Китайский бум 04.11.2002 Алена Кухарева
Соблазны Поднебесной «В России Китай до сих пор ассоциируется с чумазыми детьми, бескрайними рисовыми полями и медеплавильными печами в каждом дворе. Что греха таить, и сам так думал несколько лет назад. Съездив в Пекин и Шанхай, понял, как далек был от истины. Скоростные автомагистрали, многоярусные развязки, причудливые здания из стекла и бетона, тридцатиэтажные универмаги (где есть все, что угодно), гигантский морской порт и другие «чудеса света» поражают воображение. Чуть ли не все, включая детей младшего школьного возраста, имеют сотовые телефоны. Небоскребы, реклама транснациональных компаний, поток машин создает иллюзию, что находишься в Чикаго или Нью-Йорке», — делился впечатлениями от поездки в Китай мой случайный попутчик. Подобная реакция типична для русских, приезжающих в эту страну в последнее десятилетие. Образ современного юго-восточного Китая будто срисован с лаковой картинки преуспевающего Запада. Да, в глубинке — по-прежнему рисовые поля, чумазые дети и отсутствие не только сотовых, но и обычных телефонов. Впрочем, в буклетах местных туристических фирм вы этого не увидите: реноме прогрессивной и богатой страны, которое пытается сформировать Пекин, очень важно для ее коммерческих успехов на мировом рынке. Это говорит о том, что у страны есть будущее, что капиталовложения в китайскую экономику наверняка принесут дивиденды. Положение дел в стране постоянно улучшается, а вместе с ним улучшается и имидж Китая. Хотя страна эта не сахар — ни для жителей, ни для гостей. Как ни старались развитые державы навязать остальному миру свои идеалы, свои социальные, экономические и технические воззрения, с Китаем у них ничего не вышло. Влияние мирового общественного мнения на процессы, протекающие в Китае, мизерно. Более того, китайцы считают себя центром мира. Чжун Го, как они называют свою страну, означает «срединное государство», или центр, весь же остальной мир, по их мнению, — «окраина». Как писал советский дипломат Андрей Девятов, проживший в Поднебесной семнадцать лет, в китайской экономической модели доминирует национальный интерес: «Внешний мир лишь используется в национальных целях. Уступки требованиям извне вынужденные, а отнюдь не вызванные стремлением к рыночному хозяйству западного образца. <…> Например, «бегство» инвестированного в Китай капитала исключено. То есть иностранный инвестор, вложивший в производство деньги, машины, оборудование, может возвратить капитал только в виде произведенного товара. Причем по закону о предприятиях с участием иностранного капитала 70% товаров должны обязательно вывозиться из Китая, и только 30% можно продать за юани на внутреннем китайском рынке». Остроумная схема, согласитесь.
Так, компания Intel собирается инвестировать 500 млн. долларов в свое производство в Китае и, в частности, уже вложила 100 млн. долларов в выпуск процессоров Pentium 4 в Шанхае, по сообщению агентства Associated Press. Sony помимо завода в Пекине, выпускающего ноутбуки, планирует там же пустить завод по производству процессоров для цифровых камер и PlayStation 2, пишет китайская газета «People Daily». Microsoft официально заявила о переносе производства Xbox из Венгрии и Мексики на юг Китая. Кстати, по информации агентства Reuters, MS планирует профинансировать китайскую индустрию 750 миллионами долларов в ближайшие три года. Однако до Motorola ей далеко: последняя пообещала инвестировать в китайскую хайтек-индустрию 6,6 млрд. долларов (!) в ближайшие пять лет. Массовый «китайский синдром» объясняется, в первую очередь, привлекательностью производственных условий в Китае. Месячная стоимость аренды заводских помещений в Шеньженьской «специальной экономической зоне», примыкающей к Гонконгу, составляет примерно 2–4 доллара за квадратный метр, а в самом Гонконге — около 40 долларов. В 1996 году средний заработок рабочего в Шеньжене составлял 125 долларов в месяц (на остальной территории Китая — 65 долларов). В Гонконге этот показатель равен 820 долларам, на Тайване — 750, в Японии — 1500.4 К тому же в СЭЗ действуют особые льготы по налогам, сборам и пошлинам, что делает такие территории еще более аппетитными для инвесторов, получающих здесь от 50% до 100% прибыли на каждый вложенный доллар. И наконец, много значит потенциал потребительского рынка Китая. Население в 1,3 миллиарда человек не шутка, особенно, при нынешних темпах роста благосостояния.
|