Игры разума 09.11.2002 Ольга Мартынова Дискуссия о вреде или пользе компьютерных игр зачастую превращается в обмен неаргументированными мнениями. Дело в том, что с психологией как наукой оппоненты чаще всего незнакомы и в лучшем случае оперируют данными, почерпнутыми из научно-популярной литературы, которая обычно посвящена не возникновению зависимостей как таковых, а описанию особенностей межличностных коммуникаций. В худшем случае — приводятся факты из своего не слишком обширного жизненного опыта, который, конечно, не может сравниться с опытом практикующего психолога. Самое странное, что обе стороны, придерживающиеся крайних точек зрения, правы и не правы одновременно, — просто о вреде или пользе компьютерных игр невозможно говорить в отрыве от контекста. Подобно оружию, наркотикам и множеству других сущностей, компьютерные игры сами по себе ни плохи ни хороши — все зависит от того, какое место они занимают в жизни конкретного человека и чем обусловлено увлечение ими. Популяционный синдром Вполне возможно, что ребенок, чудом перенесшийся из века девятнадцатого в наше время, не заинтересовался бы компьютерными играми, даже если бы освоил компьютер в совершенстве. Психологов уже давно интересует, в чем причина привлекательности телевидения и видеоигр для подростков — ведь книги, театр, музыка и прочие виды искусства никуда не пропали и, более того, продолжают развиваться. В то же время нынешние подростки явно предпочитают им более примитивные — с точки зрения нагрузки на мозг — способы времяпрепровождения. Как ни странно, повинны в этом вовсе не коварные телепродюсеры или создатели компьютерных игр. Они лишь используют естественные интересы подрастающего поколения, спрос рождает предложение. Виной тому — биологические изменения, которые происходят в организмах наших детей. В последние годы нейропсихологи активно обсуждают так называемый популяционный синдром. Другими словами, синдром, ставший настолько распространенным, что вполне может считаться нормой. Собственно, популяционных синдромов несколько, но обсуждение, как правило, касается только одного, самого яркого — синдрома функциональной несформированности лобных отделов, в основном левого полушария. Именно эти особенности строения мозга наблюдаются у людей, имеющих склонность к азартным играм, наркотикам, алкоголю. И — компьютерным играм.
Все это признаки возможных врожденных особенностей строения мозга. Конечно же, многие из этих признаков могут быть вызваны и иными причинами — например, ребенок от природы сообразителен, обгоняет сверстников в развитии и ему просто скучно в школе. Однако вполне возможно, что такой ребенок принадлежит к новой генерации людей с более примитивным, чем у обычного homo sapiens, строением мозга. Еще раз замечу: это не болезнь, это отклонение, которое сегодня так распространено, что вполне может считаться нормой. Причин подобных изменений множество — здесь и экология, и различные вредности во время беременности, и некоторый гендерный перекос, наблюдаемый в цивилизованных социумах (о последнем чуть ниже). Разумеется, общество в какой-то степени диктует вкусы и предпочтения конкретному индивиду, однако выбор делает человеческая психика, чье устройство находится в прямой зависимости от строения человеческого мозга. Деградирует ли человечество таким образом или, наоборот, совершенствуется — пока не ясно. Ясно только, что вошедшие в моду неформальные тусовки, гомосексуализм, компьютерные игры, общение в Интернете и прочее не случайны. То, как устроен мозг индивида, определяет его увлечения, наклонности, и в то же время эти увлечения и наклонности диктует нам общество, а значит, общество участвует в эволюционных процессах, определяя особенности строения нервной системы. Повторенье — мать ученья Почему именно таким детям нравятся компьютерные игры и именно для них вероятность заработать кибер-аддикцию наиболее велика? Дело в том, что компьютерные игры основаны на эмоциях, непроизвольных, моторных реакциях, а не на произвольных, сознательных актах психической деятельности. Здесь атрофированные (хочу заметить, что этот термин не слишком уместен — функциональная несформированность лобных отделов, конечно, еще не означает их атрофированности; но другого нет) лобные доли практически не задействованы. Играя в компьютерные игры, ребенок осваивает компьютер, вместо того чтобы развивать собственную психическую деятельность, собственные интеллектуальные способности. Чем эмоциональнее компьютерная игра, тем больше она привлекает ребенка. Исключения есть — «Седьмой гость», «Одиннадцатый час», «Мист», многочисленные, но не слишком популярные развивающие компьютерные игры, написанные при участии и под руководством психологов, — но они довольно редки и теряются в море более популярных игр, рассчитанных скорее на подсознательное, нежели сознательное. Разумеется, агрессивные компьютерные игры — Doom, Quake, Counter-Strike — крайне эмоциональны, чем, во многом, объясняется их популярность. Раз уж речь зашла об агрессивных компьютерных играх, хотелось бы развеять один довольно популярный миф, который часто муссируется в прессе. Какой бы ни была агрессивной компьютерная игра, она никогда не сможет спровоцировать играющего на проявление насилия, если он не был к этому предрасположен. Трагедия, произошедшая несколько лет назад в одной из американских школ (см. врезку), когда двое подростков расстреляли нескольких соучеников и учителей, стала поводом для судебного иска к создателям компьютерных игр, в которые играли подростки. Однако это скорее свидетельствует о горе родителей, которым нужно найти козла отпущения, и, возможно, об алчности адвокатов. С другой стороны, совершенно неверно было бы думать, что игра не может послужить толчком для психического срыва. Иное дело, что она может стать последней каплей, но именно каплей, а первопричина в другом: в строении человеческой психики. Точно так же последней каплей может оказаться просмотренный фильм, прочитанная книга или конфликт с родными. В моей практике был пациент, страдавший болезненной зависимостью от сетевой компьютерной игры. Ради того, чтобы как можно больше времени проводить за компьютером, он начал прогуливать занятия в институте, потихоньку воровать деньги у родителей, чтобы оплачивать доступ в Интернет. Родные забеспокоились, только когда молодой человек завалил сессию, попросту не явившись ни на один экзамен. К сожалению, все попытки решить его проблему мягкими средствами закончились безрезультатно — в итоге парень угодил в клинику с диагнозом «шизофрения». Однако, оговорюсь снова, неправильно было бы думать, что виной тому компьютерная игра как таковая. Этиология шизофрении в настоящее время исследована недостаточно, но существуют все предпосылки предполагать, что шизофрения обусловлена именно генетическими причинами. Иными словами, существуют люди, предрасположенные к шизофрении, и задача их близких состоит в удержании психики этих людей в состоянии, близком к норме. И нет никакой гарантии, что совершенно безвредные для непредрасположенных к шизофрении людей вещи не окажут рокового влияния на потенциальных шизофреников.
Побочные эффекты Выше мы говорили о биологических причинах популярности компьютерных игр. Однако это не единственный момент, играющий на руку производителям игрового софта. Побег в никуда Все вышеперечисленное — не фатально. Популяционный синдром, конечно, создает определенные трудности при развитии ребенка (отметим, что речь идет о трудностях в развитии в нашем сегодняшнем понимании — возможно, лет эдак через двести именно это станет нормой, а отклонением будут считаться развитые лобные доли мозга), но влияние этих дефектов вполне можно сгладить, если не бросать ребенка на самотек, а заниматься им. Правда, только в «нежном» возрасте — от трех до двенадцати лет, пока идет активное формирование психических процессов. К трем годам созревают затылочный и теменной отделы мозга, подкорковые структуры, а к двенадцати — созревает лоб, мозолистое тело головного мозга. В случае с подростками все гораздо сложнее. К необходимости самореализации примешивается фрустрация от конфликта с окружающим миром, интенсивность которой может быть снижена путем переноса акцентации с мира реального на мир воображаемый. Другими словами, вместо того чтобы решать свои проблемы (как правило, связанные с коммуникацией) в реальной жизни, подросток пытается удовлетворить свое эго в жизни виртуальной. И бесценную услугу в этом ему оказывают ролевые игры и 3D-шутеры от первого лица, поскольку именно эти категории игр позволяют игроку наиболее полно идентифицировать себя с персонажем. Вместо того, чтобы усовершенствовать свою социальную адаптацию, подросток просто меняет социум, заменяя реальное общество виртуальным. Гораздо опаснее индивидуализированная форма зависимости (о печальном примере из своей практики я писала выше), когда уровень потребности в игре находится у больных (здесь этот термин совершенно уместен) на том же уровне, что и простейшие физиологические потребности: голод, жажда и т. д. В этом случае речь может идти о самом настоящем психическом заболевании. Наиболее опасными в этом аспекте представляются ролевые игры — скорее даже сетевые ролевые игры, в которых игрок может вызвать у себя иллюзию социальной адаптации, подсознательно принимая свои успехи в ролевой игре за реальные достижения. Подобное замещение происходит и в тех случаях, когда пациент создает виртуальную личность для общения в чатах и форумах, примеряя ее популярность на себя. Однако случаи Интернет-аддикции, как правило, легче, чем случаи болезненной привязанности к ролевым играм — все же социум, образующийся на форумах и в чатах, гораздо больше похож на реальное общество, чем заполненный условностями социум ролевых игр.
Признаки зависимости от компьютерной игры Опасны ли компьютерные игры сами по себе? Думаю, нет. Даже возрастные ограничения на продажу «жестоких» компьютерных игр носят довольно условный характер — в теленовостях подростки видят куда больше насилия, чем на экране монитора. Однако существует группа риска, члены которой имеют реальные шансы заболеть кибер-аддикцией. В редких случаях заболевание может принять тяжелые формы. И родителям таких детей необходимо обратить на своих чад особое внимание — пока не стало слишком поздно. Хорошо, конечно, что ребенок не шляется по подворотням, однако если вместо этого он сутками не вылезает из-за компьютера, нельзя сказать, что проблема решена. Она просто приняла другую форму. Вместе с тем интерес детей к компьютерным играм понятен, более того — психологически и даже биологически обусловлен. С некоторыми факторами, которые повышают привлекательность компьютерных игр для детей, мы бороться не в состоянии, однако можем облечь этот интерес в социально приемлемую форму. |