Вторая молодость "нонэйма"?
 
04.11.2002
Алена Кухарева
Игорь Швец, zorroo@pisem.net

Представление о качестве китайской компьютерной техники многие из нас получили в пору расцвета рынка так называемой «желтой» и «красной» сборки ПК. Это тогда появлялись товары с неожиданными названиями: Pawaconic, Soni, EBM и т. п. Было ясно, конечно, что с оригинальными марками они ничего общего не имеют, но на другое зачастую просто не хватало денег, хотя жило это «железо», разумеется, не очень долго. Народ быстро разобрался что к чему. Уже к середине 1990-х подавляющее большинство потенциальных покупателей компьютеров хорошо знало, что системная плата от ASUSTek — это надежно, а вот «мама», произведенная на свет конторой «Вон Глянь» (а скорее всего, чем-нибудь вроде X Electronic Device & Material Factory #709, как принято обозначать подобные фабрики в Китае) — далеко не шедевр. Можно было найти саунд-карту noname за 72 доллара (тогда это было дешево) и пару лет с ней мучиться, а можно купить крутой Sound Blaster и не знать проблем.

Очень быстро российский рынок комплектующих и компьютеров оказался разделен между продукцией 15–20 известных марок и неорганизованной массы разнообразных производителей «железок», прародиной которых являлись китайско-тайваньские и малайзийские деревушки. Закупался сомнительный товар всеми правдами и неправдами, завозился контрабандой, доставлялся «челноками» чуть ли не в рюкзаках через плечо. Одному из авторов материала довелось в самый разгар 1990-х поработать в типичнейшей компьютерной фирме в крупном уральском городе. Еще свежа в памяти ситуация, переживаемая компанией вновь и вновь как День сурка, когда то один, то другой несчастный приносил свое заглючившее сокровище и требовал заменить оное или вернуть деньги.

Время шло, горький опыт накапливался, и однажды продукцию с невнятными лэйблами покупать перестали, что, разумеется, порадовало владельцев раскрученных фирм. Тем же, у кого громкого имени не было, пришлось задуматься о радикальном повышении качества продукции. Битва была жестокой. То одна, то другая малоизвестная партизанская компания выпускала приемлемый недорогой продукт1, но продажи все равно не шли. Народ доверял только известным маркам… Что было делать?
Решение вскоре нашлось. Ходоки от целого ряда мелких азиатских компаний, у которых имелись производственные мощности, но не было денег на раскрутку, отправились к именитым коллегам и предложили: давайте, ребята, размещайте заказы на производство у нас на фабриках, и вам будет дешевле, и мы ноги не протянем. Большие дяди почесали в разных местах — и пошли навстречу трудовому народу. Жизнь постепенно стала налаживаться. Денежек, полученных за подобную предпринимательскую деятельность, хватало уже не только на похлебку с рисом, но и на научные исследования и маркетинг.

Неудивительно, что через пару-тройку лет в багаже у «мелких» накопилось огромное количество собственных технических находок и изобретений. Но тратить деньги на рекламу все-таки не хотелось, да и времени для продвижения товара не всегда хватало, поэтому хитрые господа из Юго-Восточной Азии решили определить свою продукцию как недорогой, но качественный и работоспособный товар для неприхотливого пользователя. Что тут началось!.. Попали, что называется, и в бровь, и в глаз.
Речь, однако, не о том, как с помощью смекалки, трудолюбия и чрезвычайно дешевой рабочей силы можно вылезти на широкий рынок. Сейчас, после кризиса хайтек-индустрии, проторенным путем азиатских производителей идут практически все известные производители «железа», причем конкурирующие компании зачастую делают заказы на одном участке одного и того же завода. Так, например, тайваньская фабрика BTC, выпускающая CD-ROM-приводы Sony и Creative, успевает производить и собственные. Тайваньский Inventec, один из главных производителей ноутбуков Compaq и микросхем Texas Instruments, в середине 1990-х начал выпускать свои ноутбуки. И кстати, успехи тайваньских инженеров в этом деле признаны экспертами.

Когда-то все «железки» на рынке условно делилось на две большие категории: «знаменитые», работавшие хорошо, и «непонятные», работавшие откровенно плохо. Сейчас же, когда технологии производства комплектующих уже отработаны по самое «верхнее си» и значительный процент как фирменного, так и безымянного «железа», как правило, сходит с одного конвейера, все комплектующие поделились опять-таки «на две большие разницы». Вот только критерии деления изменились: половина устройств работает приемлемо, и с ними можно вытворять всякие непотребства вроде подключения к одной материнской плате шести винчестеров или принципиального разгона процессора, а вторая половина просто работает нормально в штатных режимах. Хотя, конечно, никуда не делся и сомнительный noname, в котором используются не тестировавшиеся чипы от Больших Фирм, скупленные по бросовым ценам. Кстати, безупречная продукция brand name, прошедшая полный цикл тестирования, обычно составляет 10% от всей выпущенной партии.

А дальше кому как повезет. Да, разумеется, видеокарта Sparkle вселяет больше надежд, чем загадочная плата GeForce, названная по имени микросхемы, на основе которой она работает. (Понятно, что сама Nvidia плат не делает, и качество такой карты может полностью свести на нет достоинства чипов GeForce; точно так же нельзя поручиться за качество аудиоадаптеров Yamaha или системных плат Micron от безвестных китайских кустарей.)

Существует и такое нелицеприятное мнение, что фирменные комплектующие столь дороги лишь потому, что, дескать, пользователей заставляют оплачивать рекламу, которую компании активно используют для повышения спроса и формирования своего имиджа в наших головах. На самом деле это не совсем так, то есть рекламу-то россияне, конечно, оплачивают, но разница в ценах складывается еще из стоимости технической поддержки, контроля качества и т. д.

А как поступают сборщики? Дешевку, само собой, ругают, но в запасе имеют. Как сказал представитель компании «Техномаркет», и сейчас еще попадаются клиенты, которым подавай компьютер за 200 «зеленых»: «Смельчака сто раз предупредят, что, мол, старик, могут быть проблемы. Но урезонить удается не всех. Вот для самых настырных мы и держим на складе джентльменский набор дешевого «нонэйма»: системных плат, адаптеров, плат расширения и прочих железок». В целом с этим классом устройств ведется незримый бой. Тем более если фирма сама является производителем, как, например, «Формоза», выпускающая системные платы, приводы CD-ROM, оперативную память и другие комплектующие. Начальник производства компании Абул Абачев осудил «нонэйм» самым решительным образом: «У нас в стране сложилась интересная ситуация: покупатель искренне верит, что блок питания может стоить 10 долларов и при этом отлично работать, обеспечивая питанием большое количество компонентов в системном блоке. Пока не иссякнет вера в подобные чудеса и в «волшебников» из Тайваня или Китая, наш рынок будет снабжаться соответствующими товарами. Однако будьте уверены, что если китайский или тайваньский блок питания стоит 10 долларов, то все, что можно в нем реализовать на эту сумму, — реализовано по максимуму».

И все-таки. Если вы обладаете чувством меры в покупке дешевого «железа», то наверняка заметили, что различий между продуктами с именем и без становится все меньше. А через какое-то время вполне может статься, что цены отличаться будут, а вот разницу в качестве невооруженным взглядом не заметишь. Уже сейчас можно смело покупать, к примеру, телевизор или игровую приставку, ориентируясь только на их внешний вид и пару основных функций — ведь то, что изображено на передней панели, уже не имеет принципиального значения, даже если там написано «Made in China».



 Точка зрения на точку зрения [ "13-я КОМНАТА" ]
 Новости [ "НОВОСТИ" ]
 МикроФишки [ "НОВОСТИ" ]
 Как Феникс из пепла [ "НОВОСТИ" ]
 Настоящее китайское качество [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Китайский бум [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Вторая молодость "нонэйма"? [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Спокойствие, только спокойствие… [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 Не по сезону косуха, старый пень! [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 Перманентный макияж [ "КОМПЬЮFЕРРА LITE" ]
 Яндекс. Офлайн [ "КАК ЭТО СДЕЛАНО" ]
 Найдется все [ "КАК ЭТО СДЕЛАНО" ]
 Сделай сам [ "АНАЛИЗЫ" ]
 Пара советов параноикам [ "АНАЛИЗЫ" ]
 Октябрьская революция форматов Интернет-рекламы [ "РЫНКИ" ]
 Стиль одежды — корпоративный! [ "ДЕЛА" ]
 Может ли российская электронная промышленность составить конкуренцию китайской, и что для этого требуется? [ "ВОПРОС НЕДЕЛИ" ]
 Амортизация жизни [ "ПИСЬМОНОСЕЦ" ]


Все материалы номера