Русский WAPрос
 
08.04.2003
Даниил Иванов


 
стр. 1
стр. 2 >>


Предлагающаяся вашему вниманию статья появилась в результате работы в Интернет-студии nev.ru над созданием портала WAP.nev.ru, содержащего в себе крупнейший в Рунете каталог WAP-сайтов.

Прежде чем говорить о состоянии WAP в России, хотелось бы остановиться на вопросе определения объема аудитории WAP-сайтов, благо статьи на эту тему мне не попадались.

Определение числа уникальных посетителей

Как известно, для веб-сайтов основным средством определения количества уникальных посетителей является подсчет уникальных IP-адресов, с которых люди посещали сайт. В случае сотовых телефонов и WAP-сайтов такой метод не работает. В переменные окружения сайта номер телефона не попадает, а IP-адрес у известных мне сотовых операторов для всех WAP-пользователей оказывается одинаковым. Часто это даже не обычный IP-адрес, а строки вида «CSD, unsecured» или «GPRS, unsecured», указывающие, какой технологией пользовался посетитель для доступа к сайту. Куки, как это делают счетчики посещений в вебе, на мобильный телефон тоже не поставить, за исключением немногочисленных продвинутых моделей (Nokia 6310, Nokia 8910, SonyEricsson T300 и др.). В подобной ситуации количество уникальных посетителей WAP-сайтов можно рассчитывать двумя способами, условно названными мною маломасштабным и крупномасштабным.

Маломасштабный способ

Именно этот способ использовался на первом этапе существования WAP-рейтинга «Наш WAP» (www.nevru.com/ WAP/indexrt.shtml). Основан он на том принципе, который к вебу неприменим вообще. Как известно, в «большом» Интернете безраздельно господствует Internet Explorer в нескольких версиях, которые в сумме занимают около 95% рынка. В области сотовой телефонии все совсем иначе. Существует много компаний, производящих сотовые телефоны, у каждой из которых обширный модельный ряд телефонов, и, более того, как правило, у каждой модели телефона существует много прошивок.

Вероятно, вы уже поняли, к чему я веду: количество уникальных посетителей можно определять по количеству моделей телефонов (и их прошивок), с которых был посещен сайт, и умножать это число на некий коэффициент, больший единицы. Вопрос в том, каким должен быть данный коэффициент. При разработке WAP-счетчика он был принят равным 1,2. Это число можно рассматривать так, что на двенадцать случайно взятых обладателей сотовых телефонов окажется десяток моделей. Возможно, кто-то скажет, что повторяемость будет значительно больше, и количество моделей телефонов окажется, скажем, не десять, а восемь, но хочу заметить, что в данном случае под моделью телефона подразумевается не только собственно модель, но и версия прошивки. У одного лишь Siemens S45 наш счетчик зафиксировал их аж одиннадцать штук, но это крайний случай.

Недостатки такого способа очевидны: количество посетителей WAP-сайта в принципе ограничено только количеством пользователей сотовых телефонов в стране/на планете (если не брать в расчет возможность захода на сайт с обычных компьютеров через WAP-браузеры), тогда как количество моделей телефонов на несколько порядков ниже.

Крупномасштабный способ

Суть его в том, что берется общее количество показов счетчика и умножается на масштабирующий коэффициент, меньший единицы. При таком способе оценочное количество уникальных посетителей будет больше, чем в маломасштабном способе (естественно, предполагается, что коэффициент будет соответствующим), однако не очень понятно, каким именно должен быть этот коэффициент — неизвестно, как часто один и тот же пользователь заходит на сайт. Но данный способ обладает очевидным преимуществом перед предыдущим: при любом росте количества посетителей сайта оценочное число уникальных посетителей будет расти пропорционально.

6 декабря 2002 года в Петербурге, втором российском городе по численности абонентов сотовой связи, оператор МегаФон ввел услугу GPRS в тестовую (то есть бесплатную для абонентов на время теста) эксплуатацию, а чуть позже аналогичный шаг сделало петербургское отделение МТС. Стал возможен бесплатный просмотр WAP-сайтов через GPRS, что, во-первых, привело к резкому росту посещаемости WAP-сайтов, а во-вторых, к тому, что число загрузок счетчика возросло на гораздо больший процент, чем число определяемых по маломасштабному способу посетителей. Поэтому на данный момент в рейтинге WAP-сайтов «Наш WAP» используется крупномасштабный способ. Масштабирующий коэффициент при этом принят равным 0,33. Это значение взято в основном из собственных наблюдений при WAP-серфинге и, разумеется, не претендует на истинность. То есть предполагается, что в среднем за день посетитель трижды загружает счетчик сайта. Возможно, в дальнейшем будет найден более точный способ определения числа уникальных посетителей. Ну или, наконец, IP-адреса у всех будут разные, чего, однако, не следует ожидать, по крайней мере, до перехода на протокол IPv6, когда проблема дефицита IP-адресов будет решена.

Российский WAP

В тех немногочисленных статьях, которые я читал о WAP, число российских WAP-сайтов оценивается в несколько сотен. Эти оценки кажутся мне весьма завышенными. В WAP-каталоге «Наш WAP» зарегистрировано сто сайтов. Предполагая, что в нем зарегистрировано не менее 60% процентов российских WAP-сайтов (на что есть основания рассчитывать после ознакомления с содержимым других немногочисленных WAP-каталогов Рунета), то, таким образом, получается, что во всей России менее двухсот WAP-сайтов. Учитывая, что почти за год существования каталога с него на другие сайты было сделано более 50 тысяч переходов, то можно сделать вывод о том, какие же сайты предпочитают пользователи.

Популярность рубрик (процент от всех переходов из каталога, который приходится на сайты данной рубрики). В скобках указано число находящихся в ней сайтов.
1 Порталы (16) — 19,90%
2 Разное (16) — 19,48%
3 WAP-развлечения (9) — 14,67%
4 Досуг (7) — 11,22%
5 WAP e-mail (6) — 8,44%
6 Связь (11) — 6,23%
7 Бизнес (15) — 6,06%
8 Погода (3) — 3,22%
9 Новости (5) — 2,76%
10 Курсы валют (4) — 1,91%
11 Спорт и туризм (7) — 1,17%
12 Медицина (1) — 0,73%
Хорошо видно, что в WAP’е все как и в «большом» Интернете: на первом месте по посещаемости — порталы, то есть сайты, содержащие все «в одном флаконе». Далее следует рубрика «Разное» — это те сайты, которые в вебе могли бы располагаться в специальных рубриках, однако в WAP-каталоге, из-за малочисленности этих сайтов, они были сведены в рубрику «Разное». Второе место рубрики объясняется также тем, что по количеству сайтов она самая большая в нашем каталоге.
На третьем месте — «WAP-развлечения». Эта рубрика в основном содержит сайты с WAP-играми (покер, 21, крестики-нолики и т. д.), мелодиями для телефонов и с анекдотами. Судя по тому, что сайты с играми регулярно посещаются (а в первой тройке эта рубрика была и до введения GPRS в эксплуатацию), люди готовы тратить деньги на такое использование своего телефона.

Распределение посещений WAP-сайтов между телефонами различных производителей.В рубрике «Досуг» находятся в основном сайты с расписанием культурных мероприятий, что, видимо, и вывело ее на четвертое место. Пятое место «WAP-email» говорит о том, что чтение и отправка почты с мобильного телефона является востребованной услугой. В категории «Связь» находятся в основном WAP-сайты сотовых операторов. Категория «Бизнес» занимает второе место по числу сайтов, но только седьмое — по числу переходов из этой рубрики. И это понятно: WAP-сайты фирм содержат всего лишь краткую информацию о них, поэтому трудно ожидать, что люди будут посещать эти сайты часто


Рубрики «Погода», «Новости», «Курсы валют» находятся в конце списка, хотя, казалось бы, информация именно такого рода прежде всего должна интересовать пользователей WAP. Однако такое положение дел объясняется тем, что большинство порталов содержат разделы, соответствующие данным рубрикам, и поэтому перетягивают большую часть посетителей на себя.

Последние места рубрик «Спорт и туризм» и «Медицина» легко объяснимы: все-таки из всех рубрик эти наименее «ваповские» по своей сути.


 
стр. 1
стр. 2 >>

<<"Политика кочующих пирамид" Два взгляда — две версии. (экономические размышления)
Все материалы номера
Cобытия >>