Свежий номер №36 (461) / Кто с мечом к нам придет Дата публикации: 18.09.2002 Василий Новогодин, rakish@narod.ru
Цифры и числа. Именно они правят компьютерным царством. Любая задача, какой бы необычной она ни была, для машины сводится лишь к обработке некоторых чисел (не совсем так, но достаточно близко к истине). Хранение и передача информации тоже наиболее естественно представляется в цифровом виде. Да и работникам отрасли психологи приписывают «цифровое» мышление (что свойственно большинству так называемых «физиков» в противовес «лирикам»). И все же среди самых разнообразных чисел есть одно главное. В поклонении ему компьютерная индустрия не одинока, к ней присоединится (как ни прискорбно это признавать) большинство видов человеческой деятельности. Зовется оно - Прибыль. К увеличению этого числа стремится практически все цивилизованное человечество. Нецивилизованное, пожалуй, тоже, только использует оно другие у. е., например скальпы или другие части тела врага. Но вернемся к компьютерной отрасли. Тут прибыли проще всего достичь путем выпуска массового продукта (хотя подспудные мыслишки о скальпах недругов-конкурентов мелькают и здесь). Допустим, этап разработки достойного претендента на выпуск пройден. Дело остается за малым - объяснить людям необходимость его приобретения. Проще говоря, разрекламировать новую торговую марку. И тут цифрам приходится немного потесниться. Когда дело касается психологии массового потребителя, удобная система назначения новому продукту некоего порядкового номера не годится. Безликая смесь цифр и символов с трудом откладывается в умах людей, а вот броское имя имеет здесь неоспоримое преимущество. Эта причина, скорее всего, и вынудила корпорацию Silicon Integrated Systems (SiS), известную по большей части на рынке системной логики и интегрированных решений, отступить от традиции и дать своему графическому чипу SiS330 звучное имя «Xabre». К маркетингу нового продукта фирма подошла со всей серьезностью, масштаб рекламной кампании поражает. В Сети создан специальный сайт (www.xabre.com), посвященный Xabre, даже какое-то подобие сказки написали, откуда можно узнать, например, что так звали древнего героя, спасшего нас от двух демонов. От исхода борьбы между этими тварями зависело, кому люди будут платить дань, и победить их доблестный Гзабр смог только благодаря уникальному мечу X (отсюда и символика). Впрочем, информативную и художественную ценность этого произведения мы оставим за рамками обзора. Классификация чипов семейства Xabre.
Смотрите, кто пришел! Из прототипа SiS330 выросло целое семейство. Отличаются родственники в основном частотой (и вещами, непосредственно с ней связанными) - см. таблицу. Не правда ли, сильно напоминает действия Nvidia? Есть даже выбор между памятью типа SDRAM и DDR SDRAM, но с 64-разрядной шиной для младшей модели. К тому же Xabre 80 стал единственным воином, которого обделили новым интерфейсом AGP 8х. Необходимость введения AGP 8х SiS объясняют стремлением к сбалансированности современного компьютера. И хотя пиковая пропускная способность нового интерфейса, равная 2,1 Гбайт/с, более соответствует пропускным способностям между другими узлами системы, тайваньский производитель хитрит. Сбалансированность подразумевает не количественную гармонию, а качественную. То есть ни один элемент системы не должен резко снижать общей производительности. А на данный момент режим 4х еще не стал узким местом. Даже переход в 2х почти не сказывается на результатах. Объясняется все достаточно просто. Наиболее требовательными к скорости элементами трафика между видеокартой и остальной системой являются текстуры. Однако локальной памяти на борту ускорителя с лихвой хватает на размещение не только текстур, но и кадровых, Z- и stencil-буферов. А потому, предварительно загрузив все необходимое себе «под бочок», видеокарта редко испытывает потребность в дозагрузке чего-нибудь очень уж объемного (хотя создать такую ситуацию нетрудно, и я не удивлюсь, если в следующей версии 3DMark появится соответствующий тест). Так что новые рубежи производительности откроются лишь при возникновении необходимости часто обращаться к системной памяти. Отсюда следует вывод, что выиграют от перехода к 8х по большей части интегрированные графические решения, делящие память с остальными узлами. Да и в этом случае неэффективность механизма SMA (share memory architecture - архитектура совместного использования памяти) не позволит по полной загрузить шину с новым протоколом. Как бы то ни было, поддержка нового режима передачи данных в Xabre (кроме младшей модели) присутствует. Причем древний герой первым в мире обзавелся этим умением. Неудивительно, что сей факт отражен в рекламном лозунге семейства - «8х8». Вторая восьмерка символизирует более важную черту GPU. Впервые видеокарты, позиционирующиеся на mainstream-нишу, оснащены аппаратной поддержкой DirectX 8. Правда, из двух механизмов, появившихся в этой библиотеке от Microsoft, - вершинных и пиксельных шейдеров, - аппаратно поддерживаются только последние. Работа с вершинными шейдерами перекладывается на плечи центрального процессора. Конечно, современные CPU производства AMD и Intel справляются с этой задачей достаточно шустро, но, как говорится, осадок остался. Впрочем, блок обработки самых настоящих пиксельных шейдеров имеется, и это главное. Ведь тут центральный процессор уже не помог бы - падение производительности было бы фатальным. Помимо аппаратной поддержки DirectX 8 есть у Xabre и еще один атрибут «взрослых» видеокарт. Я имею в виду четыре пиксельных конвейера с двумя текстурными блоками на каждом. В этом компоненте прямые конкуренты - Radeon7500 и GeForce4 MX - явно отстают. Больше никаких неожиданностей. Все стандартно. Выходы VGA, DVI, TV-Out. Для реализации «двухголовости» используется сопроцессор SiS301, работавший в паре еще с SiS315. Он способен выводить изображение на NTSC/PAL-телевизоры, CRT- и LCD-мониторы. Доступны режимы клонирования (на оба приемника подается одинаковое изображение) и растягивания изображения на два приемника. Выход TV-Out на обеих описанных ниже картах удивил качеством (хоть я и обещал, что больше неожиданностей не будет). Единственное, что омрачает радость, - синхронизация расширений основного дисплея и TV. А в остальном все замечательно. Похоже, скоро придется лишь констатировать наличие или отсутствие этой функции. Качественный TV-Out становится общим местом современных видеокарт, полностью соответствуя концепции «компьютер - медиакомбайн». Осталось только Nvidia подтянуться в этом плане. Драйверу же далеко до основательности конкурентов. Даже банальный контроль над VSYNC отсутствует (см. скриншоты). Правда, с прилагаемого диска можно установить утилиту 3DWizard, несколько расширяющую нашу власть над видеокартой. Можно задействовать функции 3D Stereo (эффект стереовидения при использовании специальных очков), Eagle-Eye (переводит изображение в так называемый каркасный режим), FSAA (само собой, полноэкранное сглаживание 2х и 4х) и OverClock (тоже понятно, разгон). И напоследок пару слов о радиаторе. На фотографии карты от SiS видно, что размер охлаждающего устройства (фиолетовая конструкция) способен внушить уважение. Вот только оправданность его применения сомнительна. Чип греется несильно и массивности радиатора не объясняет. А охлаждать память только с лицевой стороны не имеет смысла. Более того, при ближайшем рассмотрении выяснилось, что радиатор и эти чипы не охлаждает, поскольку контакта с ними не имеет! Впрочем, партнеры SiS (взгляните на карту от Soltek) устанавливают обычный радиатор. Как показывает практика, даже с этими «обрезками» чип греется незначительно. Больше рассказывать, пожалуй, не о чем. Так что давайте посмотрим немного поподробнее на ТТХ-новинки и конкурентов. Основные характеристики конкурирующих чипов.
|