Электрохолст
 
16.10.2002
Дмитрий Красновский


 
<< Страница 1
Страница 2. Принципы тестирования
Страница 3. Свойства и функции >>

Принципы тестирования

Претенденты на тестирование отбирались из следующих соображений.

  • Модель должна иметь очевидную художественно-графическую, а не инженерную направленность. Поэтому в число тестируемых не попали, в частности, довольно популярные у специалистов инженерные планшеты от фирмы CalComp, имеющие площадь рабочей поверхности до А0, а также NewSketch 1812HR от Genius - планшет формата А3 с четырехкнопочным специализированным манипулятором и пером.

  • Модель должна входить в группу лидеров по объему продаж. Таковых набралось пять (от трех фирм). Остальные претенденты значительно отстали.

  • «Вне конкурса» прошел уникальный планшет-монитор от Wacom - как устройство, безусловно подпадающее под определение планшета для художественных работ, но при этом значительно расширяющее представления о возможностях усовершенствования и перспективах развития подобной периферии.

При таком подходе давать сравнительный анализ большинства характеристик планшетов было бы некорректно: выбранные модели предназначены для разных групп пользователей и потому заведомо имеют различные, трудно сопоставимые друг с другом потребительские свойства.

Таблица 1. Объективные свойства планшетов.


Произво-
дитель,
 модель

Размер рабо-чей поверх-ности,
 дюй-мов

Габариты,
 мм

Интер-
фейс

Разре-
ше-ние,
 линий
/мм

Перо

Мышь

Дополни-тельные аксессуары,
 постав-ляемые
 в комплекте

Высота
 чтения,
 мм

Кнопки

Града-ций
 нажа-тия

Точ-ность
пера,
 мм

Чувстви-
тель-ность
к наклону

Aiptek Hyper Pen 6000

6x4,5

201x176x58

COM 1

3048

2, програм-мируемые

512

0,42

3 кнопки

сменные наконечники пера,
2 CD
(драйверы и Dabbler)

10

Genius ePen

3х2

140х115х9

USB

1000

1

нет дан-ных

0,25

CD и дискета (драйверы и софт)

нет данных

Genius Wizard Pen 5x4

5,5x4

225х205х6 2

USB

4064

2

256

нет дан-ных

CD
(драйверы и софт)

нет данных

W-Cintiq15

12x9

405x340х53,4,7 2

USB,
 COM

1016

2, програм-мируемые

512

0,1

сменные наконечники пера,
различные типы
проводов, подставка
для пера,
2 CD (драйверы, Painter
Classic и др.)

5

W-Graphire A6

5х4

215х215х8

USB

1000

2, програм-мируемые

512

нет дан-ных

2 кнопки,
колесо,
все програм-
мируемое

сменные наконечники пера,
подставка
для пера,
2 CD
(драйверы и Painter
Classic)

10

W-Intuos A5

8х6

334х258х14

USB

2540

2, програм-мируемые

1024

0,25

да, ±60°

2 кнопки,
колесо,
все програм-
мируемое

сменные наконечники пера,
подставки
под планшет
и для пера,
2 CD
(драйверы и Painter
Classic)

10

1 (обратно к тексту) - Для компьютеров PIII - только COM2.
2 (обратно к тексту) - Без подставки.


Однако можно выделить ряд параметров, которые являются значимыми для всего класса этих устройств и по которым сравнительное тестирование легко осуществимо. Вот какие тесты и с какой целью проводились.

  • Ряды точек с наращиванием нажима. Априорно предполагалось, что планшет - устройство, в котором должна быть предусмотрена реакция на неточные с математической точки зрения, но физиологически единственно возможные действия пользователя. Следует заметить, что в идеальных условиях, при полном отсутствии смещения пера (то есть случайных микродвижений, создаваемых человеческой рукой) создание точки заданного заранее размера вряд ли возможно: любое прикосновение начинается с давления в одну градацию и затем растет. Планшет, зафиксировав начальное касание, считывал бы его и затем ожидал бы сигнала из соседней точки или повторного сигнала (отпускания пера и нового прикосновения) в этом же месте. Иными словами, все точки получались бы минимально возможного размера. Фактически, художник, пытаясь нарисовать точку требуемого размера, должен позволять своей руке совершать мазок - то есть рисовать точку со смещением пера в сторону. Выяснить, насколько линейно короткий мазок может распознать планшет и дискретизировать его как набор сигналов, несущих различную информацию о нажиме, и насколько этот процесс поддается управлению, и было задачей этого теста. В Photoshop’e 6.0 создавался новый документ размером 1000х750 пикселов и уменьшался до 66,7%. Инструментом «карандаш» диаметром сто пикселов производилась попытка изобразить ряд из десяти увеличивающихся точек, по возможности не вытянутой, ровно округлой формы. В качестве настроек пера использовались предлагаемые по умолчанию. Сначала создавалось пятьдесят тренировочных рядов, потом десять контрольных. Контрольные ряды оценивались следующим образом. Оценку 10 получал ряд, в котором все точки располагались правильно, с последовательным увеличением. Каждая неправильная (больше или меньше нужного размера) точка отнимала один балл, при этом овальность точки не учитывалась. На основании оценок каждого из десяти рядов выводилось среднее арифметическое и округлялось до целых чисел. Экспериментаторами были три человека с разной степенью художественно-компьютерной подготовки: начальной, любительской и профессиональной. Таким образом, каждый планшет получал три оценки, отражающие возможность управления им.

  • Роспись. Этот тест служил для выяснения скоростей передачи и обработки сигнала в типичных рабочих условиях. Учитывались две характеристики: отставание возникающего изображения от реального действия и качество воспроизведения быстрых криволинейных движений (наличие на них изломов). Очевидно, что на эти параметры в реальных условиях влияет много факторов, никак не связанных с особенностями драйверов. Более того: понятно, что плохая работоспособность программного обеспечения может проявляться и в других, нежели эти две, формах. Однако это - наиболее заметные, бросающиеся в глаза характеристики, по которым часто судят о качестве планшета вообще. Десять раз без перерыва в одном и том же темпе воспроизводилась подпись, отмечалось отставание, затем рассматривалось качество линий. По результатам ставились две оценки по десятибалльной шкале: первая (за отсутствие отставания) - субъективная, вторая - на основании подсчета легко видимых изломов, каждый из которых давал основание считать данную подпись выполненной неверно и снижал оценку на один балл.

  • Рисование кругов. Выяснялась однородность сопротивления материалов пера и поверхности планшета при движении пера в разных направлениях и под разными углами наклона. На это влияет как геометрия поверхности «пишущего» элемента пера, так и качество материалов, из которых изготовлен этот элемент и рабочая поверхность планшета. Оценка выставлялась эмпирически, по 10-балльной шкале.

  • Дизайн, эргономичность и удобство работы с планшетом. Выставлялись три оценки по 10-балльной шкале: одна - за дизайн и удобство в использовании планшета, другая - за снижение трудоемкости при физической установке в рабочее положение и подключении к компьютеру, третья - за легкость установки драйверов.

  • Общее впечатление. Производилась попытка оценить, насколько планшет пригоден для заявленных или подразумеваемых целей, а также общее ощущение, возникающее от работы с ним в течение рабочего дня. Максимальная оценка - 5 баллов.

Результаты тестов приведены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты тестирования.


Производитель,
модель

Точки

Роспись

Круги

Удобство

Впечат-
ление

1

2

3

1

2

1

2

3

Aiptek Hyper Pen 6000

7

6

6

7

8

4

4

2

7

3

Genius EPen

6

4

4

8

8

5

7

10

9

5

Genius Wizard Pen 5x4

8

7

6

7

4

6

6

6

6

4

W-Cintiq15

7

5

4

4

7

6

7

2

5

4

W-GraphireA6

9

7

7

9

5

8

7

8

9

4

W-IntuosA5

8

7

7

7

7

9

9

6

8

5


Концепции

Напомню, что мы рассуждаем именно о графических планшетах, отличая их от инженерных устройств ввода информации. Конечно, граница здесь довольно условная, и многие планшеты комплектуются, с одной стороны, эффективным графическим инструментом, а с другой - узкоспециальным прецизионным инженерным манипулятором. Однако провести эту границу все же можно. Критерий прост: мы говорим о тех устройствах, которые имитируют процесс художественной деятельности и дают на выходе не высокую точность, а как раз наоборот - большую вариативность графических элементов.

Графический планшет - вещь весьма своеобразная, и к пониманию его места среди периферийных устройств можно подходить с совершенно разных позиций.

Конечно, прежде всего планшет - это мощный инструмент для широкого спектра профессиональных художественно-дизайнерских работ. Он дает возможность не только реализовать творческий потенциал пользователя, но и задействовать машинные ресурсы, которые в любом ином случае остаются исключенными из рабочих свойств. В этом смысле можно наращивать и делать все более изощренными функции планшета, наполнять простое устройство ввода информации новыми характеристиками, расширять возможности регулировки и управления, снабжать дополнительными приспособлениями и устройствами. Подобный путь изощренного совершенствования - суть попытка электронными средствами воспроизвести рабочую среду художника-графика, живописца или дизайнера.

С другой стороны, рисованием увлекаются очень и очень многие. При этом, надо признать, знания о какой-либо околохудожественной профессии, о приемах, о том, что называется «секретами мастерства», практически отсутствуют. Есть лишь желание создавать некие зрительные образы. В этом смысле, возвращаясь к планшетам, можно смело предположить, что никакие хитроумные опции и функции не нужны, потому что никогда не будут задействованы. Нужна плоскость и нужен инструмент, которым по этой плоскости можно водить, рисуя.

Наконец, третья сторона. Она является сугубо компьютерным порождением, и ее существование в значительной мере поддерживается производителями планшетов. Речь идет о разнообразных прикладных задачах, которые вроде бы и существуют, и кажутся довольно актуальными, но пропади вдруг завтра все планшеты - и задачи эти окажутся, в общем-то, никому не нужными. Они мелки и локальны и для своего решения не требуют специальных навыков, одаренности или даже желания что-либо изображать - ничего, кроме наличия любого, пусть самого маленького планшетика с незатейливым перышком. Много ли найдется компьютерных пользователей, которым рукописный побуквенный ввод текста покажется более удобным, чем его набор на клавиатуре? Многим ли нужно украшать документы, созданные в Word’е, рукописными аннотациями и подписями? Думаю, нет. Однако и в том и в другом случае опять-таки нужен графический планшет…

Таким образом, мы выделили три категории пользователей и соответствующие им три типа графических планшетов: профессиональные, любительские и массовые.

Разработкой и выпуском графических планшетов занимаются несколько фирм. Крупнейшая, известнейшая и, если можно так выразиться, самая специализированная из них - Wacom. Эта компания снабжает рынок профессиональными инструментами - самыми дорогими и сложными. Если б не было других производителей, можно было бы считать, что рынок устройств любительского класса тоже охвачен ею. Однако цена и сложность изделий, которые сама Wacom позиционирует как любительские, дают основания отнести их к некоему переходному классу полупрофессиональных планшетов. Безусловно, это формирует определенное представление о Wacom как о компании, чья продукция всегда на высоте и чья торговая марка неизменно остается символом некоторой элитарности.

С другой стороны, технологические и программные изыски, реализованные в планшетах этой фирмы, для многих (в том числе и профессиональных) пользователей представляются избыточными и заставляют искать, может быть, несколько менее качественные, но зато не столь дорогие устройства. Отчасти для того, чтобы сгладить эту проблему, а отчасти - для предоставления настоящим ценителям более широкого спектра услуг, Wacom продает не только комплекты планшетных инструментов, но и отдельные девайсы, не входящие в стандартную поставку (например, пятикнопочные мыши или перо-аэрограф). Компания создает определенные стимулы даже для покупки стандартных перьев: фирменная технология позволяет сохранять настройки каждого из них и получать, таким образом, целый набор виртуальных инструментов, которые в любой момент можно перепрограммировать.

Всё, что не делает (не хочет делать?) на рынке графических планшетов Wacom - отлично исполняет Genius. Компания, широко известная своими разнообразнейшими периферийными устройствами и компьютерными аксессуарами, с некоторых пор занимается и планшетами. У нее свой стиль и свой подход к созданию этих устройств. С конвейеров Genius сходят несложные конструктивно и недорогие устройства. Вся нижняя часть ценовой шкалы охвачена продукцией этой фирмы. Некоторая упрощенность планшетов Genius, надо сказать, никак не сказывается на качестве их дизайна или эргономических показателях. Логика или, если угодно, кредо компании представляется очень ясным: каждый, пусть даже самый непритязательный или юный пользователь имеет право почувствовать себя Человеком. Разумеется, небольшие жертвы на таком «человеколюбивом» пути неизбежны, и все недорогие малоформатные планшеты Genius имеют «поводок», на котором сидит перо. Конечно, оно теряет свободу перемещения и «ластик». Впрочем, «ластика» нет и у самой ходовой модели планшета (площадь рабочей поверхности 5x4 дюйма), зато нет «поводка». С точки зрения такой концепции кажется совершенно оправданным и отказ от комплектации всех моделей мышами.

Помимо упомянутых, есть еще компания Aiptek, которая в настоящее время энергично пытается потеснить производителей, работающих на рынке графических планшетов. Установив хорошую планку качества для основных характеристик планшетов и перьев (разрешение и чувствительность к нажиму, наличие «ластика» и пр.) и комплектуя большинство своих моделей планшетными беспроводными мышами, - то есть позиционируя себя на рынке как производителя оборудования, рассчитанного на достаточно продвинутых и требовательных пользователей, - Aiptek предлагает планшеты по ценам, заметно более низким, чем у конкурентов.

Но чудес, конечно, не бывает. Хотя дешевизна планшетов Aiptek на их работоспособность и не влияет, однако требует от пользователя частично поступиться удобством. На фото вверху, например, показаны разъемы, которые неизбежно приходится задействовать для подключения COM-портового планшета.

Похоже, упомянутые компании полностью удовлетворяют запросы потребителей - во всяком случае, на сегодняшний день. Приведенная выше схема показывает примерное соотношение цен и охват сегментов рынка этими фирмами.

Впрочем, проникнуть на рынок графических планшетов пытались и другие производители компьютерной периферии. Однако в силу различных причин эти попытки не увенчались успехом. Известно, например, что компания A4 занялась было изготовлением несложных планшетов, рассчитанных на массового потребителя, но ей так и не удалось наладить производство и эффективный сбыт.


Конфигурация компьютера, к которому подключались планшеты: AMD Celeron 1300 МГц, RAM 256 Мбайт, видеокарта ASUS GeForce 6600 32 Мбайт, монитор Samsung SyncMaster 700 NF, Win98 SE. Параметры монитора и видеокарты: 1024х768, 85 Гц, True Color (32 бит). К компьютеру была постоянно (за исключением ситуации, когда этого требовала схема подключения планшета) подсоединена мышь с разъемом PS/2. В качестве программы для тестирования использовался Photoshop 6.0 со стандартными установками палитр, количества отмен, выделяемой оперативной памяти и др. Все тестовые картинки создавались в режиме RGB, с активацией двух типов в зависимости от нажима: size и color.




 
<< Страница 1
Страница 2. Принципы тестирования
Страница 3. Свойства и функции >>


 Дураков работа любит [ "13-я КОМНАТА" ]
 Новости [ "НОВОСТИ" ]
 МикроФишки [ "НОВОСТИ" ]
 День радио [ "НОВОСТИ" ]
 Золотой ключик [ "НОВОСТИ" ]
 Космос становится ближе [ "НОВОСТИ" ]
 Дань и традиции [ "НОВОСТИ" ]
 Photokina 2002. Экспозамер [ "НОВОСТИ" ]
 Карлики и гиганты [ "BUSINESS@RUS" ]
 Добросовестная конкуренция [ "РОМАНОВСКИЕ НИКЧЕМУШКИ" ]
 Moore’s Law мещанина [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Компьютер через год [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 По ту сторону Win API [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 Basic форева? [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 Хождение вокруг чужого монастыря [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 События [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 Обыск со взломом [ "ДЕЛА" ]
 Крестоносцы [ "ДЕЛА" ]
 Главное - маневры [ "АНАЛИЗЫ" ]
 Заменить всё [ "СОЧИНЕНИЯ" ]
 Цифровой век поэзии [ "КНОПКИ" ]
 Какими будут компьютеры через год? [ "ВОПРОС НЕДЕЛИ" ]
 Самозависание или самоуничтожение? [ "ПИСЬМОНОСЕЦ" ]
 Электрохолст [ "КОМПЬЮFЕРРА" ]


Все материалы номера