Русский WAPрос 08.04.2003 Даниил Иванов
Прежде чем говорить о состоянии WAP в России, хотелось бы остановиться на вопросе определения объема аудитории WAP-сайтов, благо статьи на эту тему мне не попадались. Определение числа уникальных посетителей
Маломасштабный способ Именно этот способ использовался на первом этапе существования WAP-рейтинга «Наш WAP» (www.nevru.com/ WAP/indexrt.shtml). Основан он на том принципе, который к вебу неприменим вообще. Как известно, в «большом» Интернете безраздельно господствует Internet Explorer в нескольких версиях, которые в сумме занимают около 95% рынка. В области сотовой телефонии все совсем иначе. Существует много компаний, производящих сотовые телефоны, у каждой из которых обширный модельный ряд телефонов, и, более того, как правило, у каждой модели телефона существует много прошивок. Вероятно, вы уже поняли, к чему я веду: количество уникальных посетителей можно определять по количеству моделей телефонов (и их прошивок), с которых был посещен сайт, и умножать это число на некий коэффициент, больший единицы. Вопрос в том, каким должен быть данный коэффициент. При разработке WAP-счетчика он был принят равным 1,2. Это число можно рассматривать так, что на двенадцать случайно взятых обладателей сотовых телефонов окажется десяток моделей. Возможно, кто-то скажет, что повторяемость будет значительно больше, и количество моделей телефонов окажется, скажем, не десять, а восемь, но хочу заметить, что в данном случае под моделью телефона подразумевается не только собственно модель, но и версия прошивки. У одного лишь Siemens S45 наш счетчик зафиксировал их аж одиннадцать штук, но это крайний случай. Недостатки такого способа очевидны: количество посетителей WAP-сайта в принципе ограничено только количеством пользователей сотовых телефонов в стране/на планете (если не брать в расчет возможность захода на сайт с обычных компьютеров через WAP-браузеры), тогда как количество моделей телефонов на несколько порядков ниже. Крупномасштабный способ Суть его в том, что берется общее количество показов счетчика и умножается на масштабирующий коэффициент, меньший единицы. При таком способе оценочное количество уникальных посетителей будет больше, чем в маломасштабном способе (естественно, предполагается, что коэффициент будет соответствующим), однако не очень понятно, каким именно должен быть этот коэффициент — неизвестно, как часто один и тот же пользователь заходит на сайт. Но данный способ обладает очевидным преимуществом перед предыдущим: при любом росте количества посетителей сайта оценочное число уникальных посетителей будет расти пропорционально. 6 декабря 2002 года в Петербурге, втором российском городе по численности абонентов сотовой связи, оператор МегаФон ввел услугу GPRS в тестовую (то есть бесплатную для абонентов на время теста) эксплуатацию, а чуть позже аналогичный шаг сделало петербургское отделение МТС. Стал возможен бесплатный просмотр WAP-сайтов через GPRS, что, во-первых, привело к резкому росту посещаемости WAP-сайтов, а во-вторых, к тому, что число загрузок счетчика возросло на гораздо больший процент, чем число определяемых по маломасштабному способу посетителей. Поэтому на данный момент в рейтинге WAP-сайтов «Наш WAP» используется крупномасштабный способ. Масштабирующий коэффициент при этом принят равным 0,33. Это значение взято в основном из собственных наблюдений при WAP-серфинге и, разумеется, не претендует на истинность. То есть предполагается, что в среднем за день посетитель трижды загружает счетчик сайта. Возможно, в дальнейшем будет найден более точный способ определения числа уникальных посетителей. Ну или, наконец, IP-адреса у всех будут разные, чего, однако, не следует ожидать, по крайней мере, до перехода на протокол IPv6, когда проблема дефицита IP-адресов будет решена. Российский WAP
Популярность рубрик (процент от всех переходов из каталога, который приходится на сайты данной рубрики). В скобках указано число находящихся в ней сайтов.
Последние места рубрик «Спорт и туризм» и «Медицина» легко объяснимы: все-таки из всех рубрик эти наименее «ваповские» по своей сути.
|