Голова — два уха
 
22.02.2003
Андрей Волов


 
стр. 1
стр. 2 >>

 Звуковая карта — центральное, но не единственное устройство компьютерной аудиосистемы. Как усиливать звук, на чем и в каких условиях его слушать, чтобы это было адекватно возможностям звуковой карты и доставляло наслаждение? Покупать новое или использовать старое?

У акустических систем и усилителей made in USSR, которые благодаря нешуточным размерам кажутся многим россиянам эталоном на все времена, безусловно, есть еще порох в пороховницах. Но учтите, что в аппаратах десяти-двадцатилетней давности многое могло прийти в негодность. Электролитические конденсаторы поисхудали, потенциометры засалились, диффузоры истрепались, корпуса рассохлись и т. д. Конечно, если динамики хорошо сохранились, звук будет неплохой, но прогресс не стоит на месте, и даже на сравнительно недорогой современной акустике получишь и динамику похлеще, и стереокартину утонченнее. Рынок наводнен элегантной активной акустикой с отличным звучанием, Всего за полсотни долларов получаешь все в одном: и сносный стереоусилитель, и приличные колонки.
Меломаны-компьютерщики преимущественно сталкиваются с проблемой выбора именно компьютерной акустики. И сопряжение таких систем с вычислительным другом в рамках среднестатистических российских апартаментов (12 квадратных метров на человека) значительно отличается от покупки, например, домашнего кинотеатра для установки в отдельном просторном помещении загородного особняка.

Стереофония и стереотипы
Правильно реализованная стереофония позволяет расставить голоса-звуки в пространстве, четко отделив их друг от друга, что не только улучшает-облегчает восприятие, но и воссоздает эмоциональную атмосферу — так сказать, выпускает джина из бутылки.1 Именно за джина звука выкладывают немалые денежки аудиофилы. Принято считать, что стереоэффект — это когда звук бегает слева направо и наоборот или когда одни инструменты доносятся из левой колонки, другие из правой. На самом деле люди, которые так считают, либо никогда не слышали настоящего стереозвука, либо им не дано услышать от природы.
Независимо от физиологических особенностей слушателя на качество стереоэффекта влияют три взаимосвязанных

параметра:
1.  удаление слушателя от линии, на которой находится пара акустических систем (стереобазы);
2.  ширина стереобазы (расстояние между излучателями каналов);
3.  направленность акустических систем.
Выбрав ширину стереобазы менее 2 м, на большинстве акустических систем при удалении порядка метра — типичная схема для компьютерного гнезда, — получим ширину зоны оптимального стереоэффекта (на приведенных схемах 1 и 2 граница зоны обозначена красным) около 20 см.2
При узкой стереобазе наши уши оказываются (ввиду фиксированного расстояния между барабанными перепонками) за пределами зоны стереоэффекта, если удаление от линии, соединяющей излучатели каналов, недостаточно. Чуть голова влево или вправо — и в зоне максимального стереоэффекта находится уже только одно ухо. Если заузить стереобазу, истинной стереокартины не видать «как своих ушей»: придется смещать акустические системы вглубь, за плоскость экрана монитора. Варьировать получится, увы, лишь в пределах глубины монитора, поскольку обычно он располагается на столе вплотную к стене. Иначе придется отодвигаться от линии «монитор—колонки» хотя бы на метр-полтора, что приемлемо только для страдающих дальнозоркостью обладателей дистанционных клавиатур. В качестве эксперимента колонки можно подвесить к потолку, направив вниз, и за счет расстояния до потолка достигнуть необходимого удаления (если хватит длины кабелей и вообще удастся проложить их более или менее эстетично).
Вопреки расхожему мнению об ответственности за стереоэффект высоких частот, определяющий диапазон — от 300–600 Гц до 3000–5000 Гц [1]. Стереоэффект рождается не только разностью звукового давления, но и более тонкими материями звука. Авангардно продвинутые стереоэффекты основаны на фазировке (кувырок на 180 градусов, то есть в противофазе) составляющих звука из вышеупомянутого частотного диапазона. Теоретически волны в противофазе, взаимно складываясь, должны поглощать друг друга, но на практике, благодаря тому, что у нас два уха, расположенных не на нулевом расстоянии друг от друга, аннигиляции не происходит. Динамики излучают звуковые волны в противофазе, создавая сложное звуковое поле с перераспределенной энергией, вносит свою лепту и отражение от стен отставших по фазе волн. Парадоксально, но в этом случае мы явственно слышим мнимые (!) источники звука. Ощущения поразительные — порой кажется, что звук раздается за спиной, хотя никаких акустических систем там нет и в помине (см., например, наши статьи по наушникам Sony MDR-DS5100 — www.ferra.ru/online/multimedia/9006 и акустической системе Creative PlayWorks PS2000 Digital — …/multimedia/9049). Правда, угадать, в какой точке пространства комнаты эффект прорежется наиболее сильно, можно только эмпирически. Длина волны в «стереофоническом» диапазоне частот составляет примерно от 1 м до 6 см. Перенесите свой слуховой аппарат, скажем, на полметра вперед — и, весьма вероятно, эффекты уйдут в тень. Поэтому лучше разместить колонки так, чтобы заранее зарезервировать максимальную площадь пространства, определив впоследствии зону наилучшего стереоэффекта опытным путем. Разумеется, сделать это гораздо легче при широкой стереобазе.
Заметим, что раньше стереоэффекты основывались на разнице громкости между каналами или на распихивании голосов инструментов влево-вправо, как в записях The Beatles шестьдесят какого-то года. По мере совершенствования звукозаписи и познаний в области психоакустики стали использоваться фазовые задержки между звуками разных каналов. Так, если одинаковый по амплитуде звук выпустить с левого канала с задержкой более 3 мс относительно правого, на слух звук начнет преобладать в правом канале. Соответственно при задержке в правом канале, с точки зрения системы слуха человека, звук убежит в левый канал. Если же задержка превысит 60 мс, вместо виртуального стереоэффекта мы услышим разнобой (похожий на эхо) звуков, доносящихся с левого и правого каналов.
При слишком широкой стереобазе (более 4–5 м) и использовании компактных акустических систем всплывает масса сюрпризов, премущественно негативных, но с нашим житейским метражом такой размах не шибко интересен. Кстати, для профессионального прослушивания длина базы выбирается от 3 до 5 м, а для домашней аппаратуры до 3 м [2]. Угол разворота акустических систем по отношению к линии базы составляет от 45 до 75 градусов.
Зачастую мы не имеем возможности разместить акустические системы согласно классическим правилам, по строгой симметрии и т. п. Не стоит отчаиваться — есть множество вполне приемлемых вариантов. Один из них для небольшой комнаты представлен на схеме 2. Расплатой будет узость (при базе до 4 м на удалении около 2 м — менее полуметра) и несимметричность оптимальной зоны для прослушивания, а плюсом — хорошая локализация источников звука за счет расширения стереобазы и ослабление акустического давления на низкочастотных резонансах.


 
стр. 1
стр. 2 >>


 Билеты в Сказку [ "13-я КОМНАТА" ]
 Новости [ "НОВОСТИ" ]
 Микрофишки [ "НОВОСТИ" ]
 Облегчает понимание [ "НОВОСТИ" ]
 Взрослые игры Nokia [ "РЕПОРТАЖ" ]
 Большой КЫШ [ "РЕПОРТАЖ" ]
 Пещерная конкуренция [ "BUSINESS@RUS" ]
 Следите за… [ "BUSINESS@RUS" ]
 АУДИТ [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Карта бита [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Голова — два уха [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Эволюция сайтостроения [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 Играй,гармонь [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 За забором [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 События [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 Gлавная передача [ "КОМПЬЮFЕРРА LITE" ]
 Младший брат, которого не было [ "КОМПЬЮFЕРРА LITE" ]
 Апокрифы действительности [ "МЫСЛИ" ]
 Конспирология хайтека [ "МЫСЛИ" ]
 RUSUфикация [ "АНАЛИЗЫ" ]
 Китайский ватт [ "UNDOCUMENTED" ]
 Насколько полно используется аудиоподсистема вашего компьютера? [ "ВОПРОС НЕДЕЛИ" ]
 А напоследок я скажу… [ "ПИСЬМОНОСЕЦ" ]


Все материалы номера