Светлое цифровое будущее
 
25.11.2002
Дмитрий Вандич


 
1
История >>

Не думая о прошлом, не замечая настоящего (а кому вообще до него есть дело?), ловить кайф от ощущения будущего, слетающего с кончиков пальцев, бьющих по клавишам двенадцатилетней клавиатуры в тяжелом металлическом корпусе. Жить в мире, которого нет, но который проглядывает из трещин и из-под судорожно наложенных швов размалеванного пластикового мешка для мусора под названием «реальность». Со штампами «Уплочено» и «Копирайт энд олл райтс резервд». Действительность - она для тех, кто лучше знает, как надо, кто имеет власть, кто действительно дергает за ниточки в этом театре, и для тех, кому не нужны перемены, у кого нет будущего. Я же свободен в своем сумасшествии видеть новый мир на каждом шагу, в каждой подворотне, за мусорными баками, в разрывах лопающейся от внутреннего напряжения реальности. Мне нет дела до того, что происходит за моим окном, когда от скрежещущих звуков модема встает шерсть на загривке и адреналиновый озноб отдает холодом в кисти рук. Мой мир, мир компьютеров и технологий, глобальных коммуникаций и узкоглазого хайтека когда-нибудь вырвется наружу, отрендерит заново реальность, и мне наплевать, если для кого-то в ней не окажется места. Будущее в стиле «киберпанк» 1 - для людей, свободных внутри своей черепной коробки.

Кто знает, возможно, именно такие мысли рождаются у тех, для кого информационные технологии, компьютеры, высокотехнологичные электронные «фенечки» стали стилем и образом жизни. Будущее многообразно, и мир киберпанка вполне возможен. Но не в виде погружения в иллюзорный мир детских сказок, бегства от действительности в Сеть, в расширители сознания, а в неприглядном образе реальности, жестокой и рациональной, свободной от «устаревших» императивов. Именно она, мигая огнями полицейских машин, может нас поджидать за следующим поворотом. И не «счастье всем задаром и пусть никто не уйдет обиженным», а выживание всеми доступными способами. Брюс Стерлинг в своей статье «Киберпанк 90-х» написал: «Почти все, что мы делаем с крысами, можно проделать и с человеком. А с крысами мы можем сделать многое. Об этом нелегко думать, но это правда. Она не исчезнет, если мы закроем глаза. Это и есть киберпанк». Возьмите эту крысу, с ее зубами, способностью к выживанию, ситуативной этикой, смените декорации, дайте ей разум, сознание - и вы получите живого киберпанка.

Киберпанк как личность - циничен и асоциален просто по определению, судьбы человечества и идеи Льва Толстого его заботят ровно настолько, насколько касаются лично его. Панк и анархия - вот один из основных жизненных принципов. Перед вами не герой, волочащий за собой груз прекрасных заблуждений, не позволяющий ему ударить в нужный момент в спину врагу. Он не отягощен нормами морали, за него никто не вступится, ему не на кого и не что рассчитывать. Его отношения с противоположным полом, как правило, обходятся без романтических соплей и весьма приземлены, утилитарны и меркантильны. По большей части - секс без долгих предисловий и лишних условностей, реже - Герои «киберпанка»: Уильям Гибсон.взаимовыгодное партнерство. Его не ждет хэппи-энд и объятия пышногрудой блондинки, слава и почет избавителя человечества, его ждет «обычная» жизнь в «обычной» реальности среди таких же изгоев, охотников за головами, синтетических наркотиков, нелегального софта, диктатуры корпораций и искусственного интеллекта. Его выбор и его путь - индивидуализм и выживание.

Выживание в гипертехнологичном, гиперрациональном мире, с предопределенными ролями и схемами поведения для большинства обитателей. В мире, где до неузнаваемости изменены моральные и нравственные категории, ибо в нынешнем виде они давно вышли за границы понятий целесообразности, оптимальности, алгоритмизируемости (другими словами - они не могут быть формализованы в виде общей схемы, абстрактного алгоритма). В мире, где власть принадлежит владельцам информации и технологических ресурсов, накапливающих, хранящих и обрабатывающих ее. В мире, где и сегодня ничто не выглядит столь правдоподобно и не внушает доверия так, как полуправда. В мире, где трансформирование информации для своих нужд и введение ее обществу внутривенно - обычное дело. Компьютеры лишь помогают этому процессу, выполняя то, для чего и предназначались - (пере)обрабатывать данные. Общество свихнулось от бешеного темпа своей научно-технической революции и на полном ходу влетело в ловушку. Датчики пространства отреагировали на движение, механизм сработал и дверца захлопнулась. Станция конечная, Будущее, поезд дальше не идет. Глобальные сети, «киберпространство» 2, киберковбои («хакеры»), нейронные входы для подключения устройств, азиатская экспансия Герои «киберпанка»: Брюс Стерлинг.технологий, дешевых имплантов, разнообразнейшие гаджеты - это повседневная реальность, такая же, как сегодня радио, телефоны, телевизоры, Интернет, хакеры, фрикеры. Необходимые декорации, необязательные, но присутствующие в большей или меньшей степени, ибо все-таки - Cyber.

А все вместе - жесткие развороты и ломающийся ритм, ажурные и прочные конструкции из металлолома и обломков периферийных устройств, мрачная урбанистическая атмосфера - это и есть киберпанк. Причастность, наличие, упоминание, использование, описание компьютерных технологий и гаджетов - не повод для зачисления себя в ряды киберпанков, как бы не грел душу и не тешил самолюбие этот модный и красивый ярлычок 3. Заменив идеологию панка на идеи спасения мира (не ожидали?), перенеся действие в другую «искусственную» реальность, мы получим либо так называемый «русский киберпанк» а-ля многочисленные «Лабиринты отражений», либо бесконечные вариации «Матрицы». И уже коммерческий успех, а также традиции гуманизма, цели и задачи воспитания подрастающего поколения диктуют иные правила игры. Хеппи-энд обязателен, а главный герой не может просто жить, он обязан жить во имя чего-то (пусть даже во спасение домашних кошек от пагубного пристрастия к «Вискасу»). Проблема спасения человечества (или хотя бы пары тысяч человек) становится первостепенной задачей. На меньшее герои не размениваются. В мертвенном, бледно-синем свете неоновой рекламы наше сознание поимеют по полной программе, замаскировав этот процесс красивыми и дорогими спецэффектами. И мы, утратив чувство реальности, будем долго стоять посреди улицы, судорожно сглатывая слюну, вертеть головой в разные стороны, сражаясь с побочными эффектами очередной промывки мозгов и подступающей тошнотой.

А будущее окажется, скорее всего, совершенно другим. Ждать осталось недолго.


1 (обратно к тексту) - Термин «киберпанк» придумал американский писатель-фантаст Брюс Бетке и использовал его в одноименном рассказе, опубликованном в 1983 году (кстати, с тех пор он называет себя анти-киберпанком). Броский и запоминающийся термин для обозначения панков в сфере компьютерных технологий позаимствовал Гарднер Дозуа, бывший редактор «Журнала научной фантастики Айзека Азимова». В одной из своих статей он навесил этот ярлык на Гибсона и Стерлинга со товарищи. Название прижилось, несмотря на возражения и продолжительные споры о его соответствии целям и задачам «писателей в зеркальных очках».
2 (обратно к тексту) - Термин «киберпространство» (сyberspace) ввел в употребление Уильям Гибсон в романе «Нейромант» («Neuromancer»), опубликованном в 1984 году.
3 (обратно к тексту) - Уильям Гибсон с компьютерными технологиями был знаком весьма поверхностно, что нисколько ему не мешало. Как он сам признался в беседе с Томом Мэддоксом, о компьютерных вирусах он узнал от двух девушек-программисток в баре, а с техническими вопросами обращался за консультацией к Брюсу Стерлингу.

 
1
История >>


 Киберпанк мертв. Необязательное предисловие [ "13-я КОМНАТА" ]
 Новости [ "НОВОСТИ" ]
 МикроФишки [ "НОВОСТИ" ]
 Супервычисления в цифрах [ "НОВОСТИ" ]
 PR во время чумы [ "НОВОСТИ" ]
 Эпитафия российской космонавтике? [ "РЕПОРТАЖ" ]
 И с ними дядька их. Заморский [ "BUSINESS@RUS" ]
 New world order [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Светлое цифровое будущее [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 ЭКЗИСТЕНЦИЯ. Киберпанк в кино [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Играем в киберпанк [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Как нам обустроить IE [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 История одного суперадвенчера. Часть вторая [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 События [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 Кленовый сироп [ "КОМПЬЮFЕРРА LITE" ]
 Интернет: ищущий да найдет [ "КАК ЭТО СДЕЛАТЬ" ]
 Возвращение в Средиземье [ "ТЕХНОЛОГИИ" ]
 Компьютеризация автомобиля: демон в машине [ "АНАЛИЗЫ" ]
 Научный подход [ "АНАЛИЗЫ" ]
 Новогодний конкурс интроспективных программ [ "КНОПКИ" ]
 Хотели бы вы жить в киберпанковском мире? [ "ВОПРОС НЕДЕЛИ" ]
 Чувствительным участком кожи… [ "ПИСЬМОНОСЕЦ" ]


Все материалы номера