To peer or not to peer?
 
18.10.2002
Георгий Башилов

Время от времени в новостях проскакивают сообщения о начале работы того или иного бесплатного сервиса. Халяву, разумеется, любят все, и вокруг компании, предлагающей такую услугу, на некоторое время возникает ажиотаж. Посещаемость сайта подскакивает до небес, о событии трубят все новостные агентства, восторженные пользователи замечают, - а ведь и вправду бывает…

Затем, в полном соответствии с поговоркой о бесплатном сыре, опухоль рассасывается. Бизнес планы - выполнены, инвестиции собраны, можно разбегаться - или, если услуга действительно оказалась востребованной, переходить к ее предоставлению на коммерческой основе.

Впрочем, бывают и исключения. Некоторые энтузиасты-одиночки продолжают попытки, раз за разом совершенствуя бизнес-модель, на протяжении чуть ли не десятилетий. Как, например, Джефф Пулвер (Jeff Pulver), один из евангелистов IP-телефонии, безупречная репутация которого не позволяет заподозрить его в каких-то своекорыстных замыслах.

Продвигаемый им проект, Free World Dialup, или сервис бесплатных звонков по всему миру, в разных ипостасях и под все той же торговой маркой - FWD, продолжается с 1995 года и сейчас вступает в третью инкарнацию - FWD 3.0. Предыдущие, как нетрудно догадаться, оказались не очень успешны. Хотя вторая была почти жизненна и теоретически самодостаточна - то есть могла развиваться долго без дополнительных инвестиций, за исключением разве что стартовых. Да и имя «стартового» инвестора - Cisco, предоставившего оборудование для маршрутизации IP-телефонных вызовов, не позволяло усомниться в серьезности проекта.

Модель проста - «ты мне, я - тебе». Одним из условий участия в программе было наличие «плоского» тарифного плана на местные телефонные звонки и доступ в Интернет. У участника устанавливалось простенькое устройство - Free World Dialup kit - с двумя телефонными портами, один - для подключения к линии, другой - для телефона, и одним Ethernet-портом. И цена, казалось бы, была невелика, и модель понятна - чем больше участников, тем больше мест для приземления трафика, тем больше возможности. Единожды заплатив 150 долларов - ровно столько стоило устройство, звони потом по всему миру совершенно бесплатно и давай звонить другим…

Ан нет. Как с горечью заметил Пулвер, слишком много людей хотело просто звонить - без всякого «я - тебе». Так вот, третья фаза проекта, бета-тестирование которой началось 17 октября, казалось бы, отсекает все лишнее, оставляя лишь вступительный взнос и не требуя никаких обязательств, ну разве что не надоедать слишком частыми звонками другим участникам сети - спаммеров будут безжалостно исключать.

На роль абонентского устройства, по крайней мере на первом этапе, продвигается ATA-186 - двухпортовый IP-телефонный адаптер, к которому можно подключить два телефонных аппарата и никаких телефонных линий - аппарат не умеет генерировать сигнализацию, необходимую для набора телефонного номера - он может только ее понимать.

Единовременные затраты на покупку такого устройства составляют 180-200 долларов и все. Более того, Пулвер, ратуя за чистоту принципов, даже не торгует аппаратами - вся прибыль достанется производителям сертифицированного оборудования и посредникам - дилерам и дистрибьюторам (правда, при успешном развитии проекта Пулвер, не исключено, сможет заработать на сертификации устройств).

После начальной настройки - очевидно, потребуется ввести кое-какие параметры, например адрес сервера для обработки IP-те-лефонной сигнализации, предпочтения по кодекам (судя по всему, можно будет использовать любые из набора ATA-186 - G.711, G.723 и G.729) и т. д., мож-но звонить неограниченно долго и в любую точку мира, где есть такой же ATA-186, подключенный к сети FWD. Правда, ратуя за чистоту принципов - никаких компьютеров - Пулвер немного лукавит, ведь на этапе настройки без компьютера, хотя бы из соображений удобства, не обойтись (проще всего разбираться в непростых настройках ATA через встроенный Web-интерфейс) и, что гораздо печальнее, сразу, и притом искусственно, ограничивает абонентскую базу. Совершенно непонятно, почему от участия в сети отлучены пользователи программных IP-клиентов - софтфонов. Ведь протокол сигнализации SIP (Session Initiation Protocol) одинаков для всех - и для программных, и для аппаратных IP-телефонов, и для видеотелефонов (кстати, на малости этой сигнализации и ничтожных вычислительных мощностях маршрутизирующего оборудования, требуемых для обработки вызовов, и основана бесплатность сервиса).

Кроме того, не мешало бы предусмотреть и возможность звонков в другие, аналогичные сети, которые, при успешном старте проекта наверняка появятся. И недурно было бы предоставить - правда, уже за деньги - возможность звонков на обычный телефон.

Но это уже совсем другая история… Подождем?



 Адаптивное поведение копченой селедки [ "13-я КОМНАТА" ]
 Новости [ "НОВОСТИ" ]
 МикроФишки [ "НОВОСТИ" ]
 Мелькнувшая тень отечественного мобильника [ "НОВОСТИ" ]
 Свет учения [ "НОВОСТИ" ]
 To peer or not to peer? [ "НОВОСТИ" ]
 Скандинавские мотивы [ "BUSINESS@RUS" ]
 Естественный путь к искусственному интеллекту [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Бег по кругу [ "КОМПЬЮFЕРРА LITE" ]
 Свобода спама или свобода от спама? [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 Страшилка, казачок и маленький подлян:день ненайденных решений [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 События [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 Листая старые страницы [ "КАК ЭТО СДЕЛАТЬ" ]
 По щучьему веленью, по моему хотенью… [ "РАЗБОРКИ" ]
 Ремесленник или ученый? [ "ШКОЛА" ]
 Юзер, ты тоже будешь стареньким!
Все материалы номера