Технокочевник: дорога длиною в жизнь 08.10.2002 Андрей Драница
Конец «Бегемота» Если взять много маленьких вещей и соединить их вместе, в результате все равно получится нечто очень большое. Да и далеко не все, что хотелось, Стив смог взять с собой: несмотря на прогресс в микроэлектронике, кое-что на велосипеде не уместилось. В конце концов, выполнив свою задачу - став тем самым пробным камнем, благодаря которому были отлажены технологии, которые сейчас, почти двадцать лет спустя, применяются во многих бытовых приборах, не говоря уж о компьютерах и системах коммуникаций - «Бегемот» был отправлен на вечное хранение в музей компьютерной истории в Кремниевой Долине. Пришло время нового проекта. В 1991 году, когда Стив объезжал озеро Мичиган, ему в голову пришла мысль, что было бы неплохо просто переплыть озеро, предварительно обтянув велосипед чем-то вроде стеклопластика. К сожалению, «Бегемот» был тяжеловат, да и вообще не слишком годился для водных процедур, поэтому заманчивую идею пришлось отбросить. Однако некоторое время спустя Стив познакомился с морскими каяками - небольшими лодками, и вернулся к похороненной было задумке. Целый год, мотаясь по стране (на этот раз в грузовичке под названием Mothership), он вынашивал проект лодки, размышлял о ее коммуникационных и компьютерных системах. К весне 1993 года Стив нашел хорошее место для начала работ - недалеко от кампуса Калифорнийского университета в Сан-Диего. Как часто бывает, первоначальный проект страдал гигантизмом, и вместе с разрастанием различного рода систем росла и сама лодка, пока не превратилась в десятиметровый тримаран. Конструкция уже не помещалась в отведенном строении, и пришлось переехать в Кремниевую Долину, в ангар, любезно предоставленный фирмой Apple. Может, под влиянием весны, а может, в результате виртуального романа в апреле 1997 года проект пережил второе рождение. Из Лондона к Стиву приехала его новая подружка Наташа, большая лодка была продана, а средством передвижения теперь был выбран тримаран размером с каноэ, нареченный MicroShip. В начале 1998 Стив перебрался в новый дом-лабораторию, на острове Камано близ Вашингтона, где стал доводить свое детище до ума. MicroShip Помимо основной идеи компьютеризированного, минималистского средства передвижения, новый проект должен был учитывать «водную» специфику, так как подавляющее большинство систем, которые планировалось задействовать, не были рассчитаны на эти условия. MicroShip должен был стать небольшой лодкой, предназначенной для плавания во внутренних водоемах либо в прибрежной зоне. Казалось бы, вместо двух лодок (для Стива и его подруги) проще сделать одну, что дало бы массу преимуществ: возможность нести вахту по очереди и вместе выполнять трудные задачи, избежать дублирования некоторых систем и так далее. Но любая лодка, в которой умещаются два человека, оказалась бы слишком большой и тяжелой, чтобы самостоятельно выволочь ее на берег. И Стив решил построить два судна. Разумеется, не все пришлось изобретать самостоятельно: корпус и элементы палубы, парусное вооружение и поплавки были позаимствованы из имеющихся на рынке решений. Возможность вытащить лодку на берег без сверхчеловеческих усилий достигли с помощью специального подвижного шасси на четырех колесах. Все внутренние системы были перепакованы и помещены в герметичные корпуса. Так как основная идея проекта - автономность, двигатели внутреннего сгорания были отброшены сразу. Но чтобы не зависеть от капризов природы, недостаточно одного лишь паруса, пришлось подумать о мускульном приводе. Опытным путем было установлено, что ноги и педали гораздо эффективнее рук и весел, поэтому MicroShip оснащен убирающимся педальным приводом SpinFin, позволяющим лодке идти со скоростью до семи узлов. Стив решил использовать и энергию солнца, благо места под солнечные батареи на лодке куда больше, чем на велосипеде. Массив солнечных батареи Solarex мощностью около 480 Вт позволил задействовать для перемещения и электромотор. Однако тот аккумулятор, для которого нашлось место, на полном ходу разряжался за три часа, так что Стиву пришлось придумать хитрую систему распределения мощности. Дабы не контролировать уровень разряда постоянно, специальная программа вычисляет, какую мощность потребляют все подсистемы и сколько дают солнечные батареи. Мощность батарей довольно велика, а потребляющие системы весьма экономичны, и остающаяся избыточная мощность составляет допустимый «полный ход» электромотора. Таким образом, можно смело «давить на газ», а умная программа не даст аккумулятору разрядиться. На всякий случай есть аварийный выключатель этой системы, позволяющий в опасных ситуациях подать на электромотор всю энергию. Управляющие подсистемы Обязательно ли путешествовать только по воде? Вовсе нет, Стив может вытащить лодку на берег и пройтись по городу, не потеряв связи с MicroShip, а значит, по-прежнему имея доступ ко всем сервисам своего маленького корабля. В случае каких-то неприятностей он получит сигнал-оповещение от систем безопасности; нажав пару кнопок, можно проверить состояние батарей, узнать абсолютные и относительные координаты лодки (считая базовыми свои - весьма удобно, чтобы, выйдя на пляж, определиться, в какую сторону идти). Помимо таких сравнительно примитивных функций, доступны и более сложные, требующие предварительной обработки данных и обращения к сторонним сервисам. Например, чтобы прослушать прогноз погоды на завтра, Стив отдает команду бортовой системе, которая связывается по радио с системой береговой службы NAVTEX, получает цифровой метеопрогноз, обрабатывает данные и преобразует с помощью синтезатора речи в аудиосигнал, который отправляется обратно Стиву. Другой интересной системой является MIMSY (Microship Information Management System). Перед сторонним пользователем MIMSY предстает в виде обычного веб-сайта, но на практике эта система организует в единое информационное пространство базы данных, навигационные, вычислительные и инженерные подсистемы, текстовую, фото- и видеоинформацию, обеспечивая удобное управление всем этим хозяйством. MIMSY регулярно передает телеметрию по электронной почте на наземный сервер, контролирует состояние всех низкоуровневых подсистем и посылает краткие отчеты на главную консоль, избавляя экипаж от рутинной работы. Кроме MIMSY, существует еще целый ряд самостоятельных подсистем, работающих параллельно, но в связке с нею: навигация, некоторые виды связи, управление двигателями. Такое разделение повышает надежность, но затрудняет управление - одним, пусть даже и большим экраном, уже не обойтись. Главную информационную нагрузку несут Linux-сервер, осуществляющий вывод на LCD, и консольный Macintosh. Массив из 48 светодиодов постоянно отражает состояние подсистем. Часть систем - морской УКВ-передатчик, электронный компас, GPS, индикатор аккумулятора - имеют и собственный интерфейс, которым удобно пользоваться при выключенном главном дисплее. Набор приложений включает практически все программное обеспечение, которое может понадобиться в дороге: навигационное и коммуникационное ПО, программы для управления видеокамерой и работы с видео- и аудиоинформацией, офисные приложения и различные утилиты. Обслуживающее и системное ПО в целом стандартное, но тем не менее обладает рядом особенностей в силу задач, которые с его помощью приходится решать:
Что новенького? Одним из существенных отличий MicroShip от «Бегемота» стала система мониторинга окружающей среды, и хотя изначально никаких специальных экологических задач не ставилось, полученные данные оказались весьма полезны экологам. Благодаря протяженности маршрута и постоянному контакту с водной средой удалось получить гораздо больше данных, нежели при дистанционном или точечном мониторинге, при этом все данные снабжаются временным и географическим (очень пригодилась GPS) штампом. Второе новшество - широкое применение видео, то, чего так не хватало в «Бегемоте». MicroShip буквально обвешан видеокамерами: под водой, в кокпите, на специальной турели. Пожалуй, самая интересная картинка получается с камеры, установленной на турели, которой можно управлять программно, даже через веб. Еще две камеры, оснащенные мощными объективами и инфракрасными фильтрами, стоят на вращающихся платформах. К тому же камеры интегрированы в систему безопасности, что позволяет визуально определить источник опасности. На второй лодке установлен специальный прибор, сочетающий цветную/черно-белую/инфракрасную видеокамеру низкого разрешения и лазерный указатель. Все видеоканалы скоммутированы на специальную видеоматрицу, к которой также подключен видеомагнитофон, благодаря чему изображение с любой камеры можно записать. К этой же матрице подключены маленький телевизор и устройство захвата видеосигнала, так что теперь вместо обычных текстовых заметок о путешествиях Стив создает почти профессиональные видеоролики. Манипуляции с музыкальным контентом тоже не ограничиваются банальным воспроизведением mp3. Есть возможность и помузицировать, благо имеются MIDI-синтезатор, драм-машина, секвенсор, микшер и утилиты для записи. Наконец, все перечисленные устройства тоже подключены к кросс-матрице, что позволяет пользоваться ими даже в самых неожиданных ситуациях, а уж такие банальные вещи, как обработка аудиопотока и совмещение с видеороликом, вообще выполняются одним движением мыши.
Сухой Мокрый остаток Что же побудило Стива продолжить путешествия после того, как тщеславие и жажда велосипедных прогулок были утолены? На то есть несколько причин. Общество грядущего будет основано на безбумажных технологиях, станет энергоэффективным, зависящим от широкополосных коммуникационных сетей, и уже сейчас жизненно необходимы идеи, инструменты, и самое главное - понимание проблем, которые нас ждут. Таким образом, банальный велосипед или лодка становятся пилотным проектом, лакмусовой бумажкой будущего. Технологии развиваются стремительно, объем знаний постоянно растет, и один человек уже не может владеть всей информацией по широкому кругу вопросов. Это, в свою очередь порождает узкую специализацию, в которой, конечно, нет ничего плохого - но специалисты, способные охватить взглядом всю ситуацию, постепенно исчезают. Именно поэтому все больше возрастает спрос на умы разносторонние. Горстка любопытных технарей может порой сделать больше, чем научные отделы целых корпораций. Компании, осознающие свою узкую специализацию и стремящиеся держаться на плаву, прибегая к услугам таких одержимых людей, смогут получить неоценимое конкурентное преимущество. В процессе конструирования и создания своих творений Стив Робертс решал неординарные технические проблемы: автономные энергетические системы, безопасность, управление в режиме реального времени, глобальные коммуникации, мобильное издательство и многое другое. Подобные потребности вовсе не уникальны, и продукты, их удовлетворяющие, будут пользоваться спросом у тех же путешественников, что, в конечном счете, может привести к появлению десятка новых фирм, занимающих весьма перспективную и свободную на тот момент нишу. Людям нравятся истории о жизни на грани. Если мы не может сделать чего-то сами, то с удовольствием прочитаем, как это делают другие. Путешествия и писательство тесно связаны друг с другом. Для автора, обладающего самыми продвинутыми средствами для мобильного издательства, коммуникации и сбора информации, путешествие может превратиться в золотую жилу - неисчерпаемый источник историй и рассказов, эффективный маркетинговый инструмент, приносящий известность. А имя - это половина успеха. Приключения. По большому счету, желание покрутить педали было самым первым мотивом. Конечно, велосипед - это не удобное кресло автомобиля, но, с другой стороны, много ли мы видим, проносясь с бешеной скоростью мимо бесчисленных городишек? Общение. Этот пункт может показаться странным, особенно учитывая ту роль бродяги, одинокого путника, которая подразумевалась с самого начала. Это не совсем верно, ведь жизнь технокочевника неминуемо приводит к знакомству с множеством людей, число которых еще больше увеличивается благодаря глобальным сетям. Узкий круг из родственников, ближайших друзей и коллег разрастается до немыслимых масштабов. Жизнь вокруг бьет ключом, а само понятие «дома» приобретает совершенно другое значение. И последнее - технологический вызов. Если вам нравится возиться с железяками и заставлять их работать, как вам нужно, а не как хочется им, если вы без ума от заковыристых технических задачек, вы поймете, что порой важен не только результат, но и сам процесс. Ну а пользуясь вниманием прессы, можно привлекать новых спонсоров, что позволяет выбирать наилучшие из существующих или придумывать новые технологии. О том, что получил Стив помимо известности и определенного коммерческого успеха, остается только догадываться. Но вот мир получил с его помощью очень многое. Например:
Жизнь вне дома, но без потери контакта с миром, особенно деловой его частью, раньше была практически невозможна, и хотя Стив не был первооткрывателем, именно он указал на те проблемы, которых мы сегодня даже не замечаем - электронные платежи, оплата услуг через мобильные телефоны или Интернет и пр.
Баллада о сбывшейся мечте [ "13-я КОМНАТА" ] Новости [ "НОВОСТИ" ] МикроФишки [ "НОВОСТИ" ] "Think Russian!" [ "НОВОСТИ" ] Главная тайна [ "НОВОСТИ" ] Страшная сила [ "BUSINESS@RUS" ] Я родился человеком [ "ТЕМА НОМЕРА" ] Технокочевник: дорога длиною в жизнь [ "ТЕМА НОМЕРА" ] Глаза чужого мира [ "ТЕМА НОМЕРА" ] Автоматизация по-малому [ "SOFTТЕРРА LITE" ] Мой немой для серьезных пацанов [ "SOFTТЕРРА LITE" ] События [ "SOFTТЕРРА LITE" ] Вам пакет! [ "КОМПЬЮFЕРРА LITE" ] Вид с пальмы, на два новых растения растущей на том берегу [ "КОМПЬЮFЕРРА LITE" ] Неспящий в Сиэтле [ "ДЕЛА" ] Лекарство от золотой лихорадки [ "АНАЛИЗЫ" ] эМ эР Зе [ "МЫСЛИ" ] Карманный термометр со встроенным телефоном [ "UNDOCUMENTED" ] Хотели бы вы стать киборгом и почему? [ "ВОПРОС НЕДЕЛИ" ] Хочу, чтоб все знали! [ "ПИСЬМОНОСЕЦ" ] |