Дом-кино. Часть III: Работа на монтажном столе.
 
03.12.2002
Игорь Куриленко


 
Страница 1
Страница 2 >>

Окончание. Начало см. «КТ» ## 456, 460

Давно отсняты на новую цифровую видеокамеру последние дни летнего отпуска, куплено оборудование для домашней видеостудии. На дворе межсезонье - самое время вплотную заняться созданием видеофильма. Для этого необходимо научиться работать с монтажной программой.

Сегодня на рынке представлено множество различных программных продуктов для редактирования видео. От относительно простых и дешевых до сложных профессиональных продуктов ценой несколько сотен, а то и тысяч долларов. По самым известным из них написаны многостраничные руководства, однако в большинстве случаев эта литература рассчитана на специалистов или людей, уже имеющих опыт практической работы. Новичку же трудно разобраться и научиться применять описываемые средства на практике. В этой статье мы постараемся осветить тот минимум понятий, представлений и основных приемов, которые необходимы для приобретения начального опыта работы в среде монтажных программ и которые мы рассмотрим на примере трех известных пакетов Adobe Premiere 6.0 (далее - AP), Final Cut 2.0 (FC) и EditDV 2.0 (ED). При этом будем помнить, что построение многих «видеоредакторов» - в том числе и профессиональных - подчинено общим принципам и законам (рис. 1), уяснив которые, можно с наименьшими затратами времени и сил постичь секреты и тонкости любой монтажной программы.

Рис. 1 (a). Окна монтажных программ: Final Cut 2.0

Рис. 1 (б). Окна монтажных программ: EditDV 2.0

Рис. 1 (в). Окна монтажных программ: Adobe Premiere 6.0.

Рис. 1. Окна монтажных программ. Согласитесь, что внешне они очень похожи: слева вверху - зона монтажного проекта, справа - окно видеомонитора для просмотра результатов монтажа, внизу - видео- и аудиотреки зоны монтажа.

Монтажный проект

В узком смысле под монтажным проектом понимается документ, который создает монтажная программа и в котором фиксируются все сведения о рабочей среде, состоянии и ходе работы над фильмом, а также данные обо всех объектах, используемых при монтаже, и произведенных над ними действиях. В качестве объектов могут выступать оцифрованные фрагменты аудио и видеоматериалов; музыкальные композиции; иллюстрации в электронном виде; файлы, содержащие анимацию и трехмерную графику, а также видеоматериалы, обработанные или подготовленные в других программах.

Монтажная программа оперирует не с исходными файлами, а с их образами-объектами, являющимися только ссылками на реальные файлы, лежащие на диске. Например, в проекте идет работа над файлом, содержащим оцифрованное видеоизображение и звук длительностью десять минут. Из него вырезаются куски, которые монтируются в сюжет длительностью в одну минуту. После монтажа воспроизводятся только отобранные места и в той последовательности, в которой склеил их монтажер. Создается впечатление, что «отрезанное» видео и звук пропали. Это не так. На диске исходный файл остался неизменным. Воспроизведение смонтированного сюжета - это просто перескоки по соответствующим адресам кадров «исходника». Такая технология, с одной стороны, удобна - файлы остаются в неприкосновенности, а с другой - при воспроизведении «нарезанных» видеофрагментов возможно «залипание» изображения и звука из-за того, что зачастую исходный файл сильно фрагментирован, и его части лежат в разных местах диска. Поэтому чем плотнее файлы расположены на диске и чем большим быстродействием обладает система, тем выше вероятность качественного воспроизведения. В том случае, когда исходное изображение требуется изменить, например, при помощи спецэффекта, на диске после просчета создается новый служебный файл, визуальное восприятие которого соответствует длительности и параметрам применения спецэффекта.

При первом запуске и сохранении проекта необходимо задать параметры видео и звука (видео: DV PAL, размер кадра 720х576, скорость - 25 кадров/с, звук: 48 кГц, 16 бит), а также указать место расположения самого проекта и служебных папок: с оцифрованными исходными материалами; со вспомогательными материалами (фото, музыка и т. п.); с результатами предварительных расчетов и служебными файлами; с резервными копиями и результатами автосохранения. Расположение папок в AP задается через меню Edit-Preferences-Scratch Disks, здесь задаем Captured Movies для папок оцифрованных видео и аудио и Video Audio (Audio) Previews для папок результатов расчетов, при этом указываем Save as Project File, то есть сохранение в папку проекта. В FC это делается через меню Edit-Preferences-Scratch Disks, а в ED через опцию меню View-Options-Media Driver Captured media to (оцифрованное видео и аудио) и Generate media to (результаты расчетов). Если не организовать структуру проекта и не следить за тем, что и куда заносится монтажной программой, то в процессе работы, особенно над несколькими проектами сразу, может возникнуть большая путаница.

Задание настроек проекта - это следующий шаг, который необходимо выполнить перед началом монтажа. Как правило, все параметры сгруппированы по функциональному признаку. Основные из них находятся в общем разделе: в FC это Edit-Preferences, в AP - Project-Project Setting и Edit-Preferences, в ED - View-Options. К настройкам специфическим, имеющим более узкое значение, можно обратиться из контекстного меню соответствующей функциональной зоны монтажной программы. Меньше всего настроек надо задавать для ED, больше для FC и более всего для всеядной AP. Поэтому коротко рассмотрим основные настройки AP. С помощью опции Edit-Preference-General and Still Image задается вид отображения аудиофрагмента в зоне монтажа (включите опцию Show Black Audio Waveforms), величина начального и конечного захлеста до начальной метки (In) и после конечной метки (Out) выбранного фрагмента «исходника», в варианте его автоматической оцифровки в компьютер (Preroll, Postroll), начальная длительность «мувика» при импорте фотографии в проект (Still Image). Опция Edit- Preference-Auto Save and Undo задает параметры автосохранения и «глубину отмены» выполненных действий (Level Undo). Если вы используете miniDV-камеру, то надо включить опцию DV Device Control 2.0 в меню Edit- Preference-Scratch Disks and Device Control, позволяющую управлять работой DV-видеоустройства из среды монтажной программы.

В разделе Setting меню Project задаем параметры изображения и звука. В поле Editing Mode группы General выбираем один из стандартов представления видеоизображения: DV Playback, Video for Windows или QuickTime, который определяет и выбор кодека (его тип указывается в поле Compressor группы Video). Кодек, если говорить упрощенно, это способ приведения видеоизображения, записанного на ленте, к одному из компьютерных видеостандартов (avi, mov и др.). От выбора стандарта и кодека будет зависеть возможность определять и изменять в группе Video другие параметры видеоизображения, такие как размер кадров (Frame Size) и их скорость (Frame Rate), качество изображения (Quality), количество цветов в кадре (Depth) и другие. Для варианта монтажной системы на основе miniDV-камеры 1 и контроллера IEEE 1394 мы выберем стандарт: DV Playback, а в полях Timebase и Time Display зададим величину 25 кадров/с, укажем кодек - Microsoft DV (PAL). В этом случае все остальные поля не доступны, но предлагаемые по умолчанию значения удовлетворяют нашим требованиям, в том числе и по скорости оцифровки (Data Rate), которая для DV-сигнала не изменяется и равна 3,5 Мбит/с. В поле Pixel Aspect Ratio, задающем коэффициент сжатия - параметр, «помогающий» кодеку в обработке изображения, - выберем D1/ DV PAL 1.067.

Убедившись, что в группе Audio параметры звука соответствуют заданным нами при старте проекта (то есть 48 кГц, 16 бит stereo), перейдем к группе Capture. Здесь находятся параметры и поля, характеризующие устройство видеозахвата. При использовании платы - это будут параметры, описанные в документации устройства, для «дивишной» монтажки в поле Capture format укажем контроллер IEEE 1394.

[2]

В работе над видеоматериалом существует три этапа: размещение материалов в проекте, работа над видео в зоне монтажа, включая рендеринг, и экспорт готового фильма. На каждом из этих этапов могут быть свои установки для изображения и звука, то есть поместить в проект видео и звук можно с одними параметрами, для монтажа установить другие (кстати, именно к этим параметрам будут приводиться все материалы в зоне монтажа), а экспортировать готовый материал, в зависимости от задачи экспорта, можно с третьими. Параметры экспорта для AP задаются в меню File-Export-Setting, а если выбрать команду Project-Project Viewer, то открывается очень полезная таблица, в которую сведены все выбранные установки и которая дает наглядную картину работы над видео и звуком в проекте (рис. 2). На первых порах новичку лучше на всех этапах придерживаться одинаковых параметров, ведь если, например, характеристики текущего видеофрагмента не соответствуют параметрам зоны монтажа, то это приведет к длительной реконвертации форматов (это ведь тоже рендеринг), что работу над фильмом, конечно же, не ускорит.

Настройки параметров проекта для FC практически те же самые, что и у AP, только сгруппированы по-иному. FC работает только под QuickTime, и поэтому все видео- и аудиоустановки определяются этим стандартом. Здесь в качестве кодека выбирается DV-PAL. На вкладке Device Control в качестве протокола внешнего управления DV-устройством указывают Apple FireWire. А параметры видео и аудио на вкладках Capture и Sequence Presets, соответствующие оцифровке и зоне монтажа, должны соответствовать друг другу.

Практически никаких установок не надо делать для ED, также работающего в стандарте QuickTime. Достаточно при старте нового проекта выбрать PAL, 48 кГц, все остальные значения параметров «прошиты» внутри редактора.

[3]

После задания основных настроек, необходимо организовать место для исходных материалов в окне проекта (не путать эту внутреннюю организацию с внешним размещением папок на диске). Это окно расположено в верхнем левом углу экрана (рис. 3). Данные об объектах могут быть представлены либо в виде таблицы, либо в виде иконок. При табличной организации в соответствующих столбцах отображаются небольшие пиктограммы, обозначающие тип объекта (например, фрагмент видео со звуком представлен в виде куска пленки с динамиком, чистый звук - только динамик и т. п.), а также его название, длительность, тайм-код (TCR) фрагмента на кассете и другие данные. Состав столбцов, их порядок и количество могут быть изменены с помощью меню Project Window для AP или Browser для FC. Помимо объектов, в окне проекта можно задавать бины (Bin) - папки, предназначенные для структурирования исходных материалов проекта (например, в папке с именем «Отель» удобно поместить отснятые видеофрагменты и фотографии, относящиеся к жизни в гостинице). Поэтому целесообразно создать (команда File-New Bin) несколько папок по темам вашего фильма. В зоне проекта расположены и служебные бины: в FC это папки со спецэффектами, а в ED и AP папки с результатами рендеринга (они появляются после первого расчета). В ED и AP может быть открыт только один проект. В FC можно работать сразу с несколькими проектами и пользоваться материалами каждого из них (копировать, дублировать и т. п.).

Оцифровка

Когда подготовка закончена, можно приступать к оцифровке видеоматериалов. Зона (окно) оцифровки открывается специальной командой, в названии которой в том или ином контексте присутствует слово Capture. В FC это File-Log and Capture, в AP - File-Capture-Move Capture и в ED - Capture-Open Capture Window.

[4 (a)]

[4 (б)]

У FC и AP зона оцифровки имеет однотипную структуру (рис. 4). Левую часть окна занимают небольшой просмотровый экран, в котором воспроизводится изображение с DV-устройства, и кнопки, аналогичные органам управления видео (Play, Stop, Rec и т. д.). Здесь же отображается текущий тайм-код кадра и другая информация (например, сведения о свободном дисковом пространстве). Правая часть окна содержит область установок и область разметки и описания фрагментов (Loggin). В области установок указывается тип оцифровки: видео, видео и аудио, только аудио. Здесь же продублированы параметры видео и аудио, которые мы выставили в настройках, и указано место на диске, куда будет записываться материал.

В области разметки для описания фрагмента нужно указать его имя и название кассеты, а для его разметки найти фрагмент на кассете (управляя DV-устройством) и, нажимая кнопки In и Out, запомнить его координаты на ней (то есть тайм-код начала и конца). В ED окно оцифровки примерно такое же, только экран видео расположен справа, и оно проще и понятней. После разметки фрагмента его можно оцифровать, выбрав один из следующих вариантов.

  • Оцифровать размеченный фрагмент сразу (для FC команда Clip в окне оцифровки, для AP - Capture In-Out для ED - Capture). В этом случае кассета будет перемотана к началу фрагмента (метка In), а DV-устройство переведено в режим воспроизведения до метки Out, и размеченный фрагмент закачается на диск.

  • Занести координаты фрагмента в список, чтобы затем оцифровать несколько фрагментов в пакетном режиме (Batch). При этом для формирования списка надо после разметки фрагмента нажать соответствующую кнопку (в FC - Log Clip, в AP - Log In/Out, в ED - Add). После выполнения команды Batch пиктограммы, имена и характеристики фрагментов должны появиться в окне проекта.

При отсутствии тайм-кода или его «срывах» на кассете проводится прямая или непосредственная оцифровка, для чего достаточно во время воспроизведения фрагмента нажать красную кнопку Rec (в FC - Now). После остановки (Esc) записанный клип откроется в отдельном окне, из которого его надо вручную сохранить на диске и перетащить в окно проекта.


1 (обратно к тексту) - См. «Дом - кино». Часть II («КТ» #460), третий вариант построения монтажной системы.

 
Страница 1
Страница 2 >>


 Свой среди чужих [ "13-я КОМНАТА" ]
 Новости [ "НОВОСТИ" ]
 МикроФишки [ "НОВОСТИ" ]
 Жест(о)кий романс [ "НОВОСТИ" ]
 Вспомнить все [ "НОВОСТИ" ]
 Идея FiX [ "НОВОСТИ" ]
 Свой шесток [ "BUSINESS@RUS" ]
 Шарим? Варим! [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Наша шаровара [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Человек-оркестр или История одной шаровары [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Маленькие большевички и их кабанчики [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 События [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 Компьютер в нагрузку [ "КОМПЬЮFЕРРА LITE" ]
 Дом-кино. Часть III: Работа на монтажном столе. [ "КАК ЭТО СДЕЛАТЬ" ]
 Охота на ведьм [ "АНАЛИЗЫ" ]
 Карточный должок [ "КАРАУЛ" ]
 Письмо читателя [ "КНОПКИ" ]
 Сколько раз вы покупали shareware-программы и сколько в общей сложности заплатили? [ "ВОПРОС НЕДЕЛИ" ]
 Помойму это [ "ПИСЬМОНОСЕЦ" ]


Все материалы номера