Audigy2: живее всех живых
 
17.12.2002
Андрей Волов
Илья Хрупалов, fe@computerra.ru


 
Страница 1
Страница 2 >>

Год назад мы со сдержанным оптимизмом отозвались о появлении звуковых карт семейства Audigy, однако оно прекрасно прижилось. Собственно, в этом мы и не сомневались: больше функций при той же цене - золотое правило для новинок компьютерного рынка последних лет. Восточно-европейская презентация Audigy2, состоявшаяся в октябре в Варшаве, куда нас любезно пригласило российское представительство Creative, была проведена достаточно помпезно, но, откровенно говоря, не оставила впечатления революции. Вдоволь наэкспериментировавшись с сэмплом и дождавшись официальных поставок, мы, наконец, предлагаем вам собственный взгляд на Audigy2.

Памятуя невнятное продвижение Audigy, маркетологи Creative, дабы оправдать имя компании, подсуетились даже больше, чем собственно креативные, инженерные силы, и представили-таки миру новую аудиоархитектуру. Она названа «24-bit Advanced HD» и даже получила специальное лого, дополненное строчкой «192 kHz / 106 dB SNR». Двух зайцев - 24 бит/96 кГц и EAX Advanced HD, за пониманием пользы которых на первой Audigy было угнаться не просто, - скрестили в одного.

Вообще, надо отметить, что все тонкости Audigy2 просто так, без хрена не уешь и на коробке не изложишь, поэтому журналистов в Варшаве (как и при запуске Audigy) снабдили подробной документацией, которую мы по идее должны разжевать и выдать читателю. Продукт едва ли не перегружен новшествами и с точки зрения технической интеграции мультимедиа-технологий действительно потрясает, если сравнить, положим, с семейством Live. Однако надо признать, что массовый рынок не привык потреблять высокие технологии, глубоко разбираясь в них. Тут важно подать два-три очевидных преимущества, желательно по той же цене. Хороший пример - позиционирование и реклама новых процессоров Intel с технологией Hyper-Threading. Что с того, что мы разбились в лепешку для нашей читательской аудитории, объясняя все тонкости этого решения? Деньги-то делают на популяциях другого порядка, и для них четко продумана рекламная кампания, основанная совсем на других принципах…

В самых общих чертах архитектура 24-bit Advanced HD - это тщательно сбалансированные компоненты для 24-битной обработки аудиосигналов (по замыслу разработчиков, они обеспечивают не только оптимальное звучание высококвантованных потоков, но и привычных 16-битных, таких как CD Audio, MP3 1 и звуковое сопровождение игр), способность к воспроизведению 24-битного контента DVD-Audio и технология EAX Advanced HD (представленная еще в Audigy и практически не претерпевшая изменений), распространяющаяся не только на игры, но и на музыку. На практике это означает возможность записи (чего не умела Audigy) и многоканального - от двух до 6.1 - воспроизведения в формате 24 бит/96 кГц с отношением сигнал/шум до 106 дБ, а также беспрецедентную в мире ПК способность воспроизводить стереоконтент Advanced Resolution DVD-Audio в формате 24 бит/ 192 кГц. Качество звукового сопровождения DVD-Video сертифицировано компаниями THX Labs и Dolby (в частности, поддержка формата Dolby Digital EX). Остается добавить, что благодаря поддержке 6.1-канального окружающего звука и способности аппаратно ускорять 64 аудиопотока в пространстве Audigy2 сегодня, бесспорно, сильнейшее игровое решение на рынке персональных компьютеров.

Основные характеристики звуковых карт Creative SoundBlaster последних поколений.


 

Live! 5.1

Audigy

Audigy2

Audigy2
Platinum

«Глубина» цифрового звука

16 бит

24 бит

24 бит

24 бит

Максимальная частота дискретизации при воспроизведении

48 кГц

96 кГц

192 кГц

192 кГц

Отношение сигнал/шум на аналоговых выходах

94 дБА (фронтальные и тыловые каналы)

100 дБА (фронтальные и тыловые каналы)

~106 дБА* (фронтальные и тыловые каналы)

~106 дБА* (фронтальные и тыловые каналы)

~90 дБА
(центр, сабвуфер, тыл)

~90 дБА
(центр, сабвуфер, тыл)

Сертификация THX

+

+

Цифровой вход

апгрейд

апгрейд

апгрейд

+

Оптические входы/выходы

+

Дистанционное управление

апгрейд

апгрейд

апгрейд

да

Максимальные параметры при записи

16 бит/

16 бит/

24 бит/

24 бит/

48 кГц

48 кГц

96 кГц

96 кГц


24 бита

Начнем с магических «24 бит». Так уж устроен цифровой мир - чем больше бит, тем лучше. Для представления в цифровом виде звуковых, слышимых человеком сигналов 16 бит маловато было, а вот 24 бит уже более чем достаточно. Теперь как писк комара, так и рев реактивного авиалайнера будут сохраняться в цифровом сигнале одновременно практически без искажений. Тише звука комара ухо не слышит, а громче взлетающего самолета - не воспринимает по причине болевого порога.

Чтобы оцифровать аналоговый сигнал, поступающий с микрофона или электронных инструментов, применяют аналого-цифровой преобразователь (АЦП), а чтобы воспроизвести (по сути, озвучить) записанный ранее цифровой сигнал - используют цифро-аналоговый (ЦАП). Современные АЦП и ЦАП могут быть размером 0,5х0,5 см и иметь смешную цену. С возрастанием разрядности (числа бит) сложность, а следовательно и стоимость, преобразователей резко возрастает. И если низкочастотные преобразователи сделать сравнительно легко, то высокочастотные - архитрудно. Более того, например, при частоте дискретизации 48 кГц на период частоты звука в 24 кГц приходится всего лишь две точки. То есть волна с ее гребнями и впадиной описывается двумя точками - фактически, как получится. Ясно, что для более точного описания волны надо бы хотя бы пять точек на период (что не противоречит теореме Котельникова-Шеннона), а это в нашем примере составит частоту дискретизации 120 кГц.

Звуковые волны, существующие в живой природе, имеют диапазон частот от нескольких герц до сотен килогерц. Механизм восприятия звука системой слуха человека изучен довольно поверхностно, наука во многом пока бессильна. Ранее считалось, что выше 20 кГц среднестатистический человек звук не воспринимает. На самом деле человек не слышит одиночный чистый тон, если его частота превышает примерно 20 кГц. Но это не значит, что человек не способен воспринимать и отличать звуки, состоящие из множества тонов, уходящих в ультравысокие частоты. Исследования показали, что многие музыкальные инструменты генерируют звуки в полосе частот вплоть до 50 кГц и выше. Для сохранения и воспроизведения таких звуков в цифровом виде используют частоту дискретизации 96 или 192 кГц.

АЦП конвертируют из аналогового сигнала в цифровой (ЦАП и обратно) не идеально, а привносят искажения. В реальных электротехнических устройствах к тому же добавляются разного рода шумы. Для 24-битного сигнала шум равен нулю при -144 дБ. На практике шум всегда отличен от нуля. За отметкой в -100 дБ борьба с шумом превращается в очень дорогое удовольствие. Представьте себе, для опорной амплитуды величиной 1 В (0 дБ) амплитуда, соответствующая -100 дБ, составит 10 мкВ (то есть в 100000 раз меньше!). Мощность сигнала ограничена стандартом, иначе погорят колонки-усилители. Поэтому в борьбе за каждый лишний децибел разработчики вынуждены в условиях помех оперировать со все более слабыми сигналами.

Профессиональный формат цифрового звука - это 24 бита и 96/192 кГц. Стремление производителей в угоду профессионалам как можно сильнее задавить нежелательные шумы продиктовано особенностями процесса записи в студии, сведения-наложения при аранжировке и последующего создания мастер оригинала. Лично вам нужны дополнительные -10 дБ «шумоподавления»? Тогда копите денежки.

DVD-Audio

DVD-audio - новый тип лазерных дисков, который, как предвещает Creative, в скором времени вытеснит нынешние компакт-диски (CD-Audio). Те, кто застал грампластинки, помнят, как быстро эти черные блины с разноцветными пятачками в бумажных конвертах исчезли из магазинов, уступив место серебристым «компактам». DVD-Audio создан для звука аудиофильского качества, звук сохраняется без каких-либо потерь, вызванных сжатием (которое используется, например, в звуковой дорожке на DVD-Video с фильмами и клипами). Что касается «карманного» звука, то на смену компакт-кассетам уже пришли носители и плейеры на основе миниатюрных винчестеров или флэш-памяти. В этой области у Creative тоже все схвачено: Nomad, MuVo, Zen, DAP JukeBox - что хочешь выбирай.

Некоторые форматы записи звука в сравнении.


Квантование,
 бит

Частота
дискретизации,
 кГц

Число
каналов

Величина потока
данных с диска,
 кбит/с

Степень
 сжатия/упаковки

МР3

16

до 48

2

128 (12-320)

~11:1 (зависит от потока)
с потерями

CD

16

44,1

2

1411,2

1:1 без потерь

Dolby Digital 5.1

16-24

48

6

448

~12:1 с потерями

DTS

20-24

48; 96

6

свыше 768

~7:1 с потерями

DVD-Audio

24

96

6

6912

2:1 без потерь

DVD-Audio

24

192

2

4608

2:1 без потерь


Как видно из таблицы, ближайший конкурент DVD-Audio - это формат DTS, достаточно широко используемый в качестве звуковой дорожки к фильмам, в частности на DVD-Video (случается, на одном диске записывают дорожки и в DolbyDigital, и в DTS).

Однако если в DTS используется сжатие с прорежением малозначащей звуковой информации (то есть хоть и с крохотными, но неизбежными потерями качества), то в DVD-Audio цифровые данные лишь уплотненно пакуются, как это делается в программах-архиваторах, и качество не теряется абсолютно. Алгоритм упаковки носит аббревиатуру MLP (Meridian Lossless Packing).

Кстати, об аппаратном декодировании DTS в Audigy2 не заявлено. Отсутствуют в предполагаемом комплекте и программные средства воспроизведения. Это вдвойне обидно, поскольку недешевые (свыше 60 долларов) программные проигрыватели воспроизводят DTS. Например, PowerDVD версии 4.0 декодирует DTS с частотой дискретизации 48 кГц.

Обратите внимание на высокую величину потока данных с диска для DVD-Audio. Чтобы распаковывать в реальном времени такой поток, нужны адекватные вычислительные ресурсы: 600-мегагерцовым процессором тут не отделаешься, особенно в прожорливой Windows ХР.

Специально разработанный для Audigy2 плейер DVD-Audio с диском Бьорк в приводе.

Предполагается записывать на DVD-Audio - объем позволяет - как шестиканальную дорожку (24 бит/96 кГц), так и двухканальную с расширенным частотным диапазоном (192 кГц). И та, и другая имеют защиту от копирования цифрового контента. Вот тут то и выплывает главная тонкость. Обычные бытовые DVD-проигрыватели не смогут воспроизводить суперзвук с DVD-Audio. Специальный новейший DVD-плейер баснословной цены, конечно, сможет, но на то он и специальный. А вот компьютерные приводы DVD-ROM второго поколения (с максимальной скоростью чтения от 6x) все готовы полноценно воспроизводить DVD-Audio. При одном условии: нужно прикупить звуковую карту из серии Audigy2. На ноябрь 2002 года только продукция Creative поддерживает воспроизведение DVD-Audio на персональных компьютерах. Пока, увы, выбор лейблов DVD-Audio не столь велик (www.soundblaster.com/resources/read.asp?articleid=71), как хотелось бы. Что касается цены (в районе двух десятков у.е.), вряд ли она отпугнет истинных меломанов.

Покупая DVD-audio диск, уточните у продавца, в каких форматах на нем записан звук. Дело в том, что стандарт DVD-Audio позволяет хранить на диске файлы в форматах, используемых в DVD-Video. Условно говоря, носитель DVD-Audio делится на две области. Из первой области видны файлы DVD-Audio, а из второй, так называемой «области DVD-Video» (если таковая присутствует на конкретном диске), - звуковые файлы в формате Dolby Digital или DTS. Например, надпись на коробке «5.1 MLP for DVD-Audio Players» означает, что на диске шестиканальный несжатый (но упакованный!) звук в формате 24 бит/ 96 кГц. Надпись «5.1 DTS for DTS-compatible systems» означает, что соответствующую шестиканальную звуковую дорожку удастся воспроизвести на плейерах DVD-Video, оборудованных декодером DTS. Надпись «2.0 PCM for all DVD-Video players» свидетельствует о том, что имеет место двухканальный несжатый неупакованный звук, воспроизводимый всеми DVD-устройствами. Если на упаковке DVD-Audio красуется «DVD-Video compatible Dolby Digital», то это означает наличие на этом диске области, видимой любым DVD-плейером и содержащей файл со звуковой дорожкой ставшего привычным Dolby Digital.

Отныне запись в 24 бита с частотой дискретизации 96 кГц возможна.

К сожалению, на большинстве лейблов DVD-Audio производители не указывают все детали записанных форматов. Надписи типа «Advanced Resolution» ни о чем толком не говорят. Под ними может скрываться 48 кГц с 24 битами, или 98 кГц (или 88,2 кГц) с 16 битами, или 192 кГц с 24 битами. Узнать, что именно прячется под оберткой, возможно лишь вставив диск в DVD-Audio плеер (или, конечно, в компьютерный DVD-ROM с Audigy2 и софтверным плейером). При условии если плейер корректно высветит формат всех имеющихся на диске звуковых дорожек. Так что, если продавец не осведомлен из достоверных источников, с какими битами-частотами записан DVD-Audio, будет бессилен подсказать вам что либо вразумительное по этому поводу. Так, кстати, и случилось в вашими покорными слугами, специально выбиравшими диск с 24 бит/192 кГц в «Пурпурном Легионе». Фраза «Advanced Resolution Stereo» на одном из дисков четко комментировалась, что это заветные 24/192, однако мы на свой риск выбрали новомодный альбом Бьорк «Vespertine» (не без основания полагая, что уж свежак точно по максимуму пишут) с, казалось бы, такой же фразой, но без комментария. Результат - никаких 24/192 и в помине.

Частенько за DVD-Audio шустрые ребята выдают диски DVD-Video, на которых звуковая дорожка записана в несжатом виде (например, стерео РСМ 24 бит/ 96 кГц), а видеокартинка статична (например, маячит название проигрываемой песни и фото альбома). По сути сей ловкий трюк ничем плохим не грозит: вы получаете высококачественный звук, воспроизводимый на любом DVD-проигрывателе, в том числе и на компьютерном DVD-ROM (если, конечно, версия программного плеера и звуковая карта поддерживают воспроизведение продвинутого звука). Однако придется забыть про многоканальность, поскольку нынешние программные плейеры из PCM данных крутят лишь обычное стерео. Обратите внимание: подобные диски маркируются как «DVD» без всяких приписочек.


1 (обратно к тексту) - Не думаем, что это у кого-либо вызовет эйфорию, но для очистки совести отчитаемся о новаторской поддержке Audigy2 вышедшего в свет Windows Media Player версии 9, который не только воспроизводит потоковое аудио из Интернета (причем вплоть 5+1 каналов), но и якобы записывает в 24 бит/96 кГц.

 
Страница 1
Страница 2 >>


 Вавилонская башня [ "13-я КОМНАТА" ]
 Новости [ "НОВОСТИ" ]
 МикроФишки [ "НОВОСТИ" ]
 Корпорация монстров [ "НОВОСТИ" ]
 Не думай о секундах свысока [ "НОВОСТИ" ]
 Даю установку… [ "НОВОСТИ" ]
 О быках и медведях [ "НОВОСТИ" ]
 Американский домен оказался "левым" [ "НОВОСТИ" ]
 Программа мероприятий [ "BUSINESS@RUS" ]
 "Желают знать, что будет…" [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 И к нам вернется Кондратьев… [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Делайте ваши ставки… [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Человеческий фактор [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Истребитель спама [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 Рождественские маразмы [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 События [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 Audigy2: живее всех живых [ "КОМПЬЮFЕРРА LITE" ]
 Миссия выполнима [ "КОМПЬЮFЕРРА LITE" ]
 Семеро спелых [ "КОМПЬЮFЕРРА LITE" ]
 Не самый бесполезный подарок [ "ОПЫТЫ" ]
 Кладбище домашних животных 2 [ "ТЕХНОЛОГИИ" ]
 Маленькое лукавство "большой тройки" [ "АНАЛИЗЫ" ]
 Как вы считаете, с какой точностью можно прогнозировать будущие события? [ "ВОПРОС НЕДЕЛИ" ]
 …несомненный признак мании величия у редакторов "КТ" [ "ПИСЬМОНОСЕЦ" ]


Все материалы номера