Свежий номер №36 (461) / Дистанционное обучение и его технологии
 
Дата публикации: 18.09.2002

Андрей Хуторской, khutorskoy@eidos.ru

 
1
Открытое образование в открытом обществе >>

С дистанционным обучением я впервые познакомился в 1989 году, благодаря российско-американскому проекту «Школьная электронная почта». Это был один из первых дистанционных образовательных проектов в нашей стране, в котором принимал участие ряд школ из С.-Петербурга, Москвы и нескольких городов США. Тогда я работал учителем естествознания в одной из экспериментальных московских школ, и хотя компьютер для меня был чем-то малопонятным, его телекоммуникационные возможности и перспектива новых педагогических технологий просто завораживали.

Первые опыты использования телекоммуникаций в школьной практике уже тогда определили место дистанционному обучению, остающееся таковым и поныне: это дополнительное, то есть не базовое образование. Обычные же уроки как шли очно, так и идут, несмотря на взрывное развитие телекоммуникационных и информационных технологий. Другое дело - вузы, особенно платные (а таковых сегодня в России, по некоторым данным, 52%). Здесь дистанционное обучение - один из способов увеличения набора, а значит, и финансирования. Именно поэтому, на мой взгляд, с середины 1990-х годов дистанционное обучение стало вводиться в вузах более интенсивно, чем в школах. Весьма заметные сдвиги произошли и в сфере повышения квалификации, причем не только в системе общего и высшего образования, но и во всех отраслях производства, где выгодно осуществлять переподготовку персонала без отрыва от основной работы, экономя к тому же на командировках. Да и самим учреждениям дистанционного образования не надо тратиться на аренду или постройку зданий, на коммунальные услуги и пр. Короче, экономическая выгода налицо. Где она есть, там и дистанционное обучение развивается быстрее. А значит, реализация провозглашенной нашим Минобразом цели - поставить в каждую сельскую школу компьютер - не приведет, как мне кажется, к заметным сдвигам в компьютеризации образования и к развитию школьного дистанционного обучения. Доказательства тому известны из истории. Еще в 1980-х годах в Великобритании решили внедрить в школах дистанционные телекоммуникации и выделили каждому учебному заведению по модему. Эти модемы прозвали «шкафными», потому что они так и остались лежать в школьных шкафах. По аналогии можно назвать рассылаемые сегодня нашим сельским школам компьютеры - «директорскими», а чиновникам следовало бы напомнить, что стоимость техники составляет не более 20% от всех расходов, необходимых для запуска образовательных процессов с ее использованием. И если чиновники надеются, что оставшиеся 80% денег - на программные средства, учебно-методическое обеспечение, переподготовку кадров и сопровождение образовательного процесса - сельские школы найдут самостоятельно, то они такие же мечтатели, как и их коллеги-англичане.

Таким образом, дистанционное обучение хоть и можно назвать быстро развивающейся формой образования, но не настолько массовой и всепроникающей, как хотелось бы государственным деятелям или компьютеризированному сообществу. Несколько лет назад дистанционному обучению прочили светлое будущее, говорили, что оно распространится чуть ли не на все школы и вузы. Реальность, как всегда, внесла коррективы и определила место дистанционному обучению там, где оно действительно уместно и эффективно. Отсюда следует, что сегодня важно не столько прогнозировать информационное будущее, сколько решать с помощью дистанционных технологий проблемы настоящего. Не следует забывать, что 95% сегодняшних дистанционных курсов, размещенных в Интернете, еще только ждут своего первого студента…

Заочное, корреспондентское обучение, экстернат - все эти способы получения образования претендуют на звание дистанционных, поскольку означают обучение на расстоянии. И хотя сегодня они распространены довольно широко, современное представление о дистанционном обучении основывается в первую очередь на информационных и телекоммуникационных технологиях и технических средствах. Именно так мы и будем трактовать этот термин. Нередко можно услышать, что тот или иной вуз осуществляет дистанционное обучение с помощью кейс-технологии. Однако под этим красивым термином понимаются не электронные коммуникации, а всего-навсего почтовая рассылка студентам комплекта (кейса), в который входят обычные бумажные учебники и задачники, видео- и аудиокассеты, иногда компакт-диски.

Появление дистанционного обучения привело к изменению традиционной модели взаимодействия «учитель-учащийся», хотя все признаки обучения вообще наличествуют и в обучении дистанционном (то есть имеют место учащийся, педагог и образовательный процесс, в котором они участвуют). В учебный процесс добавились новые субъекты с новыми функциями: дистанционный учитель - тьютор, очный педагог (не всегда), технический инструктор, координатор или администратор дистанционного обучения, локальный координатор, авторы-разработчики учебных материалов. Перечисленные роли могут одновременно исполнять одни и те же специалисты, например дистанционный педагог может быть и разработчиком курса, а локальным координатором - сам ученик.

Эффективность дистанционного обучения определяется заложенным в него педагогическим смыслом, среди толкований которого следует выделить два существенно разных подхода.

Первый, довольно распространенный сегодня, подразумевает под дистанционным обучением обмен информацией между педагогом и учеником (группой учеников). Учащемуся приписывается роль получателя некоторого информационного содержания и системы заданий по его усвоению. Затем результаты самостоятельной работы высылаются педагогу, который оценивает качество и уровень усвоения материала. Под знаниями понимается транслируемая информация, а личный опыт учащиеся не приобретают и их деятельность по конструированию знаний почти не организуется.

При втором подходе доминантой дистанционного обучения выступает личная продуктивная деятельность учащихся, выстраиваемая с помощью современных средств телекоммуникаций. Этот подход предполагает интеграцию информационных и педагогических технологий, обеспечивающих интерактивность взаимодействия субъектов образования и продуктивность учебного процесса. Обмен и пересылка информации играют в данном случае роль вспомогательной среды для организации продуктивной образовательной деятельности учащихся. Обучение происходит синхронно в реальном времени (чат, видеосвязь, общие для удаленных учеников и педагога «виртуальные доски» с графикой и т. п.), а также асинхронно (телеконференции на основе электронной почты). Личностный, креативный и телекоммуникативный характер образования - основные черты дистанционного обучения этого типа, а его цель - творческое самовыражение удаленного ученика. Именно на этот подход опирается деятельность Центра дистанционного образования «Эйдос».

Дистанционное обучение тесно связано с Интернет-образованием, но не тождественно ему, и с точки зрения понятий второе является видовым отличием первого, более строго регламентирующим технико-технологическую специфику обучения с использованием глобальных ресурсов. Интернет-обучение не обязательно предполагает удаленность учителя и учеников. Например, все они могут заниматься в компьютерном классе, подключенном к Сети.

В настоящее время организационные и педагогические возможности дистанционного обучения реализуются с помощью практически всех доступных телекоммуникационных сервисов, таких как электронная почта, тематические списки рассылки, электронные журналы, конференции Usenet, чат, ICQ, веб-конференции, доски объявлений и т. п. Опираясь на пятилетний опыт работы нашего Центра с сотнями школ по всей стране, могу с уверенностью заявить, что сегодня среди множества сервисов самым эффективным в дистанционном обучении является электронная почта. Поэтому необходима интенсивная разработка и развитие новых педагогических технологий именно на базе электронной почты, что, на мой взгляд, гораздо важнее, чем пока малоуспешные попытки внедрения в школы более «продвинутых» средств типа видео- и ТВ-технологий.

Кроме общедоступных средств существует немало специального программного обеспечения, позволяющего комплексно решать многие организационные и педагогические задачи дистанционного обучения. К примеру, система видеоконференцсвязи ClassPoint. Преподаватель видит одновременно до двенадцати изображений учеников и может позволить ученикам видеть столько же. Каждого из удаленных участников может слышать весь «класс». Ученики принимают участие в совместной дискуссии, до четырех участников могут говорить одновременно. Педагог проводит занятия через Интернет, объясняет материал на общей «классной доске». Текстовый чат используется учителем для общей беседы с учениками или для конфиденциальной с одним из них, а также для открытого обсуждения. Так называемый центр внимания позволяет преподавателю «вызвать» одного или нескольких учеников для ответа, а ученикам - попросить учителя вызвать их. Ученики могут запрашивать у преподавателя центр внимания, при этом они указывают необязательный статус запроса (срочно, не срочно и др.). Преподаватель, видя запросы учеников, отслеживает их активность и т. д.

На базе перечисленных телекоммуникационных и информационных средств возможны различные формы педагогической деятельности. Например, дистанционные деловые игры, лабораторные работы и практикумы, виртуальное посещение недоступных объектов, виртуальные экскурсии, компьютерная переписка школьников, а также педагогов друг с другом, выпуск электронных бюллетеней и многое другое.

Эти средства могут работать как по отдельности, так и в комплексе. Например, ученикам предлагается лекционный материал, в котором ставится та или иная проблема. Каждый ученик решает ее, а результаты рассылает всем одноклассникам. Эти решения сопоставляются и обсуждаются с помощью электронной почты; ученики обмениваются вопросами, мнениями, рецензиями. Педагог обеспечивает ученикам возможность контакта со специалистами в изучаемой области по ICQ. Результатом является формулирование возникших вопросов и коллективный отбор главных проблем по теме, которые помещаются на учебный веб-сервер.

Виды дистанционных занятий определяются, с одной стороны, особенностями педагогического процесса, с другой - набором информационных и телекоммуникационных средств и сервисов, имеющихся в распоряжении школы или обучающего центра.

Практика показывает продуктивность использования в дистанционном обучении следующих видов занятий. Вводное занятие проводится с целью обзора курса в целом. Его целесообразно оформлять в виде набора веб-страниц на образовательном сервере. Индивидуальное занятие-консультация проводится в различных формах с учетом особенностей каждого ученика. Дистанционная конференция по электронной почте требует разработки структуры и регламента обсуждения одной проблемы в рамках дистанционной переписки. Чат-занятие проводится в реальном времени и требует четкого расписания и формулировки вопросов-проблем, а также возможности записи текста занятия для анализа и использования в дальнейшем. Веб-занятие имеет множество вариантов: дистанционные уроки на основе веб-квестов (специально подготовленных страниц со ссылками по изучаемой теме), а также конференций в виде форума, семинаров, деловых игр и др. Эффективной формой обучения и контроля является дистанционная олимпиада с творческими открытыми заданиями 1. Такое занятие проводится с помощью электронной почты или с использованием веб-форм.

Дистанционные формы занятий применяются не только для учеников, но и для педагогов, и не только в целях повышения квалификации, большую роль играют дистанционные педагогические конференции и конкурсы. Например, с помощью дистанционных технологий можно объединить традиционные августовские конференции в разных городах страны. С 1999 года Центр «Эйдос» совместно с Российской академией образования и Министерством образования проводит Дистанционную августовскую педагогическую конференцию 2, в которой принимают участие тысячи педагогов. Свою лепту в строительство дистанционного педагогического пространства вносят конкурсы. Например, Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года», который проводится Центром совместно с Российской академией образования вот уже четвертый год 3. Главная его цель - выявление и поддержка талантливых педагогов и методистов, применяющих в обучении телекоммуникационные средства и Интернет.

Интернет повышает роль «сетевых» педагогов, ведь зона их влияния возрастает в сотни и тысячи раз по сравнению с обычным учебным процессом. Талантливый учитель интересен не только окружающим; его миссия шире - помочь тем, кто хочет учиться, используя для этого дистанционные технологии. В нашем столетии лучшими учителями скорее всего будут именно дистанционные, то есть те, кто имеет возможность и умеет взаимодействовать со всем миром с помощью электронных телекоммуникаций.


1 (обратно к тексту) - См., например, www.eidos.ru/olymp/
2 (обратно к тексту) - www.eidos.ru/conf/
3 (обратно к тексту) - www.eidos.ru/dist_teacher.

 
1
Открытое образование в открытом обществе >>


<< Челночный бег по полю мин образования
Все материалы номера
Незримый колледж >>