Свежий номер №34 (459) / Cолнечные собачки не кусаются
 
Дата публикации: 03.09.2002

Василий Новогодин, rakish@narod.ru

 
Страница 1
Страница 2 >>

Судя по анонсам, новейший суперускоритель Parhelia 1 от Matrox Graphics обещал совершить очередную революцию среди графических чипов - благодаря первому в мире 512-разрядному GPU с 80 миллионами транзисторов, 256-разрядному интерфейсу памяти (при частоте 600 МГц DDR это дает теоретическую пропускную способность до 20 Гбайт/с!), технологии GigaColor и другим наворотам (подробности см. в «КТ» #445). И вот карта оказалась в нашей лаборатории…

«Железо» и софт

Первое, что на что обращаешь внимание, глядя на Parhelia-512, - необычное расположение микросхем памяти. Они сгруппированы попарно, и две верхние пары расположены под углом к GPU. Это сделано для сохранения примерно равного расстояния от них до видеопроцессора. Память в BGA-упаковке (DDR SGRAM от Infineon) маркирована как 3,3 нс и работает на тактовой частоте 275 МГц (то есть 550 МГц DDR, хотя обещали 600). Приняв во внимание 128-битную шину и двухканальную архитектуру ОЗУ, нетрудно подсчитать, что теоретически пиковая пропускная способность равна 17,6 Гбайт/с. Огромное число. Видимо, оно произвело такое сильное впечатление на инженеров Matrox, что они не сочли нужным оптимизировать работу с памятью. Кроме того, было официально заявлено об отсутствии поддержки чипом режима AGP 8x. Впрочем, реальной разницы между 4х и 8х еще довольно долго не будет видно.

Карта оснащена двумя разъемами DVI-I - самыми универсальными из всего семейства. Для использования обычного VGA-интерфейса в комплект включен переходник DVI-VGA. Прибегнуть к его помощи придется и при выводе сигнала на TV. Также имеется разветвитель DVI на два VGA-разъема, необходимый при включении функций TripleHead Desktop и Surround Gaming. За вывод сигнала через DVI-коннекторы отвечают трансмиттеры CH7301A-T производства Chrontel. Но самое впечатляющее скрыто под кулером - чип GPU, прикрытый металлической крышкой. Он ОГРОМЕН. Такова цена за 80 миллионов транзисторов при 0,15-микронном производственном процессе. В целом исполнение карты оставляет приятное впечатление. Большое количество элементов, призванных повысить надежность и качество, серьезно усложнили разводку. Очевидно, разработчикам пришлось постараться, чтобы «главное солнце» Matrox продолжало светить ярче всех.

Основу пользовательского интерфейса драйвера карты составляет утилита PowerDesk. Она красива, удобна и функциональна (именно в таком порядке). Для педантов, привыкших начинать знакомство с новым устройством с внимательного чтения инструкции, имеется Мастер (куда же теперь без них?), помогающий разобраться во всех настройках. К сожалению, в жертву простоте была принесена детальность. Впрочем, большей части пользователей вполне хватит предоставляемых возможностей.

В работе драйвер показал себя достаточно надежным продуктом. Лишь однажды (при переключении из режима вывода изображения на три монитора в стандартный режим) видеокарта залила экран голубым цветом и выдала сообщение о неустранимой ошибке, повесившей систему намертво. Есть, правда, один постоянно возникающий глюк, связанный с фирменной технологией шестнадцатикратного фрагментного сглаживания (16x Fragment Antialiasing - FAA-16x). Но об этом ниже.

Кроме драйвера в комплект поставки входят демонстрационные программы. И первая среди них, безусловно, Reef Demo - «Один день из жизни рифа». Это - потрясающие виды морского царства, при рендеринге которых используются эксклюзивные технологии Parhelia, и красавица акула - одно из главных действующих лиц подводного представления. Terrain Demo от Westwood Studios позволяет просматривать сложные рельефы и даже менять в реальном времени некоторые характеристики модели (например, варьировать высоту гор, включать/выключать тени от облаков и т. д.)

Есть и более полезные утилиты. Очень хорошее впечатление оставила система калибровки изображения Coloreal производства Waytech. К тому же программа умеет работать с десятибитным каналом цвета, а потому способна полностью контролировать два цифро-аналоговых преобразователя (RAMDAC), интегрированных в чип Parhelia-512. Они используют технологию GigaColor, которая позволяет отводить на каждый канал цвета по десять бит вместо стандартных восьми. Для использования все той же GigaColor в популярном Adobe Photoshop поставляется специальный plug-in.

Вниманию любителей игрушек предлагается демо-версия Imperium Galactica III: Genesis. Не очень много света и цвета и не самая простая геометрия. Но выглядит красиво. Плюс неизменные звуки выстрелов и взрывов в космосе, о которых уже не раз говорилось.

Из заметного софта осталось упомянуть, пожалуй, только бенчмарк от Matrox - SharkMark, тестирующий работу видеокарты с вершинными шейдерами. По понятным причинам относиться к его результатам всерьез не стоит - тут Parhelia легко вырвалась вперед (примерно 50% преимущества над ближайшим конкурентом - GeForce 4 Ti4600).

Производительность Matrox Parhelia, ATI Radeon 8500 и ASUS V8460 под DirectX (Max Payne) и OpenGL (Quake 3 Arena).

Тестирование

Для испытаний новинки использовался процессор Intel Pentium 4 2 ГГц на плате Intel D845BG с 2х256 Мбайт памяти PC2100 от Samsung (CL2.5), Creative SB Live! Player 5.1 и винчестер IBM DTLA-307030 с установленной Microsoft Windows XP Professional. Для сравнения были выбраны ATI Radeon 8500 и ASUS V8460.

Таблица 1. Сравнение основных характеристик конкурентов.


Параметр

Parhelia-512

Radeon 8500

GF4 Ti 4600

Производственный процесс GPU, мкм

0,15

0,15

0,15

Разрядность GPU, бит

512

256

256

Количество транзисторов, млн.

80

60

63

Частота GPU, МГц

220

275

300

Частота памяти, МГц

275

275

375

Объем памяти, Мбайт

128

128

128

Разрядность/тип памяти, бит

256/DDR

128/DDR

128/DDR

Пиковая пропускная способность памяти, Гбайт/с

17,6

8,8

12

Версия DirectX

8/9

8.1

8

Версия вершинных шейдеров

2.0

1.1

1.1

Количество вершинных шейдеров

4

1

2

Версия пиксельных шейдеров

1.3

1.4

1.3

Количество конвейеров рендеринга

4

4

4

Количество текстурных модулей на конвейер

4

2

2

Версия драйвера

1.00.04.231

Catalyst 2.1

Detonator 29.42


Как видно из табл. 1, по части технических характеристик Parhelia не теряется на фоне признанных лидеров. А вот в популярных тестах все оказалось немного по-другому. Посмотрим на результаты DirectX-теста 3DMark 2001 SE (табл. 2). Не считая провала в Point Sprites и, мягко говоря, невыразительной работы с пиксельными шейдерами, Parhelia показывает неплохие, но и не рекордные цифры. Правда, если вспомнить архитектуру чипа, результаты предстают в несколько ином свете. Например, при использовании режима мультитекстурирования Matrox вырывается в лидеры, но отрыв от преследователей минимален. И хотя рабочая частота ядра Parhelia составляет лишь 220 МГц (против 275 или 300 у конкурентов), не забывайте, что у продуктов ATI и Nvidia работает формула 4x2 (количество конвейеров рендеринга, помноженное на количество текстурных блоков на конвейер), а у новичка - 4x4. Нетрудно подсчитать, что пиковое значение равно 3520 MTex/s, и показанный результат (2391,5 MTex/s) весьма далек от идеала. Удручающие 70%. Неужели опять софт не соответствует возможностям «железа»? Впрочем, данные этого теста все же ближе к теории, чем к практике, а как новичок поведет себя в реальных играх, могут показать лишь сами игры, к тестированию которыми и перейдем.

Таблица 2. Результаты тестовой программы 3DMark 2001 SE build 330.


Тест

Parhelia-512

Radeon 8500

GF4 Ti 4600

Fillrate - Single-Texturing, MTexels/s

752,3

813,7

1024,4

Fillrate - Multi-Texturing, MTexels/s

2391,5

2053,1

2321,4

High Polygon Count - 1 Light, MTriangles

25,2

39,6

50,9

High Polygon Count - 8 Light, MTriangles

11,1

9,5

12,6

EMBM, FPS

119,2

109,9

150,1

DOT3, FPS

101,8

95,7

152,3

Vertex Shader, FPS

90,4

91,7

97,7

Pixel Shader, FPS

67

103,2

120,9

Advanced Pixel Shader, FPS

73,3

82,1

94,1

Point Sprites, MSprites/s

13,9

26,8

30,4

3Dmarks

7604

8923

10891


Чтобы не перегружать обзор, приведу данные о производительности только в Max Payne и «старичке» Quake 3: Arena, выбор на которые пал по двум причинам. Во-первых, результаты в них достаточно точно отражают взаимоотношения видеокарт. Во-вторых, эти игры представляют два самых популярных на сегодняшний день API - DirectX и OpenGL. Глядя на диаграммы, невольно напрашивается грустная шутка: Parhelia заняла почетное третье место, Radeon 8500 пришел предпоследним. Эти реальные данные отличаются от оптимистичной «теории», выданной 3DMark’ом. Parhelia заметно проигрывает обоим конкурентам. В DirectX-играх ситуация немного лучше, но и здесь Radeon 8500 на 5-10% опережает «собачью упряжку».


1 (обратно к тексту) - Parhelia (паргелии) - это природное явление, которое англичане поэтично называют Sundogs («солнечные собачки»). Оно представляет собой светлые пятна на небе по обе стороны от Солнца, возникающие вследствие преломления лучей в ледяных кристаллах, взвешенных в атмосфере. Таким образом, наблюдатель видит сразу как бы три солнца. По мнению Matrox, название нового продукта символизирует гармоничное сочетание в нем трех важнейших черт: высокой производительности, улучшенного качества визуализации и фирменных технологий. Причем «центральное солнце» символизирует качество, которое должно стать визитной карточкой графических ускорителей на этом чипе.

 
Страница 1
Страница 2 >>


<< О пользе альтернативы
Все материалы номера
Работа ищет работника >>