Технокочевник: дорога длиною в жизнь
 
08.10.2002
Андрей Драница


 
Страница 1
Страница 2 >>

Дорога длиной в тысячу ли начинается с одного шага.
Китайская пословица

Вы молоды и талантливы, вам кажется, что перед вами открыт весь мир. Вы не хотите связывать себя корпоративными цепями и зарабатываете на хлеб тем, что вам нравится. Вы - свободный художник: пишете статьи в компьютерные журналы, помогаете знакомым и знакомым своих знакомых ставить локальные сети, оказываете консультационные услуги… Казалось бы, вы на правильном пути - ведь вы работаете не на «дядю», а на самого себя, утром вам не надо спешить в офис, и, конечно, никто не заставит вас работать в выходные. Но стоит остановиться и задуматься, как идиллия рушится. Вы работаете как проклятый по двенадцать часов в день семь дней в неделю, и при этом ваш доход ничуть не больше, чем у клерка в какой-нибудь фирме. Неужели жизнь в свое удовольствие и зарабатывание денег - вещи несовместимые в принципе?

Начало пути. Winnebiko I и II.

Начало пути. Winnebiko I и II.

Начало пути

Примерно в такую ситуацию попал американец Стивен Робертс в далеком 1983-м. Но в отличие от других не отступил, не «повзрослел», а принял весьма радикальное решение: придумал проект High-tech nomadness - «высокотехнологичные кочевники» 1. Идея была одновременно проста и невозможна: Стив хотел быть мобилен и максимально независим, хотел вести кочевой образ жизни - и при этом не стать маргиналом, не выпасть из социума, а, Начало пути. Winnebiko I и II.наоборот, активно заниматься работой и не менее активно контактировать с окружающим миром.

Чтобы получить первоначальный капитал, он продал дом и часть имущества, а на вырученные деньги собрал Winnebiko - свой первый экспериментальный велосипед. Конечно, все системы Winnebiko были примитивны: лэптоп Radio Shack Model 100, тонюсенький канал связи от CompuServe, источником энергии служила пятиваттная солнечная батарея, но первые десять тысяч миль были пройдены на одном дыхании. Стив везде встречал теплый прием, появились заказы на статьи (почту Стив отправлял из телефонов-автоматов), интервью по телевидению, а позднее поступило предложение написать книгу («Computing Across America»). Но постепенно пришло разочарование своим творением - нельзя было набирать тексты на ходу, мешал недостаток энергии и практически отсутствовала связь. Однако технологии не стояли на месте, да и дополнительные деньги появились, поэтому Робертсу удалось произвести серьезный апгрейд своего средства передвижения: в 1986 году был спроектирован и построен Winnebiko II. Он разительно отличался от первой модели - был оснащен системой безопасности, синтезатором речи, трансмиттером любительского радио, получал 20 ватт энергии от солнечной батареи и нес отдельный лэптоп для работы в офлайне. К тому же, устав путешествовать в одиночку, Стив нашел себе компаньонку по имени Мэгги. А сменив провайдера на Genie, он начал активно осваивать киберпространство и нашел широкую поддержку в Интернет-сообществе.

Однако и вторая модель оказалась слишком хрупка и ненадежна. Следующим творением Стива стал BEHEMOTH (Big Electronic Human-Energized Machine… Only Too Heavy), основу которого составлял все тот же сильно модифицированный велосипед (уже с прицепом!), обвешанный приспособлениями, призванными обеспечить все необходимое для жизни и работы в пути. Сей агрегат стоил около 1,2 млн. долларов, строился (язык не поворачивается сказать «собирался») три с половиной года, а число компаний-спонсоров проекта BEHEMOTH перевалило за полторы сотни.

В процессе проектирования Стив выработал целый ряд требований к своему новому детищу. «Бегемот» должен был стать эффективным и безопасным средством передвижения на большие расстояния, все его возможности должны были быть равно доступны как на стоянке, так и во время движения, а все системы - просты в обслуживании, максимально вместительны, гибки и автономны в вопросах энергоснабжения, хранения и передачи информации.

Таким образом, от бортовых компьютеров требовалась совместимость с обычными офисными приложениями, от используемого «железа» - минимальное количество механических переключателей и настройка посредством графического интерфейса, а от системы в целом - хорошая масштабируемость, дабы обновления аппаратной части отнимали минимум времени и ресурсов. Наконец, никаких внешних антенн для систем передачи информации! Не забывайте, что на дворе стоял 1989 год: громоздкие и тяжелые компьютеры потребляли уйму энергии, были практически несовместимы между собой, имели слабые коммуникационные возможности, а о беспроводных технологиях передачи данных речь вообще не шла.

Как же Стив разгрыз эти далеко не тривиальные технические орешки?

«Бегемот» на трассе, рекламном плакате и... привале. Хорошая зверюга, вот только больно тяжелая. Зато все всегда под рукой, и с друзьями пообщаться можно.

«Бегемот» на трассе, рекламном плакате и... привале. Хорошая зверюга, вот только больно тяжелая. Зато все всегда под рукой, и с друзьями пообщаться можно.

«Бегемот» на трассе, рекламном плакате и... привале. Хорошая зверюга, вот только больно тяжелая. Зато все всегда под рукой, и с друзьями пообщаться можно.

«Бегемот» на трассе, рекламном плакате и... привале. Хорошая зверюга, вот только больно тяжелая. Зато все всегда под рукой, и с друзьями пообщаться можно.

Энергия

Ясно, что практически все электронные устройства требуют электроэнергии, которую в велосипеде взять вроде бы неоткуда - не использовать же мускульный привод, двигатель внутреннего сгорания, который требует бензина, или электрическую розетку где-нибудь по пути! К тому же активную деятельность технокочевнику хотелось вести постоянно, а не от случая к случаю - точнее, от розетки до розетки, между которыми порой пролегают сотни миль. Посему вопрос энергоснабжения стал одним из ключевых. Стивен использовал три источника электроэнергии: два непосредственно на велосипеде и один внешний. Основную мощность давал 72-ватный модуль солнечных батарей Solarex, еще одна 10-ваттная панель находилась на крышке чемоданчика. Второй задуманный источник был весьма перспективен, но так и не реализован окончательно - система регенеративного торможения. И наконец, внешним источником питания могла стать любая электрическая розетка или автомобильный прикуриватель.

Для балансировки нагрузки и обеспечения питания в темное время суток служили несколько аккумуляторов, снабженных специальными датчиками, исключавшими перезарядку батарей. Дополнительные датчики, находившиеся во всех ключевых точках электросети, поставляли информацию контроллеру питания, который и решал, как распределять энергию: поставлять для обеспечения нагрузки, направить на подзарядку батарей или вообще не использовать, а все данные о нагрузке, уровне заряда батарей и иная справочная информация отображались на дисплее в режиме реального времени.

«Железо» и софт

Стив не представлял себе жизнь без компьютеров, поэтому «Бегемот» был просто напичкан электроникой. Основой системы послужил переделанный Macintosh Portable 2, экран которого Стив установил над панелью управления. Управлять курсором мыши можно было как движением головы (с помощью сенсоров), так и джойстиком на правой рукоятке руля. Ввод данных осуществлялся с одной из двух клавиатур: «рукояточной», обслуживающей все компьютеры, или обычной, предназначенной в основном для работы в стационарном состоянии.

Для экономии энергии основные приложения запускались с RAM-диска. Мас использовался для мобильной издательской системы, текстового редактора, доступа к электронной почте, связи и презентаций во время демонстрации «Бегемота» журналистам и общественности.

Но Mac был вовсе не единственным компьютером «Бегемота». Для работы с DOS-приложениями и электронной картой служил Ampro Little Board 286 - почти 16-мегагерцовая IBM PC AT в промышленном корпусе с сопроцессором, 4-ме-габайтным RAM-диском и 40-мегабайтным винчестером. Не правда ли, потрясающая конфигурация? Зато эта машинка потребляла не больше 8 Вт. На второй DOS-системе, расположенной за сиденьем, работала база данных контактов (около пяти тысяч записей), файловая база и некоторые другие приложения. Все они часто использовались на ходу, а информация с этого компьютера выводилась на проекционный дисплей на шлеме. Небольшой экран, выполненный по оригинальной технологии (Reflection Technology’s Private Eye), имел вполне приличное разрешение 720х280 и создавал иллюзию плавающего экрана чуть ниже центра поля зрения ездока вне зависимости от направления взгляда и окружающих условий, будь то дождь, полная темнота или слепящее солнце.

Помимо этого, в пульте управления находилась DOS-система на основе Toshiba T1000, использовавшаяся в условиях энергетического голода (работает только текстовый редактор или коммуникационная программа). На ней же была установлена специальная программа, обслуживающая рукояточную клавиатуру, а важнейшим приложением на этой машине была система распознавания речи Covox, позволявшая отдавать простейшие команды через микрофон на шлеме или по радио.

Дополнял компьютерное хозяйство лэптоп (сначала PC, потом Macintosh PowerBook 170), который Стив использовал вне велосипеда. Помимо банального набора текста, он выполнял функцию удаленной консоли, обеспечивая дистанционное управление всеми системами «Бегемота» через радиоканал.

Наконец, перед самым началом путешествия был добавлен компьютер Sun SparcStation, необходимый для обработки карт и сложного CAD. Кроме того, с помощью этой рабочей станции велосипед обзавелся собственным узлом TCP/IP, подключенным к Интернету и Usenet через сотовый модем.

Но и это еще не все! В систему входило множество вспомогательных компьютеров. Основу этой электронной инфраструктуры составляли три форт-процессора New Micros FORTH 68HC11, управлявшие практически всем - распределением нагрузок, системой безопасности, сбором и первичной обработкой данных, декодированием сигналов с рукояточной клавиатуры, конфигурацией сети и многим другим. Ну а главным управляющим элементом стал BCP (Bicycle Control Processor), связанный со всеми остальными компьютерами и оборудованием прицепа.


BEHEMOTH

Основу «Бегемота» составляет велосипед «лежачего» типа, где путешественник полулежит на удобном сиденье: руки на руле по бокам, а ноги впереди пристегнуты к педалям. Длина велосипеда примерно 2,5 метра. За велосипедом находится прицеп, на крыше которого расположены солнечные батареи, а внутри - оборудование и багаж. Перед ездоком, под обтекателем, находится панель управления, три больших LCD-дисплея и различные переключатели. Сзади - отсек RUMP (Rear Unit of Many Purposes), обеспечивающий дополнительное место для оборудования, а также док для алюминиевого «чемоданчика» с собственной маленькой солнечной батареей. Сам путешественник облачен в шлем с проецирующим дисплеем, ультразвуковыми сенсорами движения для управления курсором, фонарем, системой охлаждения и аудиосистемой (микрофон и два независимых динамика, позволяющих на каждый канал транслировать разный сигнал). В полностью «упакованном» виде велосипед весит примерно 263 кг (плюс ездок) и посему имеет 105 (!) скоростей, «шасси» для подъема в гору и гидравлические тормоза.


Сети и связь

Одной из самых сложных задач было сопряжение всех устройств в единую сеть, реализованное с помощью кросс-матрицы, через которую проходили все коммуникации. Каждый крупный узел (панель управления, RUMP, прицеп) содержал такую матрицу, подключенную ко всем локальным устройствам. Матрицы соединялись двенадцатью экранированными линиями (восемь аудио- и четыре последовательных канала), которые автоматически задействовались по мере возникновения тех или иных событий. Например, при входящем звонке с мобильного телефона его вход подключался к микрофону, а выход к левому динамику на шлеме. При этом правый наушник мог быть соединен с другим аудиоисточником.

Связь с внешним миром зависела от доступных в данный момент сервисов. Так, в городе «Бегемот» использовал обычный сотовый телефон, к которому были добавлены адаптеры автоответчика, факса и верификатора кредитных карт. Помимо этого на борту было несколько модемов, включая акустический (!) для использования в таксофонах, плюс кабель с «крокодилами» для подключения в совсем уж экстремальных условиях. Там, где сотовый не действовал, применялся спутниковый терминал OmniTRACS. Потреблявший всего один ватт, этот 14-гигагерцовый аппарат давал круглосуточное покрытие всей территории США через спутник. Для отправки деловой корреспонденции задействовался автоматический шлюз, а для остальных сообщений Стив из соображений экономии пользовался любительским радио. Другим преимуществом этого метода было огромное «радиокоммьюнити», что значительно облегчало Стиву поиск места отдыха в незнакомом городе. Радиосвязь обеспечивалась двумя трансиверами, один из которых - переносной - Стив носил с собой, а второй использовал для бесед на ходу: на левой рукоятке руля был установлен переключатель, а сам трансивер подключался к аудиоканалу матрицы.

Последним компонентом в системе связи стал небольшой телевизионный передатчик, подключенный к видеокамере и передававший сигнал любительским телестанциям.

Вот так хитро устроен Microship. Замысловатая конструкция, не правда ли?

Вот так хитро устроен Microship. Замысловатая конструкция, не правда ли?

Безопасность

Любое путешествие связано с определенным риском, что, конечно, придает жизни остроту, но все-таки Стив решил свести риск к минимуму, оснастив «Бегемот» системой безопасности. От нее не требовалось активной или пассивной защиты, главное - обеспечивать непрерывную связь владельца с «Бегемотом» и мониторинг окружающей обстановки. Система приоритетов позволяла выбрать один из шести уровней опасности, при этом выбор зависел от множества факторов: например, если велосипед припаркован в городе, приближение человека не является поводом для тревоги, тогда как в лесу или гараже «Бегемот» обязательно должен на это отреагировать. При опасности любого уровня «Бегемот» сигналил хозяину по радио, после чего Стив мог подать запрос для получения более детальной информации или подключиться к динамикам велосипеда, дабы отпугнуть злоумышленников фразочками типа: «Не трогай меня, а то спалю тебя лазером». Ну а в самом крайнем случае «Бегемот» сам звонил в полицию, сообщал, что его крадут, и называл свои координаты.

Жизненные потребности

Хотя «Бегемот» и стал довольно продвинутым технологически устройством, жить в нем безвылазно, конечно, было невозможно. Поэтому Стив взял в дорогу полный комплект туристического снаряжения, включая аптечку, запас продуктов, систему фильтрации воды, кухонную утварь, оружие, спальник, теплые вещи, приличную одежду для города (на случай, если придется давать интервью для телевидения) и еще множество незаменимых мелочей. На случай непогоды или ночлега под открытым небом имелась огромная палатка-тент, позволяющая спрятаться внутри не только человеку, но и велосипеду.

И наконец, Стиву все же пришлось обзавестись офисом - увы, но банки и другие организации привыкли иметь дело с людьми, которые обладают физическим адресом, а не колесят по дорогам. Во времена, когда безбумажные технологии были еще экзотикой, базовый офис служил своеобразным шлюзом между путешественником и традиционным миром.


1 (обратно к тексту) - Адекватно перевести на русский это определение, увы, невозможно - слово nomadness относится к новоязу и состоит из двух смысловых частей: nomad - кочевник и madness - безумие. - Прим. ред.
2 (обратно к тексту) - Первый портативный Macintosh, который на тот момент был только запущен в производство и весил 7,7 кг.

 
Страница 1
Страница 2 >>


 Баллада о сбывшейся мечте [ "13-я КОМНАТА" ]
 Новости [ "НОВОСТИ" ]
 МикроФишки [ "НОВОСТИ" ]
 "Think Russian!" [ "НОВОСТИ" ]
 Главная тайна [ "НОВОСТИ" ]
 Страшная сила [ "BUSINESS@RUS" ]
 Я родился человеком [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Технокочевник: дорога длиною в жизнь [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Глаза чужого мира [ "ТЕМА НОМЕРА" ]
 Автоматизация по-малому [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 Мой немой для серьезных пацанов [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 События [ "SOFTТЕРРА LITE" ]
 Вам пакет! [ "КОМПЬЮFЕРРА LITE" ]
 Вид с пальмы, на два новых растения растущей на том берегу [ "КОМПЬЮFЕРРА LITE" ]
 Неспящий в Сиэтле [ "ДЕЛА" ]
 Лекарство от золотой лихорадки [ "АНАЛИЗЫ" ]
 эМ эР Зе [ "МЫСЛИ" ]
 Карманный термометр со встроенным телефоном [ "UNDOCUMENTED" ]
 Хотели бы вы стать киборгом и почему? [ "ВОПРОС НЕДЕЛИ" ]
 Хочу, чтоб все знали! [ "ПИСЬМОНОСЕЦ" ]


Все материалы номера