Скандинавские мотивы
 
18.10.2002
Денис Викторов

«В США автомобильные концерны каждый год с надеждой ожидают отчетов рейтингового института JD Power. Годовой отчет 1996 года начинался словами: «Больше нет плохих машин, все они одинаково хороши» - пишут Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстрале в своем культовом произведении «Бизнес в стиле фанк». Впрочем, с той же легкостью они могли бы доказать тезис о возрастающей роли неосязаемых активов и на примере персональных компьютеров. Действительно, больше нет плохих машин, все они одинаково хороши!

Конечно, покупая ПК по самой низкой цене, придется мириться с душевной неуспокоенностью по поводу того, что за комплектующие воткнул туда сборщик. Так ведь ребята из JD Power и не имели в виду «Жигули» и «Таврии»!

Если искать в нашей несчастной стране примеры того самого фанки-бизнеса, представители которого должны, по словам главы Intel Крейга Барретта, «двигаться с максимальной скоростью, взрывая дорогу позади себя», то явную слабость к такого рода модели поведения всегда питала группа IBS. За что ее руководителей многие, мягко говоря, недолюбливают: однажды я назвал это явление «синдромом отличника». Но бизнес - далеко не то место, куда приходят в поисках любви, а вот многочисленные фанки-проявления IBS отмечают и друзья, и недруги.

Два простых слова «правильная дистрибуция» на удивление долго будоражили умы околокомпьютерных журналистов и участников рынка. Под таким лозунгом в составе IBS в 1995 году возникла дистрибьюторская компания «Дилайн». Именно «Дилайн» запустил первую промышленную систему электронной коммерции, уверяя рынок, что это единственный разумный способ существования. Наконец, под крылом «Дилайна» в 1999 году появилась компания «Компьютер Депо», призванная стать самым удобным поставщиком для целой армии малых и средних предприятий. На фоне запуска других авангардных проектов IBS, включая центр хостинга приложений Data Fort, бурную активность в области заказного программирования и решительный поход на рынок консалтинга, все это можно было бы признать проявлениями фанки-бизнеса.

Вот только отвязные шведские профессора торопятся, призывая весь мир идти по пути фанки. В России капитал даже и не думает плясать под дудку таланта. Скорее, таланты вынуждены скакать под дудку капитала, условностей, традиций и ограничений.

Объявление «Дилайна» о начале «крупномасштабного производства» ПК под маркой Depo - это тоже фанк. Но перспективы этого проекта у наблюдателей вызывают пока массу вопросов.

Несмотря на профессиональный маркетинговый грим, упомянутая инициатива во многом напоминает очередную попытку спасти торговую марку Depo. Ведь обе предыдущие версии - не удались. Поначалу компания «Компьютер Депо», порожденная в недрах «Дилайна», упорно не хотела становиться уникальным и наиболее подходящим для мелкого корпоративного клиента поставщиком тиражируемых ИТ-решений и оборудования. А ведь одна только идея электронного магазина для таких заказчиков была красивой до невозможности! Но рынок к таким смелым посылам оказался не готов.

Затем последовала попытка превратить «Компьютер Депо» в дилерскую фирму, снабженную развитой Web-витриной: компанию переименовали в Depo.Ru. Но время радужных ожиданий в связи с электронной коммерцией - прошло. В итоге прежний генеральный директор Depo рулит теперь крупным металлургическим предприятием, бывший директор по маркетингу пытается превратить мотоциклы «Урал» в мечту каждого байкера, а Depo.Ru снова растворилась внутри «Дилайна».

Вывод компьютеров Depo на рынок корпоративных клиентов - явная попытка слить воедино опыт сразу нескольких проектов. Производство уже есть: в свое время «Дилайн» предложил дилерам так называемые «белые коробки» - сертифицированные, а если нужно - исполненные под заказ ПК и платформы. Торговая марка и часть ресурсов унаследованы от Depo.Ru. Используемый принцип «сборки на заказ» - довольно древнее, но до сих пор работоспособное ноу-хау Майкла Делла. А ведь Dell Computer, российский представитель Dell, входит все в ту же группу IBS. Комплектующими «Дилайн» обеспечит себя сам.

И это тоже красиво. В этом проекте явно присутствует дух фанки-бизнеса. Вот только вывод «Дилайна» о том, что «российские предприятия среднего и крупного бизнеса нуждаются в масштабных поставках компьютеров высокого качества, которое можно обеспечить только благодаря промышленному производству», уже давно сделали для себя ведущие российские сборщики. Неизбежная, тяжелая борьба с ними - главное препятствие, с которым столкнется «Дилайн».

Наконец, давно известно: чтобы успешно действовать на корпоративном рынке ПК, мало обладать производством, сертификатами ISO, налаженной логистикой и раскрученным брэндом. С этой публикой нужно уметь работать. Это мир очень советских и совершенно не фанки-отношений. Готовы ли к этому в «Дилайне»?

Впрочем, все это абсолютно не мешает любоваться компаниями, до сих пор способными идти на смелые эксперименты. Возможно, именно так и строится фанки-мир?

Жаль все-таки, что разбередившие наши фантазии шведы на дали четких рецептов…



 Адаптивное поведение копченой селедки [ "13-я КОМНАТА" ]
 Новости [ "НОВОСТИ" ]
 МикроФишки [ "НОВОСТИ" ]
 Мелькнувшая тень отечественного мобильника [ "НОВОСТИ" ]
 Свет учения [ "НОВОСТИ" ]
 To peer or not to peer? [ "НОВОСТИ" ]
 Скандинавские мотивы [ "BUSINESS@RUS" ]
 Естественный путь к искусственному интеллекту [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Бег по кругу [ "КОМПЬЮFЕРРА LITE" ]
 Свобода спама или свобода от спама? [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 Страшилка, казачок и маленький подлян:день ненайденных решений [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 События [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 Листая старые страницы [ "КАК ЭТО СДЕЛАТЬ" ]
 По щучьему веленью, по моему хотенью… [ "РАЗБОРКИ" ]
 Ремесленник или ученый? [ "ШКОЛА" ]
 Юзер, ты тоже будешь стареньким!
Все материалы номера