Свежий номер №34 (459) / Cолнечные собачки не кусаются Дата публикации: 03.09.2002 Василий Новогодин, rakish@narod.ru
Судя по анонсам, новейший суперускоритель Parhelia 1 от Matrox Graphics обещал совершить очередную революцию среди графических чипов - благодаря первому в мире 512-разрядному GPU с 80 миллионами транзисторов, 256-разрядному интерфейсу памяти (при частоте 600 МГц DDR это дает теоретическую пропускную способность до 20 Гбайт/с!), технологии GigaColor и другим наворотам (подробности см. в «КТ» #445). И вот карта оказалась в нашей лаборатории… «Железо» и софт Первое, что на что обращаешь внимание, глядя на Parhelia-512, - необычное расположение микросхем памяти. Они сгруппированы попарно, и две верхние пары расположены под углом к GPU. Это сделано для сохранения примерно равного расстояния от них до видеопроцессора. Память в BGA-упаковке (DDR SGRAM от Infineon) маркирована как 3,3 нс и работает на тактовой частоте 275 МГц (то есть 550 МГц DDR, хотя обещали 600). Приняв во внимание 128-битную шину и двухканальную архитектуру ОЗУ, нетрудно подсчитать, что теоретически пиковая пропускная способность равна 17,6 Гбайт/с. Огромное число. Видимо, оно произвело такое сильное впечатление на инженеров Matrox, что они не сочли нужным оптимизировать работу с памятью. Кроме того, было официально заявлено об отсутствии поддержки чипом режима AGP 8x. Впрочем, реальной разницы между 4х и 8х еще довольно долго не будет видно. Карта оснащена двумя разъемами DVI-I - самыми универсальными из всего семейства. Для использования обычного VGA-интерфейса в комплект включен переходник DVI-VGA. Прибегнуть к его помощи придется и при выводе сигнала на TV. Также имеется разветвитель DVI на два VGA-разъема, необходимый при включении функций TripleHead Desktop и Surround Gaming. За вывод сигнала через DVI-коннекторы отвечают трансмиттеры CH7301A-T производства Chrontel. Но самое впечатляющее скрыто под кулером - чип GPU, прикрытый металлической крышкой. Он ОГРОМЕН. Такова цена за 80 миллионов транзисторов при 0,15-микронном производственном процессе. В целом исполнение карты оставляет приятное впечатление. Большое количество элементов, призванных повысить надежность и качество, серьезно усложнили разводку. Очевидно, разработчикам пришлось постараться, чтобы «главное солнце» Matrox продолжало светить ярче всех. Основу пользовательского интерфейса драйвера карты составляет утилита PowerDesk. Она красива, удобна и функциональна (именно в таком порядке). Для педантов, привыкших начинать знакомство с новым устройством с внимательного чтения инструкции, имеется Мастер (куда же теперь без них?), помогающий разобраться во всех настройках. К сожалению, в жертву простоте была принесена детальность. Впрочем, большей части пользователей вполне хватит предоставляемых возможностей. В работе драйвер показал себя достаточно надежным продуктом. Лишь однажды (при переключении из режима вывода изображения на три монитора в стандартный режим) видеокарта залила экран голубым цветом и выдала сообщение о неустранимой ошибке, повесившей систему намертво. Есть, правда, один постоянно возникающий глюк, связанный с фирменной технологией шестнадцатикратного фрагментного сглаживания (16x Fragment Antialiasing - FAA-16x). Но об этом ниже. Кроме драйвера в комплект поставки входят демонстрационные программы. И первая среди них, безусловно, Reef Demo - «Один день из жизни рифа». Это - потрясающие виды морского царства, при рендеринге которых используются эксклюзивные технологии Parhelia, и красавица акула - одно из главных действующих лиц подводного представления. Terrain Demo от Westwood Studios позволяет просматривать сложные рельефы и даже менять в реальном времени некоторые характеристики модели (например, варьировать высоту гор, включать/выключать тени от облаков и т. д.) Есть и более полезные утилиты. Очень хорошее впечатление оставила система калибровки изображения Coloreal производства Waytech. К тому же программа умеет работать с десятибитным каналом цвета, а потому способна полностью контролировать два цифро-аналоговых преобразователя (RAMDAC), интегрированных в чип Parhelia-512. Они используют технологию GigaColor, которая позволяет отводить на каждый канал цвета по десять бит вместо стандартных восьми. Для использования все той же GigaColor в популярном Adobe Photoshop поставляется специальный plug-in. Вниманию любителей игрушек предлагается демо-версия Imperium Galactica III: Genesis. Не очень много света и цвета и не самая простая геометрия. Но выглядит красиво. Плюс неизменные звуки выстрелов и взрывов в космосе, о которых уже не раз говорилось. Из заметного софта осталось упомянуть, пожалуй, только бенчмарк от Matrox - SharkMark, тестирующий работу видеокарты с вершинными шейдерами. По понятным причинам относиться к его результатам всерьез не стоит - тут Parhelia легко вырвалась вперед (примерно 50% преимущества над ближайшим конкурентом - GeForce 4 Ti4600). Тестирование Для испытаний новинки использовался процессор Intel Pentium 4 2 ГГц на плате Intel D845BG с 2х256 Мбайт памяти PC2100 от Samsung (CL2.5), Creative SB Live! Player 5.1 и винчестер IBM DTLA-307030 с установленной Microsoft Windows XP Professional. Для сравнения были выбраны ATI Radeon 8500 и ASUS V8460. Таблица 1. Сравнение основных характеристик конкурентов.
Как видно из табл. 1, по части технических характеристик Parhelia не теряется на фоне признанных лидеров. А вот в популярных тестах все оказалось немного по-другому. Посмотрим на результаты DirectX-теста 3DMark 2001 SE (табл. 2). Не считая провала в Point Sprites и, мягко говоря, невыразительной работы с пиксельными шейдерами, Parhelia показывает неплохие, но и не рекордные цифры. Правда, если вспомнить архитектуру чипа, результаты предстают в несколько ином свете. Например, при использовании режима мультитекстурирования Matrox вырывается в лидеры, но отрыв от преследователей минимален. И хотя рабочая частота ядра Parhelia составляет лишь 220 МГц (против 275 или 300 у конкурентов), не забывайте, что у продуктов ATI и Nvidia работает формула 4x2 (количество конвейеров рендеринга, помноженное на количество текстурных блоков на конвейер), а у новичка - 4x4. Нетрудно подсчитать, что пиковое значение равно 3520 MTex/s, и показанный результат (2391,5 MTex/s) весьма далек от идеала. Удручающие 70%. Неужели опять софт не соответствует возможностям «железа»? Впрочем, данные этого теста все же ближе к теории, чем к практике, а как новичок поведет себя в реальных играх, могут показать лишь сами игры, к тестированию которыми и перейдем. Таблица 2. Результаты тестовой программы 3DMark 2001 SE build 330.
Чтобы не перегружать обзор, приведу данные о производительности только в Max Payne и «старичке» Quake 3: Arena, выбор на которые пал по двум причинам. Во-первых, результаты в них достаточно точно отражают взаимоотношения видеокарт. Во-вторых, эти игры представляют два самых популярных на сегодняшний день API - DirectX и OpenGL. Глядя на диаграммы, невольно напрашивается грустная шутка: Parhelia заняла почетное третье место, Radeon 8500 пришел предпоследним. Эти реальные данные отличаются от оптимистичной «теории», выданной 3DMark’ом. Parhelia заметно проигрывает обоим конкурентам. В DirectX-играх ситуация немного лучше, но и здесь Radeon 8500 на 5-10% опережает «собачью упряжку». 1 (обратно к тексту) - Parhelia (паргелии) - это природное явление, которое англичане поэтично называют Sundogs («солнечные собачки»). Оно представляет собой светлые пятна на небе по обе стороны от Солнца, возникающие вследствие преломления лучей в ледяных кристаллах, взвешенных в атмосфере. Таким образом, наблюдатель видит сразу как бы три солнца. По мнению Matrox, название нового продукта символизирует гармоничное сочетание в нем трех важнейших черт: высокой производительности, улучшенного качества визуализации и фирменных технологий. Причем «центральное солнце» символизирует качество, которое должно стать визитной карточкой графических ускорителей на этом чипе.
|