Анализаторы статистики
 
26.02.2003
Олег Бунин

 Как оценить работу сайта? Как узнать, была ли заказанная рекламная компания эффективна? Как получать объективную обратную связь от пользователей? В каких поисковых системах индексация сайта прошла удачно? На эти и многие подобные вопросы отвечают специализированные продукты — анализаторы статистики. Анализаторы статистики представляют различную информацию о том, что происходит с вашим сайтом.


1Обычно набор отчетов анализатора помогает вам ответить на следующие вопросы:
1  Какова посещаемость вашего сайта? Эти отчеты предоставляются по разным позициям (хиты, хосты, запросы к главной странице и пр.). Вычисляются также усредненные цифры, иногда можно найти прогнозы посещаемости и т. д.
2  Кто посещает ваш сайт? Здесь в ответах возможно упоминание доменов, стран, хостов, списков роботов, более подробная география посетителей, провайдеры, аналитические отчеты по стабильности аудитории и ее размерах.
3  Что можно сказать о посетителях вашего сайта? Здесь расположены отчеты о типах операционных систем, браузеров, различные технические характеристики компьютеров пользователей.
4  Что делают посетители на вашем сайте? Ответом на этот вопрос являются отчеты о сессиях и их продолжительности, о путях, о точках входа и выхода на сайт, перечень популярных страниц и каталогов и пр.
5  Откуда приходят посетители на ваш сайт? Здесь находятся списки ссылающихся страниц и серверов, списки поисковиков и каталогов, списки поисковых слов и фраз.
6  Какие есть ошибки на вашем сайте? Перечень страниц, к которым обращались, но которых не существует.
Обычно анализаторы статистики хранят информацию за все время использования. Соответственно, всегда можно провести сравнительный исторический анализ. Иногда сам анализатор строит необходимые графики изменений.

Техническая
реализация

Существует два принципиально разных подхода к анализу статистики. Первый — с помощью анализатора логов. На сайт устанавливается программа, которая сканирует лог-файлы и строит свои отчеты по ним. Плюсы и минусы этого способа таковы:
- Статистика будет точнее, так как в файлы доступа пишутся все запросы к серверу, в том числе и запросы к картинкам.
- Можно получить статистику по размерам загруженных файлов, по картинкам, трафику и т. д.
- Можно точно определить ошибки сервера (ненайденные страницы и картинки, ошибочные скрипты и т. д.).
Второй способ, принципиально отличающийся от первого, — размещение на страницах сайта небольшого html-блока с вызовом специальной картинки (обычно логотипа счетчика с цифрами текущей посещаемости). Эта картинка расположена на сайте счетчика, и информация о ней пишется в базы данных этого сайта. А уж он проводит анализ, считает статистику и хранит ее.
Особенности этого способа:
- Вы получаете больше информации (с помощью JavaScript формируются параметры вызова, которые несут в себе дополнительную информацию, недоступную простым анализаторам лог-файлов).
- Единый центр, куда стекается статистика с большого количества сайтов, позволяет проводить сравнительные анализы.
- Анализ посетителей происходит в том числе с помощью cookies, что позволяет проводить такие сложные исследования, как вычисление лояльности пользователей, вычисление ядра постоянных посетителей и т. д.
- Один из минусов этого способа — такая статистика не достаточно точна. Вовсе не обязательно браузер, запросивший страничку с сайта, загрузит и картинку-счетчик, которая на ней расположена. Это может произойти по разным причинам: отключенная графика, проблемы доступа к Сети и пр.
- Недоступен детальный отчет по ошибкам сервера.
Как видим, каждый из способов обладает своими уникальными возможностями, имеет свои плюсы и минусы. Впрочем, подобные системы дополняют друг друга.

Обзор продуктов
Есть несколько общеизвестных и популярных анализаторов статистики, большинство из которых бесплатно. Их функциональность практически одинакова. Лично мне больше всего нравится AWStats (awstats.sourceforge.net). Это не самый быстрый анализатор, но (с моей точки зрения) самый функциональный и удобный из бесплатных.
Другие известные анализаторы:
Analog (www.analog.cx) — статистика выводится на одной странице, что не очень удобно.
Wusage (www.boutell.com/wusage) — сохраняет статистику за все время работы. Довольно большой выбор отчетов, минусом которых я бы назвал отсутствие полного варианта (то есть вы можете посмотреть десять лучших браузеров, пятьдесят ссылающихся серверов, но не все).
The Webalizer (www.webalizer.com) — довольно простой анализатор с не очень удобной статистикой.
Платный анализатор логов для Windows — WebTrends Log Analyzer (www.netiq.com/ products/log/default.asp). Очень симпатичная программа, строящая множество подробных отчетов (499 долларов). Вы можете посмотреть эти отчеты как с помощью браузера, так и загрузить дневной отчет в Microsoft Word и распечатать на принтере.
Самый известный российский счетчик, работающий по второй технологии, — SpyLog (www.spylog.ru). Это один из самых мощных сервисов в мире (более шестисот видов отчетов по шестидесяти типам данных). Особенно я хотел бы отметить такие виды отчетов, как:
1  Релевантность поисковых фраз — сопоставление поискового запроса и параметров сессии пользователя, который ввел запрос поисковой машине.
2  Внимательность аудитории: какова посещаемость сайта (в день, в неделю). Из этих данных можно сделать выводы об оптимальной частоте обновления информации.
3  Лояльность аудитории — распределение аудитории по количеству посещений сайта.
SpyLog предлагает несколько тарифных планов, включающих в себя различные виды отчетов и сервисов. Отчеты можно заказать в любом популярном формате (Word, Excel, Acrobat), вывести отчеты на печать, заказать отсылку статистики на ICQ, пейджер, телефон, электронную почту и т. д.
Нужно отметить, что и здесь существуют бесплатные альтернативы. Например, Hotlog (www. hotlog.ru) или бесплатный счетчик от того же SpyLog (тарифный план «Кроха»).
Анализаторы лог-файлов и счетчики удачно дополняют друг друга. Анализаторам статистики недоступны расширенные возможности по составлению отчетов по аудитории и некоторые другие виды отчетности, а счетчикам — стопроцентная точность показателей и отчеты по ошибкам.



 Независимость или взаимозависимость? [ "13-я КОМНАТА" ]
 Новости [ "НОВОСТИ" ]
 Микрофишки [ "НОВОСТИ" ]
 Циклы истории [ "НОВОСТИ" ]
 Путь наш во мраке [ "НОВОСТИ" ]
 Особенности национальной безопасности [ "РЕПОРТАЖ" ]
 Добрая работа [ "КАФЕДРА ВАННАХА" ]
 Виртуальная стройка [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Призракдома на холме [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Большие братья [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Хостеть не вредно [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Системы управления: без денег [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Движки для двигателя торговли [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Анализаторы статистики [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Домашнее задание [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Суб культура [ "КОМПЬЮFЕРРА LITE" ]
 Над сетевым адаптером APC TravelPower 75 [ "КОМПЬЮFЕРРА LITE" ]
 Параллельные миры [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 Рождение горы [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 События [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 Овечный вопрос: попытка некролога [ "АНАЛИЗЫ" ]
 Коллеги покойной [ "АНАЛИЗЫ" ]
 Современная технология [ "ПРОДУКТЫ" ]
 Компьютерное вторсырье [ "МЫСЛИ" ]
 Славяне в окопах Португалии [ "МЫСЛИ" ]
 Хостинг [ "СОЧИНЕНИЯ" ]
 Тише едешь… [ "UNDOCUMENTED" ]
 Верите ли вы в унификацию интерфейса в вебе? Есть ли преимущества у платных контент-менеджеров перед бесплатными? [ "ВОПРОС НЕДЕЛИ" ]
 «Редакция не отвечает за то, что печатает» [ "ПИСЬМОНОСЕЦ" ]


<<Домашнее задание
Все материалы номера
Движки для двигателя торговли >>