Число имеет значение
 
11.11.2002
Георгий Башилов

1 ноября на окраине Москвы, в офисе сall-центра «Горячие линии», тихо и незаметно прошло открытие первого в России памятника аналоговой телефонии. Как гласят строки официального пресс-релиза, памятник «представляет собой постамент, увенчанный традиционным аналоговым телефоном, выполненным в натуральную величину из современных пластических материалов», и символизирует закат аналоговой телефонии и начало эры IP-телефонии.

Одним из поводов для события стал произошедший 100 дней назад полный переход call-центра на технологии IP-телефонии - тогда была выключена ATC Nortel, на которой центр работал раньше, и снят последний аналоговый телефон - не исключено, что именно он и занял почетное место под пластиковым куполом памятника. По словам Дениса Садовского, генерального директора «Горячих Линий» (на фото он справа, возлагает цветы к памятнику - обратите внимание, число имеет значение), сообщения об открытии новых центров обработки вызовов (самого разного масштаба, вплоть до трех телефонов, подключенных к обыкновенной офисной АТС) появляются сейчас довольно часто - рынок становится насыщенным, конкуренция на нем возрастает. Услуги аутсорсинга процесса взаимодействия с клиентом, то есть то, чем по существу и занимаются call-центры, становятся доступны и небольшим компаниям - минимальные тарифные планы начинаются с нескольких сот долларов в месяц, а минута общения с клиентом обходится в среднем от 10 до 20 центов.

Возвращаясь к «Горячим линиям» - call-центр может поддерживать работу до 60 операторов, на столах у которых IP-телефоны Cisco 7940 и компьютеры. В принципе, технологии позволяют обойтись и без телефонов - одними гарнитурами, подключенными к звуковым карточкам или USB-портам, но «так привычнее». Число операторов, в зависимости от степени загрузки, числа заказов и даже специализации заказчика, динамически меняется, и, как говорит Денис, многие отсеиваются и остаются лучшие. Кстати, один из недавних проектов «Горячих линий» - участие во Всероссийской переписи населения в г. Москве.

Возвращаясь к памятнику - некоторые сомнения вызывает выбранный символ аналоговой телефонии - традиционный аналоговый телефон (к слову, почетной участи удостоилась продукция Siemens). Ведь аналоговые телефоны, по крайней мере как абонентские устройства, прекрасно уживаются с IP-телефонией. Более того, сама история IP-телефонии, как коммерческой услуги, неразрывно связана с теми самыми аналоговыми телефонами и появлением в 1996 году первого шлюза компании VocalTec, позволившего связать сети традиционной и IP-телефонии.

Здесь скорее была бы уместна электромеханическая АТС или, если размер имеет значение, какая-нибудь, наиболее забавная и характерная ее механическая часть (уверен, таковые найдутся). К слову - в США последняя электромеханическая АТС была демонтирована все в том же 1996 году. Можно только догадываться, когда это знаменательное событие произойдет в России (и сколь длинной будет череда соответствующих памятников).

Разница между аналоговым и IP-телефоном довольно условна - ведь по крайней мере и там и там не обойтись без аналоговых микрофонов и динамиков. Настолько же условна становится и грань между цифровой и IP-телефонией. Сигнализация и там и там начинает обрабатываться одними и теми же устройствами - программными коммутаторами (softswitch). Отличия смещаются на канальный уровень, уровень передачи данных, и, как знать, не распространись столь широко в локальных сетях пакетная технология передачи данных - Ethernet, история IP-телефонии могла бы развиваться совсем по-другому.

А сейчас, по сути, ее сдерживает лишь недостаточная пропускная способность «последней мили» и недостаточная абонентская база широкополосных подписчиков. На уровне локальных сетей и ядра Интернет пропускная способность настолько высока, что позволяет даже не особенно беспокоиться о реализации алгоритмов QoS - по опыту использования IP-телефонии в открытых сетях, качество связи зависит скорее от толщины канала, связывающего абонента с провайдером - во всяком случае, если говорить о региональных сетях, звонок по IP-телефону, например, из Москвы в Кострому, может быть гораздо более качественным в сравнении с традиционным аналоговым.

Отсчет истории IP-телефонии принято вести с 1996 года. На деле, она, по сути, ровесница Интернет - первые опыты по передаче голоса в сети ArpaNet начались в далеком 1974 году, а уже в 1983-м, в лабораториях Xerox Parc, там же где родились графический интерфейс, «мышь» и персональный компьютер, появился и первый Ethernet-телефон - на двух микропроцессорах Intel 8080. Сейчас несравнимо более сложная начинка помещается в одну микросхему. Стоимость же самих телефонов сдерживается лишь (все еще) незначительными объемами производства.

Король умер? Да здравствует король!



 Не судите, да не судимы будете [ "13-я КОМНАТА" ]
 Новости [ "НОВОСТИ" ]
 МикроФишки [ "НОВОСТИ" ]
 Победа. На две трети — беда [ "НОВОСТИ" ]
 Число имеет значение [ "НОВОСТИ" ]
 Почти как олимпийцы [ "РЕПОРТАЖ" ]
 Точка перелома [ "BUSINESS@RUS" ]
 Возня в подполье война на небесах [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Защита телеканалов и возможность ее преодоления [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Время пони [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 Утекай [ "АНАЛИЗЫ" ]
 Век цифровых дилетантов? [ "МЫСЛИ" ]
 Зима будет долгой [ "СЕЛО ЩЕПЕТНЕВКА" ]
 Хотели бы вы пользоваться услугами спутникового телевидения и сколько готовы платить за это? [ "ВОПРОС НЕДЕЛИ" ]
 Особый дух [ "ПИСЬМОНОСЕЦ" ]
 I’m D ;-) [ "КОМПЬЮFERRA" ]
 Сердце матери [ "КОМПЬЮFERRA" ]
 По матери [ "КОМПЬЮFERRA" ]
 Какую мать ютить на шине 266 МГц? [ "КОМПЬЮFERRA" ]
 Как приютить Athlon XP на шине 333 МГц [ "КОМПЬЮFERRA" ]


Все материалы номера