Что дозволено спамеру…
 
04.03.2003
Михаил Генин

Более подробный юридический анализ спама как явления приведен в статье Виктора Наумова, доступной по адресу www.russianlaw.net/law/doc/a25.htm. В рамках же этого комментария я лишь укажу основные моменты.
Как известно (и многие из тех, кто занимается рассылкой рекламных писем, не стесняются об этом напоминать), главным аргументов в пользу законности спама в России считается статья 29 Конституции РФ, которая дает нам право свободно получать и распространять информацию. Но как и любое другое гарантированное Конституцией право, оно не абсолютно, поскольку всегда возможны ситуации, это право ограничивающие.
Начнем с того, что подавляющая часть спама является коммерческой рекламой. А значит, подпадает под действие закона РФ «О рекламе». Можно даже не говорить о различных налогах, понятно, что никто ничего не платит, но даже с точки зрения закона «О рекламе» (цитирую) «при платном справочном телефонном, компьютерном и ином обслуживании реклама может предоставляться только с согласия абонента. Стоимость такой рекламы не должна включаться в стоимость запрашиваемых абонентом справок». Поскольку доступ в Интернете предоставляется за деньги, это означает, что раз уж мы платим провайдеру, то имеем право отказаться от рекламы, которая к тому же имеет для пользователя вполне определенную стоимость — сжигая его время и трафик. Хотя следует признать, что в случае с некоммерческим спамом этот аргумент не действует.
Кроме ст. 29 Конституции часто ссылаются и на ст. 27 закона «О связи», которая гарантирует всем право передавать любую информацию по любым каналам связи. Вот только наличие права на передачу информации вовсе не порождает обязанности других эту информацию получать. Каждый имеет право отказаться от принудительно сваливающейся на него информации, а также может рассматривать эту «принудиловку» как нарушение ст. 23 Конституции, гарантирующей неприкосновенность частной жизни.
Более того, спамер появляется в Интернете не из ниоткуда, а с помощью оператора связи — провайдера, с которым, как и любой другой пользователь, заключает договор на обслуживание. Этот договор может включать пункт, запрещающий рассылку спама, либо требование соблюдать законодательства РФ и обычаи делового оборота. В сложившихся сетевых обычаях спам рассматривается как явно недозволенное явление, и на этих основании (учитывая ст. 309 ГК РФ, упоминающую об обычаях делового оборота) провайдер всегда имеет полное право разорвать договор с недобросовестным пользователем-спамером, отказав ему в предоставлении услуг.


 


<<Что есть копирайт?
Все материалы номера
Исповедь начинающего спамера, или О том, как я пытался оседлать e-mail >>