Перманентный макияж
 
05.11.2002
Андрей Волов
Денис Марков


 
Страница 1
Страница 2 >>

Повод описать очередной пишущий дисковод находится все реже. Эти устройства достигли той стадии развития, когда равные по заявленным возможностям модели отличают друг от друга единицы процентов даже в самых придирчивых в тестах и на выбор в первую очередь влияет величина отношения не качество/цена, а скорее брэнд/цена. К тому же язык не поворачивается назвать устаревшими, например, флагманы шести-восьмимесячной давности с формулами около 24х24.

Широко известная в музыкальных сферах корпорация Yamaha выпустила в свет новую серию CD-R/RW-устройств с названием «F1», которая дает отличный повод для подробного материала. Будучи одним из немногих первичных производителей пишущих приводов, Yamaha не только воплотила в этой серии все лучшие фирменные технологии, но и приурочила к F1 дебют совершенно необычных возможностей.

Основа приводов серии F1 — фирменный контроллер Yamaha YDC132-V. Именно в нем реализованы все описываемые ниже технологии и предусмотрен определенный запас на будущее (достаточно будет апгрейдить прошивку — firmware). Рекордные скорости записи нынче достигаются преимущественно благодаря работе с постоянной угловой скоростью (Constant Angular Velocity — CAV). Yamaha использует технологию Full (полной) CAV. Это означает, что устройство на протяжении записи всего диска поддерживает постоянную скорость вращения шпинделя — 8700 оборотов в минуту. Дорожка диска, находящаяся ближе к центру, значительно короче, находящейся на краю. Чем дальше от центра располагается точка диска, тем выше линейная скорость ее движения. Кто катался на карусели, знает это по своим ощущениям. С краю крышу сносит круче. Кто не катался — может обратиться к учебникам по теоретической механике.

Запись начинается со скоростью 19x (2850 Кбайт/с). По мере удаления записываемой в данный момент точки от центра скорость записи данных на диск возрастает (ведь линейная скорость «точки записи» растет). В результате последние дорожки записываются со скоростью 44x (6600 Кбайт/с). При таком режиме записи, как заявляет производитель, снижается вероятность ошибок и вибраций (якобы основная причина появления дефектов на записываемом диске как раз и заключается в непостоянной скорости его вращения; в режиме CLV система привод—корпус обязательно найдет для себя резонансную частоту). Разумеется, средняя скорость записи ниже максимальной 44-кратной.
Использовать CAV при низкой скорости записи нецелесообразно. Поэтому, если скорость не превышает 16х, применяется режим с постоянной линейной скоростью (Constant Linear Velocity — CLV). Если CAV подразумевает изменение скорости записи данных при постоянной скорости вращения, то CLV, наоборот, сохраняет скорость записи данных на одном и том же уровне, соответственно регулируя скорость вращения диска. Аналогичная ситуация и с записью CD-RW. Здесь максимальная скорость 24х достигается лишь с CAV, для низких скоростей используется CLV.

Чтобы обеспечить высочайшее качество записи на высокой скорости, Yamaha разработала технологию Safeburn. Как известно, большинство испорченных болванок появляется на свет из-за того, что по тем или иным причинам прерывается передача данных на записываемый диск. Чтобы избежать этого, в любом современном «резаке» присутствует буферная память, служащая как бы резервным баком, в который постоянно «доливаются» данные. Объем буфера Yamaha CRW-F1 составляет 8 Мбайт. Как говорится, вчера — рекорд, сегодня — норма. Однако Safeburn — это не просто защита от опустошения буфера, сюда также входит OWSC (Optimum Write Speed Control) — система контроля и управления оптимальной скоростью записи.

По желанию пользователя OWSC может быть отключена в Nero Burning Rom. Тогда при выставленной вручную максимальной скорости, указанной на болванке, качество записи не гарантируется. Записанный без OWSC диск может либо хорошо читаться на всех устройствах, либо местами не читаться на некоторых устройствах. Тут все будет определяться качеством болванки и состоянием читающего устройства. При включенном OWSC, какую бы скорость ни выставил пользователь в меню настроек, Nero изменит на максимально допустимую по ее мнению. Yamaha также разработала специальную технологию, чтобы обеспечить надежность и стабильность работы привода CRW-F1Е. Dynamic Damper Mechanism (механизм динамического демпфирования) понижает вибрацию и акустический шум, что позволяет плавно ускоряться и стабильно вращаться шпинделю вплоть до 8500–9000 оборотов в минуту. Одним словом, если процесс записи полностью доверить автоматике, она выполнит задачу с максимальным комфортом для пользователя и компьютера.

Дисководы Yamaha F1 поддерживают технологию второго поколения пакетной записи: CD-MRW (Mount Rainier Writing). При помощи прилагаемой утилиты InCD можно отформатировать любой CD-RW так, что его можно будет использовать в качестве большой и быстрой «дискеты». Диск разбивается на небольшие фрагменты, в каждый из которых может уместиться маленький кусочек информации. CD-RW становится носителем со случайным доступом — совсем не обязательно, чтобы файлы располагались на диске один за другим, без промежутков. В принципе, практически ничем не отличается от привычной кластерной системы, используемой на жестких дисках. Отдельные части любого файла могут находиться разных местах диска. Правда, через несколько десятков сеансов добавления/удаления файлов скорость работы с CD-RW заметно упадет. Так что периодически придется проводить своеобразную дефрагментацию — полностью удалять данные с диска, а затем записывать их заново.

Примечательно, что наибольшее внимание в CRW-F1 (особенно журналистов; но, думается, что и простых пользователей, желающих побаловаться, наберется множество) привлекают не столько прямые способности привода, сколько уникальная и весьма забавная технология DiscT@2(другими словами — disk tattoo), которая позволяет наносить полутоновое изображение на рабочую (!) поверхность компакт-диска. Если помните, в свое время фирма Kenwood выпустила пишущий CD-ROM, позволяющий раскрашивать верхнюю поверхность болванок. Технология явно не прижилась — изображения наносились на диск по принципу струйного принтера и стирались со скользкого пластика едва ли не моментально. Вдобавок ко всему возникали проблемы со специальными картриджами чернил — их попросту было не достать, особенно в нашей стране.

DiscT@2 не имеет с технологией Kenwood ничего общего. Изображения формируются (специальный редактор входит в состав Nero 5.5.8.2, см. скриншот) на рабочей стороне диска без использования каких-либо расходных материалов. Картинки или текст (можно и комбинировать) попросту выжигаются лазером на свободной от данных области, ближе к краю. Как известно, заполненные информацией участки выглядят темнее чистых. Поэтому в результате фигурного выжигания на поверхности болванки проявляется рисунок, отдаленно напоминающий татуировку (слово маркетологи выбрали правильное, что называется — цепляет). Конечно, качество не ахти, все же компакт-диск — это не кожа. Да и смотреть на изображение лучше под определенным углом, в зависимости от освещения (мы разрисовали несколько дисков, однако с большим трудом заставили увидеть результат фотокамеру — см. снимки). Вдобавок ко всему большое значение имеет цвет рабочей поверхности болванки. На обычной, слегка зеленоватой рабочей поверхности (цианин) татуировочку видно с трудом-с. Диски от Verbatim, выполненные с использованием технологии AZO (синяя рабочая поверхность), уже дают возможность различить более или менее четкий рисунок. На болванках черного цвета (от Dysan) не видно ровным счетом ничего. Продолжительность нанесения татуировки не зависит от сложности рисунка, а определяется размером его площади. Вся поверхность 5,25-дюймовой болванки разукрашивается примерно за двенадцать минут. Как накопитель диск после этого перестает существовать (финализируется).

Yamaha всегда утверждала, что ее устройства пишут аудиодиски лучше других благодаря технологии Audio Master Quality Recording (AudioMASTER). Суть этого ноу-хау в том, что на диске выжигаются питы (pits) увеличенной, по сравнению со стандартной, длины. Естественно, это приводит к уменьшению полезного объема носителя: на 650-мегабайтную болванку умещается 63 минуты звука, а на 700-мегабайтную — 68 минут. Зато минимизируется коварный джиттер (см. врезку) и, как заверяет производитель, улучшается качество звука.

В режиме Audio Master Quality Recording запись происходит на скорости от 1х, 4х или 8х. Активизировав в Nero опцию «Best write speed» (наилучшая скорость), приводу представляется право самостоятельно выбрать скорость исходя из свойств конкретной болванки.

В зависимости от интерфейса, комплектации, цветового дизайна, региона сбыта и прочего, к «F1» добавляются постфиксы, например, «Е» (внутреннее IDE-исполнение), или «UX» (внешнее USB2/1.1), или «DX» (USB2/1.1 плюс IEEE1394), или «SX» (внутреннее Ultra SCSI). Помимо самого устройства Yamaha CRW-F1Е и стандартной сопутствующей мишуры (руководство на четырех языках, краткая памятка для пользователей программ Nero 5.5.8.12/5.5.8.13; компакт-диск с драйверами, утилитами и зарегистрированной полной версией Nero 5.5.8.12 Yamaha; шнурок для подключения устройства к звуковой карте, увы, через аналоговый вход; стандартный 40-жильный IDE-шлейф; четыре крепежных винтика) в любезно предоставленный компанией «Алион» (www.alion.ru; цена CRW-F1 в Москве — от 140 долларов за OEM-версию) розничный комплект входят две болванки: CD-R 1-16х на 700 Мбайт и Ultra HS-RW 24х на 650 Мбайт. На последней написано «For use with CRW-F1 only». Фраза означает не то, что на любом другом приводе этот диск читаться не будет, а то, что записать его на максимальной скорости на других известных приводах не удастся (на более низкой — пожалуйста). На малоскоростном CD-R-диске указано «for DiscT@2». Он имеет рабочий слой, максимально подходящий для инкрустации лазером.

Дизайнеры Yamaha выбирают аскетизм (см. фото) и строгость форм, в фирменном стиле HiFi-аудио. Когда компакт-диск находится внутри привода, прямоугольный индикатор рядом с кнопкой «Eject» светится синим цветом. Когда происходит чтение данных — мигает. А при записи меняет цвет на фиолетовый. Глазу приятно. С обратной стороны устройства обнаруживается не только аналоговый, но и цифровой аудиовыход (жаль, конечно, что не приложили цифровой шнур, с переходничками). В целом исполнение добротное, без внешних ляпов. А внутрь мы не заглядывали, уж простите великодушно.

Исполнение E-IDE / ATAPI (Internal)
Скорость записи (CD-R) 44x (19x-44x Full CAV); 16x, 12x, 8x, 4x, 1x, (CLV)
Скорость перезаписи (CD-RW) 24x, 10x (Full CAV); 24x (Partial CAV); 16x, 12x, 10x, 4x, 2x (CLV)
Скорость чтения 44x (Full CAV)
Скорость извлечения цифровых данных 8 (3176 секторов)
Объем буфера, Мбайт 150-6600 (44x max)
Скорость передачи данных, Кбайт/с 130
Среднее время доступа, мс Disc-at-Once, Session-at-Once, Track-at-Once, Packet-Writing,
Методы записи Advanced Audio Master Quality Recording, CD-MRW
Поддерживаемые форматы CD-DA, CD-TEXT, CD+G, CD-ROM, CD-ROM XA, CD-Bridge (Photo CD), Video CD (VCD), CD-I, Mixed Mode CD-ROM, CD EXTRA, CD-MRW (Mount Rainier)
Система защиты опустошения буфера SafeBurn
Габариты (ШхВхГ), мм / Вес, кг 146x41,3x193,1 / 0,9
Поддерживаемые операционные системы Windows 98/98 SE/Me/2000/XP

И наконец, еще одна уникальная и воистину полезная для меломанов особенность CRW-F1E — функция CD-RW Audio Track Edit. Это приложение позволяет изменить порядок треков или стереть какой-нибудь из них на уже сформированном ранее перезаписываемом диске. Теперь нет нужды перемещать выбранные файлы-треки на винчестер и перезаписывать диск. Раньше подобное редактирование «на лету» было возможным только на системах формата MiniDisk.

Контрольно-измерительный этап знакомства с новинкой от Yamaha проходил на системе Pentium 4 1400 + Intel845 + 256 Мбайт SDRAM под управлением Windows XP с использованием утилит Nero CD Speed v.0.85f Beta и Exact Audio Copy v.0.9b (www.exactaudiocopy.de). Версия прошивки (firmware) резака — 1.0b.
Выяснилось, что CRW-F1E был примерным учеником в школе (институте, университете, академии — нужное подчеркнуть) и умеет читать даже «между строк», то есть диски поцарапанные, заляпанные, с локально убитым отражающим слоем, с небольшим эксцентриситетом. Без проблем! Аппарат сам снижает скорость по мере необходимости. Работа системы коррекции ошибок — на пять баллов.


 
Страница 1
Страница 2 >>


 Точка зрения на точку зрения [ "13-я КОМНАТА" ]
 Новости [ "НОВОСТИ" ]
 МикроФишки [ "НОВОСТИ" ]
 Как Феникс из пепла [ "НОВОСТИ" ]
 Настоящее китайское качество [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Китайский бум [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Вторая молодость "нонэйма"? [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Спокойствие, только спокойствие… [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 Не по сезону косуха, старый пень! [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 Перманентный макияж [ "КОМПЬЮFЕРРА LITE" ]
 Яндекс. Офлайн [ "КАК ЭТО СДЕЛАНО" ]
 Найдется все [ "КАК ЭТО СДЕЛАНО" ]
 Сделай сам [ "АНАЛИЗЫ" ]
 Пара советов параноикам [ "АНАЛИЗЫ" ]
 Октябрьская революция форматов Интернет-рекламы [ "РЫНКИ" ]
 Стиль одежды — корпоративный! [ "ДЕЛА" ]
 Может ли российская электронная промышленность составить конкуренцию китайской, и что для этого требуется? [ "ВОПРОС НЕДЕЛИ" ]
 Амортизация жизни [ "ПИСЬМОНОСЕЦ" ]


Все материалы номера