Светлое цифровое будущее 25.11.2002 Дмитрий Вандич
История С разной периодичностью в духовке кухни научно-фантастической литературы под разными приправами закипает очередная «революция», призванная если не изменить мир и литературу, то хотя бы заявить миру о себе и придать серьезный облик «несерьезному» жанру. Подобная ситуация имела место быть и в начале 1980-х в США. «Писатели-революционеры» были людьми молодыми и весьма амбициозными. Они вознамерились, ни много ни мало, похоронить старую НФ вместе с ее статусом, авторитетами, сложившимися традициями и школами. В наличии были и свои партии - «гуманисты» и «киберпанки», два крыла постмодернистов от НФ, решивших посражаться за место под солнцем, несмотря на то что некогда выступали единым фронтом, без идеологического и непримиримого противостояния. В рядах будущих «киберпанков», в ту пору называвших себя «движением» (а между собой - «писателями в зеркальных очках»), были Уильям Гибсон, Брюс Стерлинг, Пэт Кадиган, Джон Ширли, Льюис Шайнер, Грег Бир, Майкл Суэнвик, Руди Рюкер и другие. Среди «гуманистов» тоже было немало замечательных и весьма талантливых писателей. Все общались между собой, встречались, обсуждали произведения друг друга, но ситуация изменилась в 1982 году, на вручении очередной «Небьюлы», когда представители крыла «гуманистов» Джон Кессел и Конни Уиллис стали лауреатами, обойдя Гибсона с его «Сожжением Хром» (Burning Chrome) и Стерлинга с «Роем» (Swarm). У Гибсона к этому времени уже вышли в журнале Omni «Джонни Мнемоник» (Johnny Mnemonic) и «Сожжение Хром», у Стерлинга - два романа и рассказы. Точки над «i» были расставлены, и бывшие соратники разделились. 1983 год. Брюс Стерлинг, под псевдонимом Винсент Омниаверитас, начинает издавать фэнзин «Дешевая правда» («Cheaр Truth»). Одностраничный ксерокопированный листок, печатный орган киберпанков, обозначает врага и призывает к боевым действиям. Выходит на экраны «Бегущий по лезвию бритвы» («Blade Runner»), культовый фильм киберпанка, в первоначальном сценарии не имевший хэппи-энда. Но и в этом году, несмотря на «поощрительные» «Небьюлы» у Грега Бира, поле боя остается за «гуманистами». 1984 год (как тут удержаться и не вспомнить Оруэлла) стал переломным. Гарднер Дозуа называет «киберпанками» группу «писателей в зеркальных очках». В этом же году в специально возрожденной серии Ace Specials печатается «Дикий берег» (The Wild Shore) Кима Стэнли Робинсона, представителя «гуманистов», а также «Нейромант» Гибсона. И снова вручение «Небьюлы». Напряжение возрастает, «киберпанки» готовятся к затяжной окопной войне. Не надеясь на победу и не скрывая пессимизма, они по-прежнему издают «Дешевую правду», ставшую популярной и довольно влиятельной. Позиции противника сильны, роман «Дикий берег» действительно очень хорош и пользуется большой популярностью. Но неожиданно «Нейромант» обходит его при голосовании и получает премию. Затем берет главный приз - «Хьюго». Это была победа. Решающая битва выиграна, неприятель разбит, но среди победителей уже нет былого единства, а под знамена прибывает разношерстное пополнение. И в результате течение становится размытым, былые доблестные принципы игнорируются, а некоторые отцы-основатели начинают открещиваться от него. Но это уже совсем другая история. История сегодняшних дней.
|