Октябрьская революция форматов Интернет-рекламы 05.11.2002 Сергей Матрешков
В середине октября мировые новостные агентства облетела сенсационная весть. Во время презентации очередной версии программного обеспечения AOL 8.0 генеральный директор America Online Джон Миллер объявил, что с 2003 года компания отказывается от практики размещения всплывающих (pop-up) рекламных окон. «Наши исследования показали, что они только раздражают, и мы постарались учесть интересы наши пользователей», — пояснил Миллер. Таким образом, AOL одним махом отказалась от рекламных доходов на сумму 30 млн. долларов в год, которые компания, разумеется, постарается компенсировать, перейдя к новой стратегии предоставления рекламного пространства (какой именно, пока неизвестно). Во всплывающих окнах отныне будут выводиться лишь сообщения об изменениях в услугах, а также реклама продукции самой AOL. Три девицы под окном… Примерно в то же время в Рунете неожиданно обрел популярность рекламный прием «скрытые показы» или pop-under, появившийся на нескольких заметных сайтах (Lenta.ru, например). По мнению же пользователей и экспертов, этот трюк не совсем удачный. В противоположность всплывающим окнам дополнительные рекламные окна браузера здесь выскакивают не поверх других, а, наоборот, позади всех остальных. Таким образом, реклама становится видна только после закрытия текущего окна браузера. «Повинной» в массовом появлении pop-under в Рунете оказалось агентство IMHO VI, которое называет технологию такой рекламы BackScreen (права на название у IMHO). Вообще, скрытые показы в массовом порядке были замечены еще год тому назад на таких авторитетных американских сайтах, как AT&T, The New York Times, Network Solutions, Tribune Interactive, BestBuy и eBay. На некоторых из них они остались и по сей день. Поэтому демагогическая аргументация массового появления в Рунете всплывающих окон как раз и заключается в кивании на электронную версию The New York Times вкупе с MSN, Yahoo! и CNN. Дескать, раз там есть такая реклама, почему бы ей не быть, например, на сайте газеты «Ведомости». Хотя pop-under-окна столь же реальны, как и pop-up, в отношении рекламодателя получается некоторая подтасовка. Количества показов в обоих случаях одинаково, но pop-under-реклама с некоторой долей вероятности останется незамеченной. И может быть недейственной, если меняется в скрытом окне раньше, чем ее увидит посетитель. В 2001 году исследовательская компания Statistical Research (www.statisticalresearch.com) провела исследование, в котором, простите за тавтологию, всплыли интересные факты о всплывающих окнах. Оказывается, 62% респондентов были уверены, что pop-up мешают просмотру веб-страниц, тогда как обычные баннеры ощущали как помеху 31% пользователей. Другие, более поздние исследования дали похожие цифры. Подобных результатов по Рунету не публиковалось, хотя и у нас случались мини-исследования. К примеру, в апреле 2001 года сайт 3DNews тестировал эффективность всплывающих окон на личном сайте своего директора по технологиям. В конечном счете оказалось, что эффективнее купить просто «ушко» на сайте, переходов будет столько же, как из pop-up, а раздражения на порядок меньше. В Рунете даже есть, пожалуй, один положительный пример использования всплывающих окон — система обмена баннерами между Интернет-магазинами AllShops. Механизм этой рекламной системы известен: участники размещают скрипт, вызывающий всплывающее окно на сайте участника. В окне размещается набор из шести логотипов магазинов, входящих в систему. Система AllShops живет более двух лет, количество участников растет и обеспечивает довольно хороший отклик баннеров (1,2%). Первая новость касается интерактивной рекламы и отвечает на вопрос, чем можно вознаградить пользователя за ее просмотр. В телерекламе (да зачастую и в полиграфической тоже) этот подход довольно популярен. Целевой аудитории нужно предложить некий бонус, который нейтрализовал бы неизбежное раздражение, возникающее при просмотре ролика или рекламного модуля. Наиболее очевидный бонус — интересный рекламный сюжет или просто некая изюминка, как правило, юмористического толка. Очень наглядно это было показано на последнем фестивале рекламы «Каннские львы» — чуть ли не половина роликов, занявших призовые места, сделана с иронией. И нет никаких причин не попытаться сделать то же и с Интернет-рекламой, которая раздражает пользователей ничуть не меньше, чем телереклама телезрителей. Правда, иронический подход — лишь частный случай возможного бонуса. Другой частный случай — полезность рекламного контента для целевой аудитории. Во второй декаде октября Promo.Ru запустило акцию по продвижению нового тарифа МТС, единственная важная для нас подробность которой в том, что акция базируется на интерактивном рекламном носителе «Органайзер свободного времени», созданном по технологии FrontLine (frontline.ru). Баннер-органайзер на основании введенных пользователем данных выдает рекомендации, куда сегодня отправиться, чтобы интересно и полезно провести время, поесть, потанцевать и т. п. (помимо сайтов, участвующих в акции, органайзер можно увидеть и испытать по адресу organizer.promo.ru).
|