За кулисами демосцены
 
08.04.2003
Олег Чебенеев


 
стр. 1
стр. 2 >>

В компьютерном мире слово «демо» широко используется для обозначения демонстрационной версии игровой или другой коммерческой программы. Разработчики выпускают их, чтобы потенциальные покупатели знали, чего им ждать в финальной версии продукта. В нашем же случае демо означает совсем иное. Со стороны это похоже на анимационный ролик, наполненный различными визуальными эффектами, сменяющими друг друга под музыку. Но отличие череды эффектов от обычного видеоклипа в том, что все происходящее на экране формируется в реальном времени, основываясь на математических расчетах и программных алгоритмах.

Уже долгое время идут споры между двумя лагерями демосценеров, одни из которых считают, что настоящее демо должно в первую очередь опираться на мощный код, в то время как другие полагают, что главное в нем — сюжет, история.
www.hugi.de
 
Зачем им это?

Создание демо занимает много времени — недели, а то и месяцы упорного труда. Обычно занятие это не приносит никакой прибыли. Демомейкеры проводят свободное время за монитором, пытаясь создать что-то зрелищное, нечто такое, после чего зритель выдохнет и с восторгом произнесет: «Да, это сильно!» Новички чаще всего так и вливаются в ряды демомейкеров: случайно увидел — понравилось — захотел сделать подобное. Помимо удовольствия от благодарных отзывов, большой интерес представляет сам процесс написания дем. Художникам, музыкантам, программистам и просто людям, стремящимся сделать что-то необычное, демосцена дает возможность реализовать свой творческий потенциал. Как показывает практика, это творчество способно заинтересовать даже далеких от компьютера зрителей.

Демосцена — международное сообщество. Исторически сложилось, что родиной и столицей демосцены стали скандинавские страны — Финляндия, Норвегия и Швеция, немало демок делается и в остальной Европе. Россия от них пока отстает, но работы некоторых наших групп (T-Rex, Proxium, QMG, Critical Mass, SandS, Neonray и др.) вполне могут конкурировать с продукцией ведущих мировых команд.
 
С некоторых пор пресса стала проявлять активный интерес к демосцене. Репортажи с фестивалей и интервью с демомейкерами транслировались по телевидению и были опубликованы во многих газетах и журналах. В Берлине была запущена новая радиопрограмма, которую ведут сценеры. В Вене состоялась выставка достижений компьютерных технологий, на которой, среди прочего, было показано пятнадцать современных дем. Наконец, демосцена была представлена профессиональной аудитории на конференции разработчиков игр GDC и на SIGGRAPH 2002.
www.hugi.de


Атмосфера, царящая в среде сценеров, имеет первостепенное значение для существования этого сообщества. Демо — продукт творческий, а не коммерческий, поэтому демосцена, к счастью,  не испытывает проблем, присущих, например, шоу-бизнесу. Демомейкеры любят свое увлечение и стараются держаться вместе. А так как сообщество это, в общем, не такое уж и большое, активные сценеры всегда рады новичкам. Творческий человек тут быстро найдет единомышленников и друзей, а при определенной доле трудолюбия и таланта — признание тысяч людей. Помимо морального удовлетворения, некоторым сценерам удается получить хорошую работу: многие крупные компьютерные компании рассматривают демосцену как источник перспективных кадров.

 
Виды демотворчества

Истый демосценер наверняка скажет вам, что границ для творчества здесь не существует. Тем не менее, определенные границы очевидны: за годы существования в демомейкинге сложились свои «жанры», по которым классифицируются создаваемые произведения.

- Мегадемо: так называют большую демку, состоящую из нескольких частей. Части могут загружаться поочередно автоматически или требовать от пользователя нажатия клавиши «Space». По сути, мегадемо — это множество маленьких дем, собранных в одну. Хорошо смотрится, когда имеет определенный сюжет.

- Интро: в противовес мегадемам это программы небольшого размера (обычно до 64 Кбайт). Здесь важнейшую роль играет мастерство кодировщика. Интро разделяют на 64-, 16-, 4-килобайтные и 512-байтные. Чем меньше объем, тем тщательнее нужно оптимизировать код, чтобы вместить в интро максимум эффектов. Практически все интро пишутся на чистом ассемблере, так как только на этом языке можно добиться оптимальной производительности.

- Трекмо: демо, в которой все эффекты синхронизированы под музыку. Обычно такие вещи смотрятся на ура, но для авторов это кропотливая работа — ведь каждое действие нужно рассчитать посекундно.

- Дентро: что-то вроде демо к коммерческой игре. Задача дентро — ознакомить людей с готовящейся демкой (обычно большой и долгожданной), завлечь описанием того, какие в ней будут эффекты и «фишки». Может быть оформлено в виде текстового превью с несколькими картинками и фоновой музыкой.

- Текстро: интро, созданное для того, чтобы сделать какое то объявление (например, о появлении новой BBS или готовящемся мероприятии). Отличается большим количеством текста и простеньким эффектом.

- Крэктро: то, с чего, собственно, началась демосцена. Крэктро — это интро, вставляемое во взломанную кракером игру. Характерными элементами являются чит-меню и скроллинг, в котором передаются приветы другим группам. Большой художественной ценности обычно не несет и в последнее время на платформе PC практически не используется.

 
стр. 1
стр. 2 >>

<<Фестивали компьютерного искусства
Все материалы номера
Назад в восьмидесятые >>