Свет учения
 
18.10.2002
Киви Берд

Компьютерная революция дала рождение целому поколению всевозможных устройств, сконструированных специально для помощи людям с сильной потерей зрения, слуха или двигательных способностей, - от баночек с пилюлями, которые произносят вслух название лекарства, до говорящих систем навигации GPS, облегчающих слепым людям ориентирование на улицах города.

Одна из последних новинок такого рода - компьютерная система Speech Assisted Learning (SAL), разработанная флоридской компанией Freedom Scientific. Аппарат, который по форме и размеру напоминает ноутбук, помогает слепым людям не только самостоятельно (или при минимальном участии преподавателя) освоить азбуку Брайля (письмо на основе выпуклых точек, позволяющее читать с помощью пальцев), но и изучать достаточно сложные дисциплины, в том числе математические.

Для каждого нового урока обучающийся вставляет в компьютер SAL специальный брайлевский лист со штрих-кодом, и программа зачитывает вслух слова и символы, нанесенные на страницу. Студент имеет возможность нажать на каждый знак или символ, а SAL в ответ произносит его название. Повторное нажатие приводит к произнесению целиком слова, формулы или к определению того, что означает конкретный математический символ. Благодаря штрих-коду имеется возможность описывать графики и даже картинки, что позволяет существенно расширить круг преподаваемых дисциплин (в ближайшее время планируется добавить уроки географии и астрономии). Единственный серьезный недостаток системы - дороговизна. SAL стоит около 4600 долларов.

Впрочем, существуют и гораздо более демократичные решения. Например, в Университете Северной Каролины группа студентов и аспирантов создала специальное программное обеспечение Blind Audio Tactile Mapping System (BATS) для помощи слепым в занятиях географией и историей. В двух словах, работа системы выглядит так. Незрячий человек управляет с помощью трекбола перемещением курсора по экрану, на котором изображена, скажем, карта древней Британии с крепостями и городами соответствующей эпохи. Речевой синтезатор произносит все названия, которые затрагивает курсор. Если курсор идет над сушей, фоном слышится топот копыт, если же над морем - шелест волн. Стереозвук позволяет составить более точное представление о том, с какой стороны находится вода или суша.

Интересно, что программа BATS родилась в результате случайной встречи на улице двух людей - профессора компьютерных наук Гари Бишопа (Gary Bishop), искавшего тему для учебной работы, и Джейсона Мориса (Jason Morris), слепого юноши, работавшего в то время над созданием географических карт на основе традиционной тактильной методики Брайля. В результате этого союза и был запущен проект, с самого начала реализуемый на базе языка программирования Python, весьма популярного среди разработчиков ПО с открытыми исходными кодами. Несмотря на последнее обстоятельство, Бишопу без труда удалось получить финансовую помощь от корпорации Microsoft, которая охотно дает деньги под подобные гуманитарные проекты. Совершенствование программы продолжаются, ее текущую версию можно найти в Интернете по адресу www.cs.unc.edu/Research/assist/bats. (См. также материал на стр. 51.)



 Адаптивное поведение копченой селедки [ "13-я КОМНАТА" ]
 Новости [ "НОВОСТИ" ]
 МикроФишки [ "НОВОСТИ" ]
 Мелькнувшая тень отечественного мобильника [ "НОВОСТИ" ]
 Свет учения [ "НОВОСТИ" ]
 To peer or not to peer? [ "НОВОСТИ" ]
 Скандинавские мотивы [ "BUSINESS@RUS" ]
 Естественный путь к искусственному интеллекту [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Бег по кругу [ "КОМПЬЮFЕРРА LITE" ]
 Свобода спама или свобода от спама? [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 Страшилка, казачок и маленький подлян:день ненайденных решений [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 События [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 Листая старые страницы [ "КАК ЭТО СДЕЛАТЬ" ]
 По щучьему веленью, по моему хотенью… [ "РАЗБОРКИ" ]
 Ремесленник или ученый? [ "ШКОЛА" ]
 Юзер, ты тоже будешь стареньким!
Все материалы номера