Цифровой век поэзии
 
15.10.2002
Евгений Скляревский

Повальная мода нынешнего времени оцифровывать все подряд - мультфильмы, картины, тексты, звуки - обошла стороной цифровую поэзию.

А напрасно. Цифровые стихи обладают особым обаянием, ярко выраженным ритмом, необычной энергетикой и, при желании, большой информативностью. (Например, «Алекс Юстасу…») Кое-кто может возразить: мол, какая же это поэзия - где слова, образы, чувства поэта? На что мы ответим, что цифровые стихи ближе к музыке - ведь в музыке тоже нет слов и готовых образов, но она красива и волнительна. Для тех, кто еще сомневается, привожу пример. Числа здесь и далее разделены пробелами. Хочу лишь напомнить, что поэзия, как известно, не терпит суеты. Итак, прекратите жевать, укачивать ребенка и пялиться в телевизор, соберитесь, наконец, вместе со своей душой, и продекламируйте нараспев:

128 49
138 45
13 30 29
12 8 35
16 9 19
2801
4 8 112
5 9 000 1

Ну как? Почувствовали ритм? Попробуйте сами сочинить - получите огромное удовольствие от приобщения к поэзии цифр через цифровую поэзию.

Толстокожим занудам, предпочитающим «поэзию хотдогов и мобильников», не попавшим под обаяние ритма и ждущим практической отдачи, сообщаю, что цифровая поэзия - идеальное средство обучению теории стихосложения.

Мелодичность стиха, как известно, обусловлена чередованием ударных и безударных гласных; наименьшая ячейка из них называется стопой. В зависимости от характера первого слога (то есть с ударением он или без ударения) различаются пять родов стоп, которые называются:

  • ямб (1; для сисадминов поясню - один, ударение на втором слоге);
  • хорей (8 - восемь, ударение на первом слоге);
  • дактиль (1000 - тысяча, ударение на первом из трех слогов);
  • амфибрахий (13 - тринадцать, ударение на втором из трех слогов);
  • анапест (50 - пятьдесят, ударение на последнем из трех слогов).

Теперь вы можете разобрать примеры посложнее:

  • трехстопный ямб

    12 22…

  • четырехстопный ямб

    12 20 22…

  • пятистопный ямб

    4 42 4 2 1…

  • трехстопный хорей

    100 40 1 (или 141)…

  • четырехстопный хорей

    48 39… (для тех, кому все еще трудно, - «Наша Таня громко плачет»)

  • трехстопный дактиль

    1000 300 4…

И так далее. А на трех- и четырехстопные амфибрахий и анапест придумайте примеры сами. Все цифры у вас под рукой, их всего десять, а количество чисел не ограничено.

Присылайте свои экзерсисы, самые удачные стихи будут опубликованы в первом альманахе цифровой поэзии «Полторы трубы» на www.arbuz.tn.uz. Кстати, почитатели цифровой поэзии, как часто бывает в искусстве, разбились на два лагеря. Первые, представители «чистого» направления, допускают использование только цифр, как в наших примерах. Вторые, так называемые «либералы», используют дроби (типа «три целых семь десятых» или «четыре сорок пятых»), знаки, обозначающие действия и даже функции. Например:

Sin(19)

+ корень из 5

Atg(18)

+ интеграл 6

(Что такое интеграл шести не будем уточнять - уж больно забористо звучит, а может, и такой откроют.) Так что каждому надо определиться - с кем он. И начинать.

Непреодолимой трудностью в распространении цифровой поэзии является непереводимость шедевра на другой язык, причем прочитать его сможет каждый иностранец, знакомый с арабскими цифрами, но ритм, поэзия пропадут. Назовите, например, число 15 на всех известных вам языках: длина слова и ударения в нем не совпадают. Зато 25 рифмуется с 35 во всех (наверное) языках. Интересны любые соображения полиглотов.

Ну вот, если начало прошлого века окрестили Серебряным Веком поэзии, то как окрестить начало нынешнего, понятно. Окуните ваши кисти.

P.S. Уже поставив точку, я обнаружил на литературной Яхте «Лопе де Вега» замечательную страницу, посвященную цифровым стихам (yacht.zamok.net/Bryzgi/digiverse.html). Так что процесс, как говорил известно кто, пошел.

Дополнительные источники

Н. Абрамовъ. Даръ слова. Искусство писать стихи. - С.-Петербургъ. 1910.

Как вам источник? Это вам не привычные Яндекс-Рамблер-Гугль, где все на тарелочке… Ладно, сжалюсь: alf-nuernberg.narod.ru/gedichte/razmer.html - о размерах стихов.



 Дураков работа любит [ "13-я КОМНАТА" ]
 Новости [ "НОВОСТИ" ]
 МикроФишки [ "НОВОСТИ" ]
 День радио [ "НОВОСТИ" ]
 Золотой ключик [ "НОВОСТИ" ]
 Космос становится ближе [ "НОВОСТИ" ]
 Дань и традиции [ "НОВОСТИ" ]
 Photokina 2002. Экспозамер [ "НОВОСТИ" ]
 Карлики и гиганты [ "BUSINESS@RUS" ]
 Добросовестная конкуренция [ "РОМАНОВСКИЕ НИКЧЕМУШКИ" ]
 Moore’s Law мещанина [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Компьютер через год [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 По ту сторону Win API [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 Basic форева? [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 Хождение вокруг чужого монастыря [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 События [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 Обыск со взломом [ "ДЕЛА" ]
 Крестоносцы [ "ДЕЛА" ]
 Главное - маневры [ "АНАЛИЗЫ" ]
 Заменить всё [ "СОЧИНЕНИЯ" ]
 Цифровой век поэзии [ "КНОПКИ" ]
 Какими будут компьютеры через год? [ "ВОПРОС НЕДЕЛИ" ]
 Самозависание или самоуничтожение? [ "ПИСЬМОНОСЕЦ" ]
 Электрохолст [ "КОМПЬЮFЕРРА" ]


Все материалы номера