Важнейшееиз всех искусств
 
20.02.2003
Марат Зиннатов


 
стр 1
стр 2 >>

Альфред Хичкок как-то сказал, что кино — это жизнь, из которой вырезано все скучное. Но и искусство «движущихся картинок» не лишено недостатков. Многие считают, что самым большим его минусом является неизменность произведений, отсутствие интерактивности. Неужели вам никогда не хотелось, чтобы в каком-то месте повествования все произошло совершенно не так?! Не хотелось пустить героя по более короткой или более интересной тропинке, кардинально изменить всю последующую цепочку событий?

feyaС этой точки зрения наиболее удачным развитием кинематографа стали компьютерные игры. Правда, они пока далеки от совершенства. Некоторые пороки предшественника до сих пор не изжиты и портят общую радужную картину. К тому же появился еще один очень серьезный недочет — качество изображения.
Программисты жалуются на недостаточную производительность аппаратуры. А «железячники» кивают на недорабатывающих игростроителей — посмотрите на эти красоты в наших демо-роликах, ведь можно же!
Приход в компьютерные игры изображения, сравнимого по качеству с фильмом, нам обещают давно. Помнится, еще на презентации GeForce 3 представители компании Nvidia заявляли, что чип способен обрабатывать в реальном времени наделавший шуму «Final Fantasy». Но демки эти общедоступными так и не стали, что наводит на грустные мысли…
И вот эра кинематографической графики в компьютерных играх настала! В очередной раз. Теперь ее нам принесет GeForce FX (кодовое имя NV30) производства все той же Nvidia.
Начнем знакомство с нашим героем на языке скупых цифр и заодно сравним GeForce FX с прямым конкурентом — ATI Radeon 9700 Pro (перед прочтением этой статьи настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалом о Radeon 9700 Pro в «КТ» #471 или по адресу www.ferra.ru/online/video/22257). Взгляните на таблицу ниже. Приходится признать, что нынешний лидер канадской компании меркнет на фоне таких характеристик — кроме большей пропускной способности памяти ему похвастаться нечем…
Итак, Nvidia перешла на 0,13-микронный производственный процесс. Это, несомненно, дает NV30 технологическое преимущество над R300, который изготавливается по 0,15-мкм техпроцессу. Как видно из таблицы, GeForce FX работает на недостижимой ранее частоте 500 МГц!
Кстати, о названии. То, что его составной частью будет GeForce, практически никто не сомневался. Для большинства людей слова «видеокарта» и «GeForce» являются синонимами — слишком уж раскручен этот брэнд. А вот буквы «FX» вместо очередного порядкового номера стали неожиданностью. Как объясняет Nvidia, это дань огромному вкладу в создание чипа группы инженеров из поглощенной когда-то компании 3dfx, несколько лет назад бывшей бесспорным лидером на рынке графических ускорителей.
Но вернемся к «железу». Похоже, даже «утончение» GPU не спасает его на таких скоростях от высокой температуры. Представленные прессе образцы были снабжены не только внушительных размеров кулером, но и бловером! Судя по всему, чип будет очень горячим. Выдуваемый бловером воздух прохладным не назовешь. Ранее заявлялось, что такая система охлаждения будет опционной, но, кажется, теперь она стала стандартом.
Экстремальные условия эксплуатации наводят на мысль, что рабочая частота в 500 МГц — мера вынужденная. Вероятно, на более низких частотах за Radeon 9700 Pro не угнаться.feya2
Кроме того, удивили высокие требования по энергопотреблению. Работать без подключения дополнительного питания через стандартный 12-вольтовый коннектор чип, конечно, согласится (в отличие от R300, который потребует подпитки). Но производительность при этом будет «офисной», то есть достаточной только для приложений, не предъявляющих высоких требований к видеоподсистеме. Ранее считалось, что дополнительное питание понадобится лишь для более стабильной работы GeForce FX при разгоне. Как выяснилось, оно обязательно и для полноценной работы даже в стандартном режиме.
Впрочем, продемонстрированные образцы были оснащены чипами первой ревизии. Какой будет вторая, похоже, не представляют даже в самой Nvidia. По крайней мере, во время московской презентации (подробнее о ней читайте по адресу www.ferra.ru/online/video/22027) на большую часть вопросов о конкретных технических характеристиках GPU представители компании отвечали уклончиво. Что ж, дождемся окончательного варианта чипа. При тестировании мы обязательно остановимся на этих моментах и подробно их рассмотрим.
DDR II против DDRх2
Важность пропускной способности памяти трудно переоценить. Для продуктов Nvidia она всегда критична. Не секрет, что разгон памяти на них дает в большинстве случаев лучший результат, чем при разгоне ядра. Поэтому к подсистеме памяти всегда тщательно приглядываются. Правда, на этот раз она сама способна привлечь внимание — GeForce FX стал первым чипом, работающим в упряжке с DDR II.
Новый тип памяти обладает многими преимуществами по сравнению с предшественником. Например, он более защищен от помех, его энергопотребление снижено, меньше латентность. Но DDR II на данный момент не производится в таких объемах, как DDR, ставшая стандартом не только для видеокарт, но и для системы в целом. А это обязательно отразится на общей стоимости карты — по разным оценкам, первые серийные образцы, ожидающиеся в марте, будут зашкаливать за 600 долларов.
Nvidia даже во времена запуска GeForce 4 Ti 4600 столкнулась с дефицитом высокоскоростной памяти. А что же будет теперь? Можно с большой долей уверенности предположить, что этот аспект серьезно притормозит массовый выпуск.plata
Еще одно малопонятное решение — это 128-разрядная шина. Напомню, что в Radeon 9700 применяется двухканальная архитектура памяти, что расширяет шину до 256 бит. За счет этого он и получает преимущество в пропускной способности, несмотря на использование обычной DDR и низких (по сравнению с GeForce FX) частот. Правда, есть здесь трудно прогнозируемый, но очень важный момент — технологии оптимизации использования памяти. Возможно, новые алгоритмы позволят NV30 не беспокоиться по поводу меньшей физической пропускной способности. О них мы поговорим ниже.t2
Интересно, что у обоих конкурентов осталась возможность для маневра. ATI может начать выпускать карты с прогрессивным типом памяти (Radeon 9700 уже поддерживает ее), а Nvidia — внедрить двухканальную архитектуру. Но надо признать, что тактика ATI в этом вопросе выглядит предпочтительнее. (К тому же у канадцев, как туз в рукаве, — еще и переход на более тонкий 0,13-мкм техпроцесс. На прошедшем 24 января в Москве форуме ATI представители компании этого не отрицали, и скорее всего мы увидим «обновленный» Radeon 9700 не позднее марта.) Все же ставка на DDR II в данный момент представляется рискованной.
t1


 
стр 1
стр 2 >>


 Дополнительные имена [ "13-я КОМНАТА" ]
 Новости [ "НОВОСТИ" ]
 Микрофишки [ "НОВОСТИ" ]
 Звонок от кутюр [ "НОВОСТИ" ]
 Тукс и все-все-все [ "НОВОСТИ" ]
 Дубль 2003. Мотор! [ "НОВОСТИ" ]
 Две бездны трех миров [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Почем свободадля государства? [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Исторические примеры разработки свободного софта по госзаказу [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Свободный софт и государство в Латинской Америке [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Шапка невидимка [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 Факторы риска [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 Совершенство и простота. Часть третья [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 Тяжелый камень* [ "КОМПЬЮFЕРРА LITE" ]
 Хорошо препарированный клавир [ "КОМПЬЮFЕРРА LITE" ]
 Холодная война с огоньком [ "КОМПЬЮFЕРРА LITE" ]
 Важнейшее из всех искусств [ "КОМПЬЮFЕРРА LITE" ]
 Белый лист [ "BUSINESS@RUS" ]
 Русская рулетка, или «Ветер в харю» [ "КАК ЭТО СДЕЛАНО" ]
 Проверка на вшивость [ "АНАЛИЗЫ" ]
 Их ответ их президенту, или Как развлекаются их ученые [ "АНАЛИЗЫ" ]
 Ловкость рук и никакого... [ "ОПЫТЫ" ]
 Запас карман не тянет 2 [ "UNDOCUMENTED" ]
 Что будет, если Microsoft полностью откроет код Windows? [ "ВОПРОС НЕДЕЛИ" ]
 Тема любви [ "ПИСЬМОНОСЕЦ" ]


Все материалы номера