Свежий номер №34 (459) / Резюме по-американски Дата публикации: 02.09.2002 Михаил Портнов, mikhail@portnov.com
Education Назначение раздела Education объяснений не требует. Понятно, что серьезная профессиональная работа подразумевает адекватное образование. Каким бы странным это ни казалось, существует очень много возможностей для маневра именно в этой секции. Особенно если учесть, что среди компьютерщиков традиционно есть люди с самым разным базовым образованием: от физиков до музыкантов.
Personal В этой части резюме иногда конспективно, а иногда и развернуто кандидат описывает свои личные качества, которые, как он считает, отличают его других претендентов. Наиболее типичные стороны личности, раскрываемые в этой секции, сводятся к умению работать в коллективе и настойчивости в решении производственных задач. Но творческого потенциала автора резюме никто не ограничивает. Иногда встречаются настоящие шедевры. Я видел вполне обычные резюме, которые запоминались на всю жизнь одной фразой именно в этом разделе. Держу в руках нормальное добротное резюме тестировщика. А внизу написано: Passion for software quality. Или другой тестировщик пишет: Perfectionist who has learned how to survive in a real world. Лично я хочу обоих видеть на интервью прямо завтра. Советы:
Написание
Прочитав резюме строчку за строчкой, вы соберете богатую коллекцию фраз и выражений, описывающих опыт, сходный с вашим. Что-то придется подправить и подредактировать, но работать по образцу всегда легче, чем с чистого листа. Теперь отправляйтесь на любой форум, где найдутся желающие прочесть ваше резюме и дать замечания. Замечания могут быть противоречивыми, но вы сразу почувствуете, что нужно учесть, а что проигнорировать. Есть несколько широко известных форумов. Среди моих ссылок вы найдете еще один - малоизвестный, но очень компетентный - рекомендую. Нужно ли иметь сопроводительное письмо (cover letter)? Этот вопрос беспокоит многих. Традиционно такое письмо ожидается от претендентов на должность в менеджменте, маркетинге, рекламе, то есть там, где литературный стиль и умение выгодно подать себя важны для работы. Слать сопроводительное письмо имеет смысл только непосредственно в нанимающую компанию. Посредническим агентствам оно не нужно. Ведь даже на беглый просмотр письма нужно время, которое есть не у всех и не всегда. Позволю себе дать совет: если есть возможность обратиться непосредственно к человеку, от которого что-то зависит, тогда это стоит делать. Но при одном непременном условии: сопроводительное письмо должно быть очень хорошо составлено и по содержанию, и в литературном плане. В противном случае лучше ограничиться резюме. Основные правила:
Последний шаг перед рассылкой - запастись рекомендациями, если, конечно, найдутся желающие дать о вас отзыв потенциальному нанимателю или его представителю (кадровому агентству). Если вы никогда не работали по профессии, сгодится и преподаватель, руководитель дипломного или курсового проекта, ответственное лицо в деканате или ректорате. Но от тех, кто успел поработать, ожидаются рекомендации людей, которые хорошо знают кандидата. Желательно - вышестоящие коллеги: менеджер проекта или руководитель группы. Среди них может оказаться и коллега по работе. Интересная деталь: эти люди должны уметь объясняться по-английски. Самый удобный рекомендатель - тот, кто в настоящее время живет в США или Канаде. К нему и дозвониться проще, и доверия больше. Иногда рекомендателей перечисляют прямо в резюме. Ничего хорошего в этом нет, и подавляющее большинство людей так не делает. Обычно резюме просто завершается фразой «References available upon request» или «References will be furnished upon request». Это дает вам некоторую гибкость. Из людей, на которых вы рассчитывали, кто-то уехал в командировку и его невозможно найти, а кто-то просто не снимает трубку в течение недели. Оставьте себе возможность маневра. Кроме того, рассылать в тысячи адресов имена и телефоны людей, согласившихся вас рекомендовать, неэтично. Вы не знаете, кто и как захочет этой информацией воспользоваться. Будьте готовы дать список референсов (list of references) в течение минуты по факсу или по электронной почте. Для каждого референса необходимо указать его имя, должность, компанию, где он работает, телефон и адрес электронной почты. Если есть возможность запастись рекомендательными письмами, неплохо иметь наготове два-три письма, написанных на хорошем английском и подробно расписывающих ваши достоинства. Резюме вместе с рекомендательными письмами можно рассылать по почте, а можно выложить на вашей личной страничке в Сети. В телефонном разговоре с представителями агентства или компании или при общении по электронной почте можно спросить, хотят ли они получить копию. Письма помогают агенту «продать» кандидата. Наличие рекомендательных писем будет выгодно отличать вас от конкурентов. Итак, резюме готовы к рассылке. Готовы и сопроводительное письмо, и рекомендательные письма. Следующий вопрос: где взять информацию об открытых позициях? Тут есть варианты. I Специализированные поисковые сайты. Dice, Monster, HotJobs и другие. Начать можно с тех шестидесяти сайтов, которые приводятся в разделе полезных ссылок на www.portnov. com, - я их держу для своих студентов и периодически обновляю. Есть большая коллекция и на сайте Павла Барабашкина. Со временем какие-то ресурсы станут для вас основными, другими вы будете пользоваться эпизодически. Почти каждый поисковый сайт может быть использован двояко. Там можно искать вакансии. Но там же можно и опубликовать свое резюме. И то и другое делать необходимо. Причем начать надо именно с опубликования резюме, чтобы рекрутеры и кадровики могли найти вас в тот момент, когда они ищут достойных кандидатов. Более того, резюме нужно как минимум раз в неделю «освежать». На таком сайте, как Dice, предупреждают, что резюме доступно для поиска в течение месяца с момента публикации. Но для этого рекрутер должен проводить поиск за месяц. По Силиконовой Долине поиск за месяц на «С++» приносит сегодня 1100 резюме. Рекрутеру работать с такими объемами невозможно, значит, список нужно сократить. Это делается либо за счет усиления требований к квалификации, либо за счет сокращения временного интервала, например, с месяца до трех дней. Не дайте вашему резюме оказаться за бортом через три дня. II Поиск работы через знакомых. Это один из самых продуктивных каналов, и им нельзя пренебрегать. Знакомые могут быть не только по институту или по предыдущей работе. Очень часто могут помочь виртуальные знакомые, те, с кем вы общаетесь в чате или на форуме. III Веб-сайты компаний. Очень эффективно извлекать информацию о найме с сайтов самих компаний. Это требует больше времени, но дает и более высокую отдачу. Ссылки на некоторые онлайновые директории хайтековских компаний приводятся ниже. Многие поисковые машины, например www.brassring.com, имеют внушительные списки ссылок на сайты компаний. Крупные выставки предоставляют каталоги с полным перечнем экспозиторов, где представлены фирмы, специализирующиеся в узких областях. В условиях рецессии очень эффективно рассылать резюме в те компании, которые твердо стоят на ногах. Один из способов найти их - работать с сайтами, посвященными стартапам. Там, в частности, есть информация о том, какие компании получили финансирование. Начните с www.ipo.com. Золотые правила рассылки:
Есть три-четыре крупных сервиса в Интернете, которые рассылают резюме за плату. За 50 долларов его отправят в пятьсот-шестьсот рекрутинговых компаний, а за 80 долларов - аж в две-три тысячи. Экономится много времени. Но нет никакой уверенности, что резюме отправится туда, где его действительно ждут. Если не жаль денег, можно попробовать, но во время рецессии рассчитывать на положительный результат не приходится.
|