Китайский бум
 
04.11.2002
Алена Кухарева


 
Соблазны Поднебесной
Новые амбиции Китая >>

Соблазны Поднебесной

«В России Китай до сих пор ассоциируется с чумазыми детьми, бескрайними рисовыми полями и медеплавильными печами в каждом дворе. Что греха таить, и сам так думал несколько лет назад. Съездив в Пекин и Шанхай, понял, как далек был от истины. Скоростные автомагистрали, многоярусные развязки, причудливые здания из стекла и бетона, тридцатиэтажные универмаги (где есть все, что угодно), гигантский морской порт и другие «чудеса света» поражают воображение. Чуть ли не все, включая детей младшего школьного возраста, имеют сотовые телефоны. Небоскребы, реклама транснациональных компаний, поток машин создает иллюзию, что находишься в Чикаго или Нью-Йорке», — делился впечатлениями от поездки в Китай мой случайный попутчик.

Подобная реакция типична для русских, приезжающих в эту страну в последнее десятилетие. Образ современного юго-восточного Китая будто срисован с лаковой картинки преуспевающего Запада. Да, в глубинке — по-прежнему рисовые поля, чумазые дети и отсутствие не только сотовых, но и обычных телефонов. Впрочем, в буклетах местных туристических фирм вы этого не увидите: реноме прогрессивной и богатой страны, которое пытается сформировать Пекин, очень важно для ее коммерческих успехов на мировом рынке. Это говорит о том, что у страны есть будущее, что капиталовложения в китайскую экономику наверняка принесут дивиденды. Положение дел в стране постоянно улучшается, а вместе с ним улучшается и имидж Китая. Хотя страна эта не сахар — ни для жителей, ни для гостей.

Как ни старались развитые державы навязать остальному миру свои идеалы, свои социальные, экономические и технические воззрения, с Китаем у них ничего не вышло. Влияние мирового общественного мнения на процессы, протекающие в Китае, мизерно. Более того, китайцы считают себя центром мира. Чжун Го, как они называют свою страну, означает «срединное государство», или центр, весь же остальной мир, по их мнению, — «окраина». Как писал советский дипломат Андрей Девятов, проживший в Поднебесной семнадцать лет, в китайской экономической модели доминирует национальный интерес: «Внешний мир лишь используется в национальных целях. Уступки требованиям извне вынужденные, а отнюдь не вызванные стремлением к рыночному хозяйству западного образца. <…> Например, «бегство» инвестированного в Китай капитала исключено. То есть иностранный инвестор, вложивший в производство деньги, машины, оборудование, может возвратить капитал только в виде произведенного товара. Причем по закону о предприятиях с участием иностранного капитала 70% товаров должны обязательно вывозиться из Китая, и только 30% можно продать за юани на внутреннем китайском рынке». Остроумная схема, согласитесь.

Технологии, переведенные из Японии в Китай в 1980-90-х годах.
Электронные компоненты
Генераторы сигналов
Оптические волокна и кабели
Конденсаторы
Светодиоды
Цифровые системы управления
Печатные платы
Светоумножители
Спектрофотометры
Спектрометры
Керамические корпуса для микросхем
Оборудование для монтажа интегральных схем
Гибридные керамические интегрированные фильтры
Оборудование для монтажа и тестирования печатных плат
Трансформаторы
Электродвигатели
Производство микросхем на биполярных транзисторах
Измерительные инструменты
Щитовые измерительные приборы
Одноконтурные контроллеры
Бытовая электроника
Электронно-лучевые трубки
Обработка видеосигнала
Видеомагнитофоны
Цифровая запись
Видеокамеры
Информатика
Суперкомпьютеры на технологии Hitachi
Штрих-кодовое оборудование
Разработка программного обеспечения
Телекоммуникации
Микроволновая радиосвязь
Радары
Волоконно-оптический кабель
Ультразвуковая диагностика
Коммутаторы
И тем не менее, эту схему принимают. Сегодня «всё прогрессивное человечество» ринулось в Китай. Ведущие производители компьютерного и телекоммуникационного оборудования, бытовой электроники и микроэлектроники размещают здесь офисы и исследовательские центры, строят собственные заводы или задействуют местные производственные мощности.

Так, компания Intel собирается инвестировать 500 млн. долларов в свое производство в Китае и, в частности, уже вложила 100 млн. долларов в выпуск процессоров Pentium 4 в Шанхае, по сообщению агентства Associated Press. Sony помимо завода в Пекине, выпускающего ноутбуки, планирует там же пустить завод по производству процессоров для цифровых камер и PlayStation 2, пишет китайская газета «People Daily». Microsoft официально заявила о переносе производства Xbox из Венгрии и Мексики на юг Китая. Кстати, по информации агентства Reuters, MS планирует профинансировать китайскую индустрию 750 миллионами долларов в ближайшие три года. Однако до Motorola ей далеко: последняя пообещала инвестировать в китайскую хайтек-индустрию 6,6 млрд. долларов (!) в ближайшие пять лет.
Позиция Китая сегодня, несомненно, более выигрышна по сравнению с Тайванем, Сингапуром, Южной Кореей, поскольку его экономика, в отличие от экономики этих стран, всегда была ориентирована в основном на внутренний рынок, несмотря на рост экспорта товаров в США, Японию и другие страны (как правило, продуктов легкой промышленности и сельского хозяйства). К тому же развитые страны, ослабленные экономическим кризисом, либо сократили объемы заказов, либо были вынуждены искать более дешевые решения своих производственных задач в области ИТ. И Китай смог предложить им варианты более интересные, нежели соседи-конкуренты.

Массовый «китайский синдром» объясняется, в первую очередь, привлекательностью производственных условий в Китае. Месячная стоимость аренды заводских помещений в Шеньженьской «специальной экономической зоне», примыкающей к Гонконгу, составляет примерно 2–4 доллара за квадратный метр, а в самом Гонконге — около 40 долларов. В 1996 году средний заработок рабочего в Шеньжене составлял 125 долларов в месяц (на остальной территории Китая — 65 долларов). В Гонконге этот показатель равен 820 долларам, на Тайване — 750, в Японии — 1500.4 К тому же в СЭЗ действуют особые льготы по налогам, сборам и пошлинам, что делает такие территории еще более аппетитными для инвесторов, получающих здесь от 50% до 100% прибыли на каждый вложенный доллар. И наконец, много значит потенциал потребительского рынка Китая. Население в 1,3 миллиарда человек не шутка, особенно, при нынешних темпах роста благосостояния.
В результате за последние двадцать лет произошел беспрецедентный по масштабу перевод производств из других стран в КНР. Вот, например, как выглядит список технологий, переведенных сюда из Японии в 1980–90-е годы (см. врезку).


 
Соблазны Поднебесной
Новые амбиции Китая >>


 Точка зрения на точку зрения [ "13-я КОМНАТА" ]
 Новости [ "НОВОСТИ" ]
 МикроФишки [ "НОВОСТИ" ]
 Как Феникс из пепла [ "НОВОСТИ" ]
 Настоящее китайское качество [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Китайский бум [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Вторая молодость "нонэйма"? [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Спокойствие, только спокойствие… [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 Не по сезону косуха, старый пень! [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 Перманентный макияж [ "КОМПЬЮFЕРРА LITE" ]
 Яндекс. Офлайн [ "КАК ЭТО СДЕЛАНО" ]
 Найдется все [ "КАК ЭТО СДЕЛАНО" ]
 Сделай сам [ "АНАЛИЗЫ" ]
 Пара советов параноикам [ "АНАЛИЗЫ" ]
 Октябрьская революция форматов Интернет-рекламы [ "РЫНКИ" ]
 Стиль одежды — корпоративный! [ "ДЕЛА" ]
 Может ли российская электронная промышленность составить конкуренцию китайской, и что для этого требуется? [ "ВОПРОС НЕДЕЛИ" ]
 Амортизация жизни [ "ПИСЬМОНОСЕЦ" ]


Все материалы номера