Свежий номер №36 (461) / Челночный бег по полю мин образования
 
Дата публикации: 18.09.2002

Вадим Иванченко, ivan@computerra.ru

 
1
Иностранный язык дистанционно? >>

Несмотря на то что пятилетний эксперимент в области дистанционного обучения признан успешным, этот вид образовательных услуг находится пока в зачаточном состоянии. Сам эксперимент держался только на инициативе и материальных и финансовых средствах вузов-участников. В министерстве не было даже подразделения, координирующего работы по учебно-методическому, психолого-педагогическому, нормативному обеспечению дистанционного образования.

Каждый вуз исходил из собственных интересов, что отчасти напоминало ситуацию с лебедем, раком и щукой (программную среду дистанционного обучения разрабатывали и/или внедряли как и какую хотели, создаваемые курсы часто дублировали друг друга и т. п.), хотя, с другой стороны, удалось отработать множество вариантов технологических и организационных решений. По большому счету, осталось решить ряд проблем общегосударственного уровня (таких, как совершенствование законодательной базы, интеграция различных дистанционных технологий, организация переподготовки преподавательских кадров в качестве как разработчиков новых электронных учебно-методических материалов, так и преподавателей, использующих их в учебном процессе), и после этого можно сосредоточиться на сугубо методических задачах, отчасти связанных со спецификой преподавания тех или иных предметов (например, с особенностями дистанционного изучения иностранных языков или с разработкой виртуальных лабораторных практикумов на основе средств моделирования и удаленного доступа к учебному и научному оборудованию).

Проблем с развитием института дистанционного образования, конечно, больше, чем я перечислил, но что бросается в глаза: они удивительно похожи на проблемы реализации программы «Электронная Россия». Всё то же: нормативно-правовой вакуум, отсутствие системы стандартов, непроработанность вопросов лицензирования, неподготовленность кадров, необходимость увязки процессов информатизации с реформированием системы, недостаток внимания государственных органов, дефицит финансирования и т. д. Те же проблемы, те же ожидания, - и там и там нужен быстрый качественный скачок в эффективности системы госуправления/образования. Первые практические шаги - и те в ногу. Правительственный портал - образовательный портал… Многое похоже, деньги разные.

На разработку общеобразовательного портала в федеральном бюджете запланировано (по программе «Развитие единой образовательной информационной среды в 2002-2005 гг.») только в этом году 100 млн. руб. (всего до 2005 г. - 470 млн.), а на создание специализированных порталов - 78 млн. руб. (всего 977 млн.). Только на разработку методологии создания системы образовательных порталов ГосНИИ ИТТ «Информика» 1 получил в текущем году чуть ли не в два раза больше средств, чем кооперация во главе с IBS на создание правительственного портала (9,6 млн. против 5,8 млн. руб.). На выделенные деньги эта кооперация должна создать к концу года не только методологию, но и опытный проект экономического портала, состоящего из объединения информационных Интернет-ресурсов федеральных органов исполнительной власти экономического блока Правительства. В моем понимании любая «методология» по определению есть не более чем «возвышенные» слова о группе методов, вполне умещающиеся в трехсотстраничный том отчета, иначе я бы назвал ее мотодологией. Но это вопрос терминологии.

В общем, можно добавить еще одну проблему, требующую решения: оптимизация расходов на создание единой образовательной информационной среды.

Касательно образовательных порталов возникает еще один вопрос. Минобразования провело два открытых конкурса на создание в общей сложности одиннадцати порталов - четырех общеобразовательных («Российское образование», «Социально-гуманитарное и политологическое образование», «Педагогика общеобразовательной школы», естественнонаучный образовательный портал) и шести специализированных (портал открытого образования, портал по экономике, менеджменту и социологии, по юридическим наукам, «Гуманитарные науки» и др.). Официальные результаты торгов пока неизвестны.

Целесообразно ли дробить разработку порталов по отраслям наук? Ведь, с одной стороны, победители в каждом лоте в общем случае будут разные, и каждый из них придет со своим проектом технического задания, своим вариантом решения по составу, структуре, архитектуре построения портала. Целесообразно ли задавать в разработку архитектурно разные системы, которые должны быть взаимосвязаны? А насколько, например, будут отличаться по структуре портал по экономике, менеджменту и социологии и «Гуманитарные науки»? Рискну предположить, что процентов на десять, не больше. То же касается и единого средства разработки портала и единой программной обучающей среды (положим, для экономии средств). Эксперты ГосНИИ «Информика», предприятия, которое мы наверняка увидим в победителях, и не в одном лоте, отдают предпочтение продуктам от IBM - WebSphere Portal Server (средство разработки) и LearningSpace (обучающая среда). Возможно, это программное обеспечение и станет основой российских образовательных порталов, несмотря на то что треть участников вышеупомянутого эксперимента (причем самых активных, таких как МЭСИ) развивает систему WebCT (самую, наверное, популярную в мире среду дистанционного обучения среди университетов), а, кроме того, существуют как отечественные разработки (ОРОКС), так и системы, распространяющиеся на принципах open source (например, MimerDesk, разработкой которой управляет финская компания Ionastream, а распространяет в России учебный центр «Микротест»).

По планам Минобразвания, уже в этом учебном году «компьютеризированные сельские школы будут получать электронный образовательный продукт» именно с этих образовательных порталов. Ведь во всех школах будут стоять компьютеры, во многих - модемы, а в 14 тысячах удаленных от наземных коммуникаций сельских школ поставят оборудование спутниковой связи (контракт с НПО «Кросна», 340 млн. руб. в 2002 году) - новая головная боль директору по поводу сохранности техники 2. Какой именно образовательный продукт будут скачивать сельские школьники, представители министерства не уточняют. Ситуация характерна тем, что налицо нехватка и электронных образовательных ресурсов (в том числе дистанционных), и квалифицированных разработчиков-преподавателей - мы явно спешим с технической стороной вопроса. Будем надеяться, что чиновники далеки от погубившего многие проекты принципа: сначала поставим технику, а потом с технологией разберемся. Уж больно велика цена ошибки.

А за хорошо сделанное дело люди всегда скажут спасибо. Главное, чтобы в результате мы не получили пшик или хуже того - мину замедленного действия.


1 (обратно к тексту) - ГосНИИ информационных технологий и телекоммуникаций является экспертным учреждением Минобразования и Миннауки РФ в сферах информационных технологий и образования.
2 (обратно к тексту) - Стоит одно такое «место» долларов триста, а если будут ставить VSAT-станции - счет пойдет на тысячи.

 
1
Иностранный язык дистанционно? >>


<< Доска для ключей или коммутационная панель
Все материалы номера
Дистанционное обучение и его технологии >>