литература идей. А кино? Кто является героем фантастического кино? Или, более узко, Hard Science Fiction, жесткой научной фантастики? Рассмотрим это на примере «Матрицы». Какие же идеи эксплуатируются в этом произведении? Матрица и Киберпанк Первый, самый распространенный ответ на этот вопрос обычно звучит так, что «Матрица», дескать, классический фильм в эстетике киберпанка, в котором визуализируются понятия виртуальной реальности и «бунта машин». У одних это вызывало бурный восторг. То, что герой Киану Ривза не просто клерк Томас Андерсон, но еще и крутейший хакер Нео, давало поклонникам возможность отождествить «Матрицу» с наступающим цифровым веком. Другие, скептики, брезгливо морщились от стандартного боевика, разворачивающегося в привычных интерьерах «Бегущего по лезвию бритвы». Самые проницательные, хотя и несколько склонные к конспирологии критики, подозревали, что «Матрица» есть не что иное, как маркетинговый ход индустрии высоких технологий, способствующий привлечению капиталов в быстро растущую отрасль. Насколько верны изложенные выше точки зрения? Ну, прежде всего, киберпанк. «КТ» обращалась к этой теме по меньшей мере дважды2. Напомним вкратце, что киберпанком называется абсолютно конкретное, вошедшее даже в «Британнику», литературное направление. Герои киберпанка живут в мире высоких технологий, созданных не ими и не для них. Живут по суровым, но объективным законам, однако и помыслить не могут, что эти законы могут быть относительны. Да и экономическая основа мира киберпанка, мира враждующих транснациональных корпораций, не имеет ни малейшего отношения к фильму братьев Вачовски. «Матрица» как маркетинговый ход, как рекламный трюк, долженствующий внести в сознание обывателя мысль о всепобеждающем могуществе высоких технологий? Да нет. «КТ» не раз писала о том, что, пожалуй, последними феодальными образованиями в современном мире остаются крупные корпорации, на долю которых приходится подавляющая часть доходов от хайтека, и, соответственно, рекламных бюджетов. А вполне гарибальдийский пафос фильма изрядно расходится и с корпоративной этикой, и с DMCA, не к ночи будь помянут… «Матрица» как апофеоз хакерской (в изначальном и позитивном смысле этого слова) идеологии? Нет, пожалуй. Набитые компьютерами интерьеры — это скорее дань природе кинематографического жанра, требующего визуальной, хорошо узнаваемой привязки к сиюминутной действительности. Именно поэтому, по причине работы с первой сигнальной системой, кино и является самым массовым искусством, важнейшим для всех тех, кто норовит управлять массами, основываясь на законах массовой психологии. И именно поэтому фильмы так быстро стареют, уходят в былое, как только теряют свою актуальность образы вчерашнего дня, становятся ценнейшими пособиями по истории тоталитаризма, как «Броненосец Потемкин» или «Триумф воли». В этом их отличие от литературы, адресующейся ко второй сигнальной системе и сохраняющей свою актуальность тысячелетиями.
А привлекательность «Матрицы» не сводилась к образам. Иначе слишком многие знакомые автора этих строк не смотрели бы ее столько раз3. Массы ведь состоят из людей. А люди, часто неосознанно, склонны задумываться над куда более глубокими проблемами, чем принято считать. Если на рынке товаров покупатель подсознательно оперирует всей имеющейся в распоряжении информацией, даже не выраженной вербально, то и на рынке фильмов, образов, текстов, идей происходит нечто подобное. Человека подсознательно тянет к тому, что его тревожит. Далее речь пойдет об идеях совсем не «цифровых», как склонны понимать их некоторые читатели «КТ», но достаточно важных для понимания сути и естественных, и общественных наук, дабы напомнить о них или обратить на них внимание широкому кругу мыслящих людей. В разговорах о «Матрице» с людьми, получившими добротное университетское образование, обязательно всплывала фигура епископа Беркли. Причем выяснялось, что большинство представляло его себе довольно схематично, чаще называя «солипсистом», нежели даже «субъективным идеалистом», как аттестовывали Джорджа Беркли советские курсы философии и энциклопедии. Так о чем же писал епископ Беркли? Как его труды соотносятся с современностью и предметом нашего разговора? 1 (назад)«Lucky Jim», Эмис К. Цитадель-трейд, 2002 (книга издана на английском языке). — Прим. ред.
|