Audigy2: живее всех живых
 
17.12.2002
Андрей Волов
Илья Хрупалов, fe@computerra.ru


 
<< Страница 1
Страница 2

EAX Advanced HD

Фирменная креативовская EAX Advanced HD представляет собой совокупность программных и аппаратных средств цифровой обработки сигналов, направленных на повышение реалистичности звука. Она реализована в API и, благодаря своим уникальным свойствам, имеет все шансы стать стандартом де-факто для разработчиков игр (несмотря на то, что была представлена год назад с Audigy, до сих пор не стала). Помимо притягательной с точки зрения маркетинга реалистичности звука разработчиков привлекает простота программирования: для того или иного эффекта используются готовые функции, алгоритмы которых задействуют напрямую всю мощь специализированного аудиопроцессора Audigy2. Пока известны пятнадцать игр (Hitman2, Soldier of fortune 2, Paris Dakar Rally, Ghost Region, Star Wars, Mafia и др., подробности на www.eax.creative.com/gaming/gameindex.asp), использующие возможности этой технологии на полную катушку.

Основные алгоритмы и техники EAX Advanced HD были описаны нами более года назад (www.ferra.ru/online/multimedia/12678), некоторые новые подробности приведены в полной версии этого обзора на сайте Ferra.ru. И смех и грех, как показывает практика, даже обладатели Audigy не совсем представляют, чем владеют.

Эти технологии пригодятся не только в играх. Как уверяет Creative, алгоритмы реверберации стали настолько хороши, что им под силу эффекты студийного уровня. Например, при игре на гитаре можно воспользоваться эффектами overdrive и distortion. А если подключить микрофон, то откроются неограниченные возможности по обработке голоса, причем в реальном времени, на лету, то есть без промежуточной записи на диск.

Кроме того, по данным Creative, воплощены новые HRTF-фильтры (для бинауральнных эффектов, слышимых в наушниках) и алгоритмы cross-talk cancellation (без них бинауральный звук будет слышен только в наушниках) отдельно для двух колоночной акустики, а также четырехканальных, «5+1» и «6+1» вариантов.

Многоликая EAX Advanced HD с приставочкой Music Technologies предназначена, чтобы в реальном времени удалять щелчки и шумы (Audio Clean-UP) в старых записях или в низкокачественных МР3, а также ускорять или замедлять темп музыки (Time Scalling). Последнее пригодится начинающим музыкантам и диск-жокеям. Отдельной примочкой идет регулировка на автомате уровня громкости (SVM - Smart Volume Management), полезная для случаев, когда необходимо воспроизвести с одинаковой громкостью множество файлов, записанных как с тихим, так и с мощным уровнем.

6+1

Положа руку на сердце, многие потребители компьютерного звука и стереофонию нормальную никогда не слышали (такова уж специфика настольной компьютерной акустики), но Creative решила, что шести каналов формата Dolby Digital кому-то может оказаться мало и пора переходить на Surround EX. Дополнительные тыловые каналы (Surround Back), по замыслу Dolby, улучшают пространственные эффекты, особенно для звуков, перемещающихся из фронта в тыл и обратно. В больших кинозалах это действительно может быть востребовано, однако стоит ли городить огород вокруг компьютера…

Схема расположения каналов при воспроизведении Dolby Digital Surround EX.

Схема расположения каналов при воспроизведении Dolby Digital Surround EX.

Напомним, что шестой (или шестой и седьмой - тогда это будут Left и Right Surround Back) канал должен быть закодирован в двух каналах окружающего звука с помощью так называемого матричного кодирования, что очень напоминает старый добрый Dolby Stereo. Дополнительная дорожка «укладывается» в две, несущие окружающий звук, а затем специальный матричный декодер в кинотеатре или внутри Audigy2 раскодирует ее в отдельный канал.

Мысли в слух

Результаты измерений, проведенных ранее с помощью различных программ - UniScope, SpectraLab, RMAA - на разнообразных компьютерах, свидетельствуют о существенном разбросе (физическом, статистическом, технологическом) величин таких параметров, как отношение сигнал/шум, динамический диапазон, коэффициент нелинейных искажений, интермодуляционные искажения, взаимопроникновение каналов.

По нашему опыту общения с Audigy2 ее характеристики в среднем на один два децибела превосходят соответствующие показатели для Audigy. Не исключено, что это следствие естественного разброса в пределах изготовленной партии, и с другими экземплярами разница будет иная. Тем не менее, нет оснований полагать, что этот естественный разброс окажется существенным.

Следует подчеркнуть, что на входе Line-In получить разрекламированные 106 дБА (правда, насчет сигнал/шум для Line-In производитель помалкивает) на реальном компьютере среднестатистического пользователя - из области фантастики. Этот вход получился шумный сам по себе: для 96 кГц от 84 дБ до 92 дБ в зависимости от обстоятельств. В частности, подавая более мощный сигнал (например, стандартный +4 dBu) и уменьшая входной уровень в микшере, можно улучшить динамический диапазон для записываемого сигнала с 82 дБ до 90 дБ. Однако столь мощный (в разумных пределах естественно) сигнал выдает лишь профессиональная аппаратура.

Фронтальный выход Audigy2 превосходит предшественницу Audigy опять-таки где-то на пару-тройку децибел для таких параметров, как сигнал/шум, динамический диапазон и взаимопроникновение каналов. Коэффициент нелинейных искажений оказался получше на 0,001%, а интермодуляционные искажения на 0,07%. Для сравнения аналогичные параметры старушки ТеrrаТес EWS88 переплевывают Audigy2 в пять и десять раз соответственно.

Зато при дискретизации 96 кГц АЧХ у Audigy2 стала просто прелесть по сравнению с Audigy: вплоть до 48 кГц ровненькая-гладенькая, ну с очень легким завальчиком на верхах и подъемчиком на низах. Причем как для ЦАП так, и для АЦП. Даже нет смысла приводить их графики. АЧХ ЦАП очень близка к паспортным данным.

Лучше ли звучит Audigy2 по сравнению с Audigy и Live? Однозначно сказать трудно. Многое зависит от конкретной акустики, от персональных предпочтений, от музыкального материала и формата записи/воспроизведения. Ясно одно: Audigy2 звучит иначе! Характерно по-своему!.. Что ж, нынешние звуковые карты вышли на тот уровень высококачественного звука, когда определяющую роль начинают играть факторы, свойственные весьма недешевым HiFi/HiEnd-компонентам. Над оптимальным сочетанием последних неустанно бьется-колдует (время от времени успешно) каждый аудиофил. Ясно и другое: Audigy2 никогда не раскроет свой потенциал на слабенькой дешевой акустике.

Где же рубеж между подходящей акустикой и неприемлемой? Начнем искать заветную границу с активной акустической системы MicroLab Solo-1 (цена 50 долларов с хвостиком). Контролируем на аудиофильских наушниках Sennheiser HD590.

Тестовый CD-Audio Sheffield/A2TB звучал (напрямую по цифре через шлейф, минуя ЦАП пивода DVD-ROM и S/PDIF) четко и внятно. Все пять музыкальных треков, представляющие большой симфонический оркестр, фортепиано, вокал, джаз и диско, воспроизводятся с максимальной точностью и достоверностью на средних частотах. Звучание на высоких частотах кому-то может показаться непривычно резковатым. Очевидно, отсутствие компрессии перед записью в 16 бит/44,1 кГц не позволило увековечить композиции с могучими низкими частотами. На том, что есть, порою создается впечатление легкого дефицита низких частот, но не по вине карты, а из-за ограничений CD-формата записи и желания сохранить натуральные средние в динамичных произведениях. Тем не менее, данная запись явно из разряда образцово-показательных. Так, барабан-бочка джазовой ритм-секции разрывал воздух выстрелами, стуча прямехонько через грудь в унисон с сердцем.

Оказавшийся под рукой DVD-Video с концертом Black Sabbath «The Last Supper» имел старательно записанную шестиканальную дорожку в DolbyDigital (АС-3) 448 кбит/с. Вокал Оззи Осборна уже не тот, а вот драйву легендарной команды позавидует большинство молодых да резвых. Деды лабают столь отточенно и слитно, а их энергетическая аура столь мощна, что поневоле мурашки бегут по коже. Немалая заслуга в производимом эффекте принадлежит Audigy2. Невозможно объяснить двумя словами, но на других картах, говоря словами Гребенщикова: «есть какая-то фальшь». И все-таки в жанре материализации сжатого DVD-звука преимущества Audigy2 над Audigy на слух заметят не многие (на бюджетной акустике).

В первые мгновения несжатый стереозвук DVD-Audio 24 бит/ 96 кГц не убедил. Как выяснилось позже, причина крылась в аналоговой мастер-записи, с которой слепили «продвинутый» цифровой звук (DVD «SuperAudio Collection & Professional Test» от Chesky Records). Шумочек, напоминающий шипение выходящего из камеры воздуха, был слышен в наушниках Sennheiser даже в коротких паузах между всплесками звуков. Зато приятно порадовала высота самых мощных всплесков. Казалось бы, при заданной громкости звук уже не может быть мощнее, что называется, по определению. А вот нате! Даже на Solo-1 мощность вдруг подскакивала с завидной легкостью, полноценно отражая динамику извлечения звуков музыкантами.

Качество воссоздания стереокартины на Audigy2 по сравнению с Audigy (и особенно по сравнению с Live) таково, что как бы пересаживаешься из задних рядов партера чуть ли не на самую сцену.

Начало одной из композиций, признаться, достало неубедительным звучанием ритмичных хлопков в ладоши, утомленный слух загрустил и уж было задремал. Как вдруг явственно послышалось, что в углу комнаты кто-то начал от души лупить ладонями по бонгам! Ого! Сразу захотелось изобразить африканские пляски в натуре. Так что некоторые звуки, хранимые в 24/96, Audigy2 материализует очень реалистично. Но и безжалостно выставляет на показ все огрехи записи.

Чтобы остаться до конца беспристрастными, не будем торопиться с выводами. Audigy2 - это такая глыба, которую невозможно рассматривать вне соответствующей инфраструктуры, то есть качественной акустики и специальных носителей (больше всего повезло геймерам: для них Audigy2 готова к употреблению). Полная версия обзора опубликована на сайте Ferra.ru и пока регулярно обновляется.

В серию звуковых карт Audigy2, как и в предыдущем семействе, входит три продукта:

  • SoundBlaster Audigy2 - базовое решение для прослушивания и записи любого аудиоконтента с перечисленными в описании 24-bit Advanced HD характеристиками, от MP3 до звукоряда Dolby Digital EX (6.1) и треков Advanced Resolution DVD-Audio, а также для компьютерных игр. В основе комплекте собственно карта, разъем SB1394 размещен на ее торцевой панели, а игровой порт вынесен на отдельную. Цена в российской рознице - от 130 долларов.

  • В версии SoundBlaster Audigy2 Platinum, по традиции, помимо вышеперечисленного для работы с музыкой добавляется 5,25-дюймовый коммутационный блок на переднюю панель системного блока (цифровые входы и выходы, в том числе оптические, регулируемый по мощности выход на наушники, регулируемый по чувствительности вход микрофона, специализированные MIDI-входы/выходы, порт SB1394), пульт дистанционного управления и комплект программного обеспечения для создания музыки (Steinberg Cubase VST, Native Instruments Traktor DJ, Ulead 5.0). Ожидаемая цена - от 220 до 290 долларов.

  • SoundBlaster Audigy2 Platinum eX (выпуск намечен на начало следующего года) адресована людям, занимающимся серьезной обработкой звука, поэтому здесь используется внешний коммутационный модуль, подключаемый через специальную дополнительную карточку. Creative обещает, что во внешнем модуле будет больше возможностей ввода/вывода, в том числе поддержка записи 24 бит/96 кГц ASIO2 (у остальных представителей семейства - только 16 бит/48 кГц ASIO).



 
<< Страница 1
Страница 2


 Вавилонская башня [ "13-я КОМНАТА" ]
 Новости [ "НОВОСТИ" ]
 МикроФишки [ "НОВОСТИ" ]
 Корпорация монстров [ "НОВОСТИ" ]
 Не думай о секундах свысока [ "НОВОСТИ" ]
 Даю установку… [ "НОВОСТИ" ]
 О быках и медведях [ "НОВОСТИ" ]
 Американский домен оказался "левым" [ "НОВОСТИ" ]
 Программа мероприятий [ "BUSINESS@RUS" ]
 "Желают знать, что будет…" [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 И к нам вернется Кондратьев… [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Делайте ваши ставки… [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Человеческий фактор [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Истребитель спама [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 Рождественские маразмы [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 События [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 Audigy2: живее всех живых [ "КОМПЬЮFЕРРА LITE" ]
 Миссия выполнима [ "КОМПЬЮFЕРРА LITE" ]
 Семеро спелых [ "КОМПЬЮFЕРРА LITE" ]
 Не самый бесполезный подарок [ "ОПЫТЫ" ]
 Кладбище домашних животных 2 [ "ТЕХНОЛОГИИ" ]
 Маленькое лукавство "большой тройки" [ "АНАЛИЗЫ" ]
 Как вы считаете, с какой точностью можно прогнозировать будущие события? [ "ВОПРОС НЕДЕЛИ" ]
 …несомненный признак мании величия у редакторов "КТ" [ "ПИСЬМОНОСЕЦ" ]


Все материалы номера