Без бумажки ты — … 18.03.2003 Александр Карпов
Не проходит и недели, чтобы новостные агентства не опубликовали новость о получении какой-нибудь компьютерной компанией очередного, зачастую абсурдного патента. Мы нередко пишем о проблемах авторского права, но проблемы патентования технологий хотя и не получают столько общественного внимания, сколько достается нарушениям копирайта, влияют на нашу жизнь не меньше. А, может быть, даже больше. Только влияние это неявное, опосредованное. Откуда мы можем знать, скольких технологий лишились лишь из-за того, что какая-то компания запатентовала в свое время нечто, способное стать основой для инноваций? Обычно о патентах в компьютерной прессе если и пишут, то с усмешкой. Вот, дескать, какие дураки в IBM сидят — запатентовали от нечего делать очередь в туалет. Но кроме тысяч курьезов ежегодно патентуются тысячи, а то и десятки тысяч изобретений, «блокирующих» создание новых технологий. А «дураки» из крупных корпораций кушают свой хлеб с маслом, заработанный за счет кросслицензирования патентного портфолио и полученных лицензионных отчислений.
Понятно, что главная идея патентов хоть и близка основной идее авторского права, но во многом отлична от нее. Если задача последнего — закрепить за создателем права на продукт и по возможности ограничить его незаконное использование, то патенты призваны способствовать распространению технологий путем уступок государства их изобретателям. Опыт венецианских властителей в области патентов не прошел незамеченным, и в течение ближайших трех сотен лет все промышленно развитые страны обзавелись собственным патентным законодательством. Не стала исключением и Россия: первые патентные законы появились у нас в 1812 году, хотя и до того практиковалась выдача так называемых привилегий1, дающих право на монопольное занятие определенных ниш рынка. Однако, как часто случается, со временем идея патентов как выкупа государством права на последующее распространение технологии забылась, а само патентное право в общественном сознании практически слилось с законодательством об авторском праве. Запатентуйте меня! Несовершенство и формальность современного патентного законодательства сыграли с обществом злую шутку. Сегодня запатентовать можно практически все, что придет в голову (если только это раньше не пришло в голову кому-нибудь другому, однако и в этом случае шансы очень неплохие). Шквал заявок на регистрацию патентов в США, к примеру, привел к тому, что Патентное бюро не справляется с их проверкой, еле-еле успевая патентовать заявки чуть ли не в «слепом» режиме (сегодня удовлетворяется три четверти всех поданных заявок, причем на их оценку тратится более миллиарда долларов ежегодно). Полученные таким образом патенты зачастую используются не как защита инвестиций, а как источник получения дополнительного дохода. Существуют даже компании, которые живут только за счет продажи патентов — при этом не ведя никакой исследовательской деятельности (если не считать исследовательской деятельность их патентных поверенных) и не производя никаких продуктов по полученным патентам. Один из самых абсурдных примеров — запатентованный двумя «изобретателями» из Южной Дакоты сэндвич с арахисовым маслом и желе. О том, насколько революционна придуманная ими технология, читатель может рассудить сам, посмотрев на иллюстрацию, где показан про-цесс приготовления сэндвича. Единственный оригинальный момент заключается в том, что согласно патенту № 6 004 5962 корочку у кусочков хлеба нужно непременно обрезать. Вот и вся инновация. Однако патент сработал! Компания J.M. Smucker Co., продающая завтраки для детей, выкупила его у владельцев и судится со своими конкурентами, которые беспринципно продолжают продавать детям точно такие же сэндвичи. По мнению юристов J.M. Smucker Co., шансы выиграть дело у компании весьма высокие.
1 (назад) Строго говоря, привилегии считать патентами нельзя, потому что получение привилегий напрямую зависело от отношений с властью и к авторскому праву на технологии никакого отношения не имело.
|