Монумент
 
18.03.2003
Денис Викторов

Нынешняя риторика руководителей большинства российских ИТ-компаний способна выжать из неподготовленного слушателя совершенно искренние слезы сочувствия. Оказывается, мы являемся свидетелями массового подвижничества, самоотречения и служения высоким идеалам.

На дежурный вопрос «Как бизнес?» сегодня все чаще следует привычное: «Да разве это бизнес!» Следом же в рамках типовой мизансцены вопрошающий должен сочувственно вздыхать и время от времени кивать головой, выслушивая грустную повесть о тяготах и лишениях.

Список тягот и лишений велик. Рынок не растет. Конкуренты ведут себя отвратительно. Зарубежные вендоры окончательно превратились в скупердяев, считающих каждый цент и не желающих вкладывать средства в развитие российской индустрии ИТ. Таможня просто озверела. Налоговики давно поселились в офисах компаний и уходить, похоже, не собираются. Маржа упала. Прибыли нет. Рост оборотов не вызывает никакой радости. Мерзопакостные мелкие фирмешки уводят клиентов. Товаров, на которых можно заработать, практически не осталось… И продолжать в таком духе можно часами.

Странно, что Церетели до сих пор не приступил к возведению памятника неизвестному герою российского компьютерного рынка. Лично мне видится худой от недоедания миссионер, дрожащей рукой протягивающий стране священные дары хайтека. Да,  желательно, чтобы тело подвижника пронизывало светящееся в ночи оптоволокно. Что касается даров, то их может символизировать раскрытый на манер книги ноутбук. Тут и преемственность, и связь времен, и Иван Федоров…

Впрочем, на месте скульптора я бы наложил на шею сеятеля высоких технологий еще и костлявую руку Голода. По ночам ее можно было бы эффектно подсвечивать прожекторами в напоминание о зловещих силах, препятствовавших информатизации и компьютеризации России.

Но монумент пока не возведен, и, может быть, есть еще шансы вступить в решительную схватку, развеять чары и сделать жизнь истязающих себя тяготами компьютерного бизнеса предпринимателей более светлой? Шансы есть. Куда хуже с поисками противника.

В столичных компаниях обвиняют регионалов: оказывается, отсутствие у них стратегии, погоня за быстрыми прибылями, массовый ценовой демпинг и вообще маргинальные настроения являются главной причиной общего снижения привлекательности компьютерного бизнеса как такового. В регионах отвечают: враки! Это как раз москвичи сначала выстраивали «партнерские сети», а затем уводили у своих же дилеров самых аппетитных клиентов. Подсаживали реселлеров на иглу всяческих бонусов, инициировали массовые закупки, приводящие к затовариванию складов, а затем — к необходимости распродавать запасы за бесценок. И именно столичные игроки, на взгляд их провинциальных коллег, развязали в свое время ценовые войны, после которых на поле боя остались лишь «убитая» торговая маржа да зияющие воронки вместо прежних пиков прибыльности.
Традиционные участники тендеров во всем винят и корпоративных, и государственных заказчиков, которые с удивительным упрямством стремятся получить максимум оборудования и услуг по минимальным ценам. Интересно, где они видели других потребителей? Вопрос только в том, кто первым научился «падать в цене» ниже ватерлинии. И в том, почему этому примеру последовали все остальные.

Удивительное единодушие наблюдается и в отношении к действующей практике выпуска импортируемой продукции в свободное обращение, проще говоря — к «растаможке». Одна из множества злых сил, удушающих российский рынок информационных технологий, в скульптурном исполнении явно должна напоминать таможенного офицера. Но, может быть, для начала разобраться с теми, кто годами ввозил лазерные принтеры под видом матричных, серверы — как холодильники, а процессоры — как металлический лом? То есть, конечно, кое-кто брал взятки. Но ведь кто-то их давал! В итоге российская таможня умудрилась наладить нормальные отношения даже с импортерами автомобилей. А наш передовой рынок ИТ все ходит вокруг да около и просит «особых условий».

О мелких компаниях, на которых крупные игроки никак не могут найти управу, и говорить нечего. Эта публика развращает массового покупателя, приучая его к дешевому товару и плебейской культуре потребления. Тем временем представители пролетарских слоев рынка ИТ решительно вскрывают корпуса компьютеров, собранных ведущими столичными компаниями, и демонстрируют чудеса ИСО 9000 — висящие «шлейфы», б/у компоненты, слабый крепеж. И знаете, что они говорят? Они говорят, что никогда в жизни не возьмутся продвигать такой товар. И что впредь будут продавать компьютеры «отверточной сборки», дешевые, но аккуратно сделанные. За качество которых они отвечают не «репутацией брэнда», а целостью своей собственной физиономии.

Кто виноват? По-крупному — никто персонально. Понемногу — все. И если правы те, кто уверяет, что все эти годы были лишь репетицией перед началом действительно большой игры, значит, пора делать выводы. Тем более что монументов у нас — с избытком.


 


<<Многозначительный бадук го вейчи
Все материалы номера
Нас оцентринили, или Новый наркотик для Homo Mobilis >>