Свежий номер №36 (461) / Кто с мечом к нам придет
 
Дата публикации: 18.09.2002

Василий Новогодин, rakish@narod.ru

 
Страница 1
Страница 2 >>

Цифры и числа. Именно они правят компьютерным царством. Любая задача, какой бы необычной она ни была, для машины сводится лишь к обработке некоторых чисел (не совсем так, но достаточно близко к истине). Хранение и передача информации тоже наиболее естественно представляется в цифровом виде. Да и работникам отрасли психологи приписывают «цифровое» мышление (что свойственно большинству так называемых «физиков» в противовес «лирикам»).

И все же среди самых разнообразных чисел есть одно главное. В поклонении ему компьютерная индустрия не одинока, к ней присоединится (как ни прискорбно это признавать) большинство видов человеческой деятельности. Зовется оно - Прибыль. К увеличению этого числа стремится практически все цивилизованное человечество. Нецивилизованное, пожалуй, тоже, только использует оно другие у. е., например скальпы или другие части тела врага.

Но вернемся к компьютерной отрасли. Тут прибыли проще всего достичь путем выпуска массового продукта (хотя подспудные мыслишки о скальпах недругов-конкурентов мелькают и здесь). Допустим, этап разработки достойного претендента на выпуск пройден. Дело остается за малым - объяснить людям необходимость его приобретения. Проще говоря, разрекламировать новую торговую марку.

И тут цифрам приходится немного потесниться. Когда дело касается психологии массового потребителя, удобная система назначения новому продукту некоего порядкового номера не годится. Безликая смесь цифр и символов с трудом откладывается в умах людей, а вот броское имя имеет здесь неоспоримое преимущество.

Эта причина, скорее всего, и вынудила корпорацию Silicon Integrated Systems (SiS), известную по большей части на рынке системной логики и интегрированных решений, отступить от традиции и дать своему графическому чипу SiS330 звучное имя «Xabre». К маркетингу нового продукта фирма подошла со всей серьезностью, масштаб рекламной кампании поражает. В Сети создан специальный сайт (www.xabre.com), посвященный Xabre, даже какое-то подобие сказки написали, откуда можно узнать, например, что так звали древнего героя, спасшего нас от двух демонов. От исхода борьбы между этими тварями зависело, кому люди будут платить дань, и победить их доблестный Гзабр смог только благодаря уникальному мечу X (отсюда и символика). Впрочем, информативную и художественную ценность этого произведения мы оставим за рамками обзора.

Классификация чипов семейства Xabre.


Xabre 80

Xabre 200

Xabre 400

Xabre 600

Частота GPU, МГц

200

200

250

300

Частота памяти, МГц

166

200

250

300

Разрядность шины памяти, бит, и тип памяти

128, SDRAM/64, DDR

128, DDR

128, DDR

128, DDR

Пропускная способность памяти, Гбайт/с

2,6

6,4

8

9,6

Режим AGP


Смотрите, кто пришел!

Из прототипа SiS330 выросло целое семейство. Отличаются родственники в основном частотой (и вещами, непосредственно с ней связанными) - см. таблицу. Не правда ли, сильно напоминает действия Nvidia? Есть даже выбор между памятью типа SDRAM и DDR SDRAM, но с 64-разрядной шиной для младшей модели. К тому же Xabre 80 стал единственным воином, которого обделили новым интерфейсом AGP 8х.

Необходимость введения AGP 8х SiS объясняют стремлением к сбалансированности современного компьютера. И хотя пиковая пропускная способность нового интерфейса, равная 2,1 Гбайт/с, более соответствует пропускным способностям между другими узлами системы, тайваньский производитель хитрит. Сбалансированность подразумевает не количественную гармонию, а качественную. То есть ни один элемент системы не должен резко снижать общей производительности. А на данный момент режим 4х еще не стал узким местом. Даже переход в 2х почти не сказывается на результатах.

Объясняется все достаточно просто. Наиболее требовательными к скорости элементами трафика между видеокартой и остальной системой являются текстуры. Однако локальной памяти на борту ускорителя с лихвой хватает на размещение не только текстур, но и кадровых, Z- и stencil-буферов. А потому, предварительно загрузив все необходимое себе «под бочок», видеокарта редко испытывает потребность в дозагрузке чего-нибудь очень уж объемного (хотя создать такую ситуацию нетрудно, и я не удивлюсь, если в следующей версии 3DMark появится соответствующий тест).

Так что новые рубежи производительности откроются лишь при возникновении необходимости часто обращаться к системной памяти. Отсюда следует вывод, что выиграют от перехода к 8х по большей части интегрированные графические решения, делящие память с остальными узлами. Да и в этом случае неэффективность механизма SMA (share memory architecture - архитектура совместного использования памяти) не позволит по полной загрузить шину с новым протоколом.

Как бы то ни было, поддержка нового режима передачи данных в Xabre (кроме младшей модели) присутствует. Причем древний герой первым в мире обзавелся этим умением. Неудивительно, что сей факт отражен в рекламном лозунге семейства - «8х8».

Производительность шейдеров.

Вторая восьмерка символизирует более важную черту GPU. Впервые видеокарты, позиционирующиеся на mainstream-нишу, оснащены аппаратной поддержкой DirectX 8. Правда, из двух механизмов, появившихся в этой библиотеке от Microsoft, - вершинных и пиксельных шейдеров, - аппаратно поддерживаются только последние. Работа с вершинными шейдерами перекладывается на плечи центрального процессора. Конечно, современные CPU производства AMD и Intel справляются с этой задачей достаточно шустро, но, как говорится, осадок остался. Впрочем, блок обработки самых настоящих пиксельных шейдеров имеется, и это главное. Ведь тут центральный процессор уже не помог бы - падение производительности было бы фатальным.

Помимо аппаратной поддержки DirectX 8 есть у Xabre и еще один атрибут «взрослых» видеокарт. Я имею в виду четыре пиксельных конвейера с двумя текстурными блоками на каждом. В этом компоненте прямые конкуренты - Radeon7500 и GeForce4 MX - явно отстают.

Больше никаких неожиданностей. Все стандартно. Выходы VGA, DVI, TV-Out. Для реализации «двухголовости» используется сопроцессор SiS301, работавший в паре еще с SiS315. Он способен выводить изображение на NTSC/PAL-телевизоры, CRT- и LCD-мониторы. Доступны режимы клонирования (на оба приемника подается одинаковое изображение) и растягивания изображения на два приемника.

Выход TV-Out на обеих описанных ниже картах удивил качеством (хоть я и обещал, что больше неожиданностей не будет). Единственное, что омрачает радость, - синхронизация расширений основного дисплея и TV. А в остальном все замечательно. Похоже, скоро придется лишь констатировать наличие или отсутствие этой функции. Качественный TV-Out становится общим местом современных видеокарт, полностью соответствуя концепции «компьютер - медиакомбайн». Осталось только Nvidia подтянуться в этом плане.

Драйверу же далеко до основательности конкурентов. Даже банальный контроль над VSYNC отсутствует (см. скриншоты). Правда, с прилагаемого диска можно установить утилиту 3DWizard, несколько расширяющую нашу власть над видеокартой. Можно задействовать функции 3D Stereo (эффект стереовидения при использовании специальных очков), Eagle-Eye (переводит изображение в так называемый каркасный режим), FSAA (само собой, полноэкранное сглаживание 2х и 4х) и OverClock (тоже понятно, разгон).

И напоследок пару слов о радиаторе. На фотографии карты от SiS видно, что размер охлаждающего устройства (фиолетовая конструкция) способен внушить уважение. Вот только оправданность его применения сомнительна. Чип греется несильно и массивности радиатора не объясняет. А охлаждать память только с лицевой стороны не имеет смысла. Более того, при ближайшем рассмотрении выяснилось, что радиатор и эти чипы не охлаждает, поскольку контакта с ними не имеет!

Впрочем, партнеры SiS (взгляните на карту от Soltek) устанавливают обычный радиатор. Как показывает практика, даже с этими «обрезками» чип греется незначительно.

Больше рассказывать, пожалуй, не о чем. Так что давайте посмотрим немного поподробнее на ТТХ-новинки и конкурентов.

Основные характеристики конкурирующих чипов.


Xabre 400

Radeon 7500

GF4 MX 440

Производственный процесс GPU, мкм

0,15

0,15

0,15

Частота GPU, МГц

250

290

270

Разрядность шины памяти, бит, и тип памяти

128, DDR

128, DDR

128, DDR

Пропускная способность памяти, Гбайт/с

6,4

8

9,6

Режим AGP

Частота памяти, МГц

250

230

200

Объем памяти, Мбайт

64

64

64

Разрядность памяти, бит

128 (DDR)

128 (DDR)

128 (DDR)

Версия DirectX

8.1

7.1

7.1

Версия пиксельных шейдеров

1.3

-

-

Количество конвейеров рендеринга

4

2

2

Количество текстурных модулей на конвейер

2

3

2

Версия драйвера

3.03.51

Catalyst 2.1

Detonator 29.42



 
Страница 1
Страница 2 >>


<< Незримый колледж
Все материалы номера
Маломерное пространство >>