Свежий номер №33 (458) / Путешествие из Петербурга в Москву
 
Дата публикации: 24.08.2002

Владимир Кусинский, vlavi@rambler.ru

 
<< Страница 1
Страница 2
Врезки >>

 4Краткое пособие для начинающих

Если после всего прочитанного у вас появилось непреодолимое желание открыть собственное Интернет-кафе в родном городе, попробую поделиться некоторыми соображениями по этому поводу.

Для начала - о главном, то есть о прибыли. Прибыль в вашем случае будет складываться из предоставления услуг по использованию компьютеров с целью сёрфинга в Интернете и продажи напитков-закусок. Прибыль вы начнете получать не раньше, чем через полгода-год после открытия, а до этого будете «отбивать» деньги, вложенные в аренду зала, ремонт, компьютеры и т. д.

Практика показала, что количество компьютеров, которое определяет «точку безубыточности» Интернет-кафе - 25-30 штук, лучше - больше. То есть, если вы надумали открыться с меньшим количеством, даже не пытайтесь - прогорите, при том, что даже при вышеозначенном количестве машин прибыль будет минимальной. Итак, с этим определились - не менее 25. Потом, если все пойдет нормально, можно открыть маленький VIP-зал (3-5 мест) с более мощными, чем в основном зале, компьютерами и игровую зону. Но если вы задумаетесь об этом уже сейчас, подбирайте зал с учетом дальнейшего расширения.

Следующая первоочередная задача - это найти помещение. Конечно, все зависит от того, как вы в дальнейшем планируете «развернуться», но в идеале это должен быть небольшой (200-300 кв. м) зал недалеко от людных мест с обязательным наличием горячей-холодной воды и туалета. Когда будете подбирать помещение, помните - никаких старых домов, а тем более домов с внешней электропроводкой. Электричество - вторая статья расходов после аренды, а двадцать машин плюс внутреннее освещение плюс наружная реклама заставят ваш электросчетчик крутиться, как белку в колесе. Помните также, что чем дешевле сдается помещение, тем большее количество строительного мусора придется оттуда вывезти при ремонте. А ремонт будет необходим, пусть не «евро», но, что называется, «освежить стены» придется. Подвальные помещения нежелательны - во-первых, сотрудники местных санэпидемстанций этого очень не любят, а во-вторых, практика показывает, что если рядом находятся два одинаковых магазина (в нашем случае - Интернет-кафе), люди охотнее идут в тот, который на земле, а не под землей. Добавьте к этому постоянную подвальную сырость, смертельную для компьютеров, и специфический запах - и вы поймете, почему 90% подвальных Интернет-кафе и игровых залов прогорают, не проработав и года, поэтому в идеале зал должен находиться на первом этаже. Если есть возможность, арендуйте площадь не в жилых домах. Если этого все же не удалось сделать, а режим работы - круглосуточный, то я крайне рекомендую обойти все ближайшие квартиры, познакомиться с соседями и вызвать их расположение к себе. В противном случае, ваше заведение не успеет проработать и дня, как во все инстанции полетят жалобы на шум и громкую музыку, даже если самый громкий звук, который раздается в вашем кафе - это жужжание работающего компьютерного вентилятора.

Итак, договор аренды подписан, настало время задуматься о внутренней эргономике помещения. Зал должен виртуально делиться на три зоны - зона для компьютеров, стойка бара и столики для посетителей кафе. Компьютеры надо располагать таким образом, чтобы люди, сидящие по соседству, не смотрели друг другу в мониторы, это очень раздражает. Также желательно купить сразу хорошую компьютерную мебель. А если мебель, столики и барная стойка будут выдержаны в одном цветовом и дизайнерском решении - это вообще идеально. Вообще, лучше один раз потратиться на хорошую мебель и забыть о ее существовании, чем покупать дешевую, и менять ее каждый год.

Между компьютерами расстояние должно быть два-три метра, а от бара до компьютерной зоны нужно соблюсти три-пять метров. Для полного ощущения комфорта очень неплохо поставить кондиционер - поверьте, в жаркий день это окупится стократ. Персонал желательно подбирать «продвинутый», кстати, при приеме на работу не забудьте проверить медицинские книжки. Человек, стоящий за кассой, помимо медицинской книжки, должен иметь «корочки» кассира-операциониста. Если планируется круглосуточная работа, нужно поставить помещение на охрану в местном отделе вневедомственной охраны, впрочем, если район не очень криминальный, этого можно и не делать. Нанимать ли отдельного охранника - дело ваше, но, в конце концов, вы же не палатку открываете… Кстати, крайне не рекомендую продавать горячительные напитки, иначе кофейня ваша превратится в пивную с компьютерным уклоном, с дебошами и пьяными драками. Оно вам надо? Лучше несите просвещение в массы более культурным способом. Максимум, что можно себе позволить - это пиво и легкие вина. Ассортимент продаваемого может быть примерно таким - кофе, слабоалкогольные напитки,  5безалкогольные напитки, сигареты, орешки, чипсы, выпечка, бутерброды. Также рекомендую познакомиться с местным «дядей Степой», до того, как он сам нанесет вам визит. А в том, что такой визит состоится, можете не сомневаться…

Здесь мы плавно переходим к отдельной теме - взаимоотношения с местными властями. Тема эта очень увлекательна и достойна отдельной книги, которая, не сомневаюсь, будет когда-нибудь написана. Я же ограничусь общими рекомендациями в связи с тем, что требования могут быть разными даже в соседних районах Москвы, что уж говорить о необъятной России… Прежде всего, нанесите визит в местную районную управу и кратко обрисуйте ситуацию. Там вам выдадут список тех документов, которые необходимы для открытия. Вам придется получать лицензию на услуги телематических служб, разрешения на торговлю и реализацию продуктов общественного питания, на продажу алкоголя и сигарет, разрешение СЭС на открытие бара, гигиенические сертификаты и сертификаты соответствия на компьютеры. «Пожарники» потребуют наличие пожарной сигнализации и огнетушителя (или нескольких, в зависимости от площади зала). Не исключено, что могут потребовать наличие запасного выхода из помещения.

Кстати, нужна ведь еще одна лицензия - вы ведь не собираетесь использовать нелицензионное программное обеспечение? Мой совет - даже и не пытайтесь. Статья расходов на покупку «чистого» софта должна быть обязательно предусмотрена одной из первых.

Есть другой путь - установить так называемый свободный софт aka Linux, FreeBSD, etc. Плюс от подобной установки значителен - не нужно тратиться на Windows, Office и т.д. Достаточно установить, к примеру, Linux Mandrake и OpenOffice, и проблема, кажется, решена. Но в этом случае вам придется держать штат консультантов, которые объясняли бы «юзверям» тонкости работы, платить этим консультантам зарплату и т. д. От себя добавлю, что, по крайней мере в московских Интернет-кафе, путь этот не очень популярен.

Перечень документов, который вам нужно будет собрать для открытия, придется взять у начальника отдела потребительского рынка в управе того района, где вы планируете открываться. Трудности, с которыми вам придется столкнуться при  6оформлении, одни и те же - принятие решений местными контролирующими органами происходит очень медленно. Как выходить из этой ситуации - решать вам…

Итак, допустим, до этого вы не занимались никакой предпринимательской деятельностью и решили сразу открыть ИК в своем городе. Для начала необходимо зарегистрировать себя как юридическое лицо, для чего быстрее и надежнее обратиться к юридической фирме, которая такие услуги предоставляет. После того, как документы будут оформлены, вам нужно будет встать на учет в налоговую инспекцию и выбрать банк. Купите кассу, зарегистрируйте ее в ГНИ, поставьте на техобслуживание в одной из тех фирм, которая этим занимается. Параллельно с этими действиями ищите помещение под ИК, договор аренды найденного помещения заключать лучше на срок до одного года (в этом случае не требуется государственная регистрация этого договора в Департаменте Государственного и Муниципального Имущества). После этого сходите к начальнику отдела потребительского рынка в управе того района, где вы открываетесь. Там вы получите полный перечень документов, которые вам нужно собрать:

  • Разрешение от пожарной охраны. Наличие пожарной сигнализации и одного-двух огнетушителей - требования обязательные, без их выполнения разрешения вы не получите.

  • Санитарный паспорт СЭС - подтверждает, что в баре вы торгуете напитками и закусками с не истекшим сроком годности.

  • Гигиенический сертификат СЭС на компьютеры - никто до сих пор в СЭС так и не смог объяснить, зачем это нужно, но получать все равно придется.

  • Разрешение ЦГСЭН (его выдает СЭС) - представителей ЦГСЭН (Санэпиднадзор) нужно будет привозить непосредственно в кафе. Здесь важно соблюсти все их требования, например, то, что на одно рабочее место положено площади от шести квадратных метров, что нормы освещенности рабочих мест соблюдены и т. д.

Крайний случай - в помещении вообще нет никакой проводки. В этом случае вам придется контактировать с местным отделением Энергосбыта. Я настоятельно рекомендую вам не брать в аренду помещения без электричества, иначе в Энергосбыте вы получите перечень из двадцати пунктов, обязательных к исполнению…

  • Повесить и оформить вывеску - оформление производится в Управе.

  • Заключить с местным ЖЭКом договор на вывоз мусора. Трудности - возможно, придется покупать отдельный контейнер в случае, если вы не договоритесь с начальником ЖЭКа.

После получения всех разрешений, кладите их в папку вместе с учредительными документами, и идите в управу, получать последнее разрешение - разрешение на торговлю.

Может быть, вы заметили, что я пока ни слова не сказал о конфигурации компьютеров. Что ж, раз вы это читаете, то, видимо, в «железе» разбираетесь неплохо. Однако возьму на себя смелость дать совет: самые мощные компьютеры следует устанавливать в игровой зоне, в VIP-зоне - послабее, а в зал можно поставить что-нибудь на Celeron 600. Мониторы - лучше ЖК, но для небольшого клуба подойдут и ЭЛТ. И еще большая просьба - не экономьте «на спичках», то есть на ковриках, мышках и клавиатурах, заменяйте их при первой же необходимости. Вообще, апгрейд компьютеров лучше делать раз в полгода в игровой зоне, апгрейд остальных компьютеров - раз в год.

Что касается тарифов, по которым вы будете предоставлять услуги, лучше, если их будет несколько. Здесь дифференциацию вам следует провести самостоятельно, походите по конкурентам, посмотрите… Для начала можно обойтись двумя тарифами - ночным и дневным, ночной должен быть дешевле. Некоторые Интернет-кафе устанавливают тарифы в зависимости от заполняемости зала, то есть чем меньше свободных компьютеров - тем выше цена. Подумайте, не подойдет ли вам такой вариант…

На видном месте в зале придется повесить стенд с копией лицензии и учредительных документов. Во избежание конфликтов с клиентами не помешает там же вывесить и договор оферты. Вкратце, суть - если клиент оплатил услугу, или начал ей (услугой) пользоваться, это значит, что он согласен с условиями, на основании которых эта услуга предоставляется.

Пока будете собирать документы, оформлять разрешение, пройдет два-три месяца. В идеальном варианте, лучше разбиться на группы - один бегает по инстанциям, второй контролирует проведение ремонта, установку мебели, компьютеров и т. д. Когда соберете все необходимые документы, берите их и бегом в управу за разрешением на открытие кафе. Разрешение готовится обычно неделю-две. Если документы в порядке, то по истечении этого срока вы получите бумагу, разрешающую открытие Интернет-кафе.

Все, теперь вы можете работать на законных основаниях. Удачи вам, хороших и понимающих посетителей! Надеюсь, мой рассказ о трудностях, с которыми вам  7придется столкнуться, вас не испугал и желание войти в этот бизнес у вас не пропало.

Несколько слов в заключение

С развитием доступа к глобальной сети вообще и беспроводного доступа в частности Интернет-кафе утратят (а на Западе уже утрачивают) свой первоначальный статус «компьютерного зала с машиной для варки капуччино.

Поэтому мне представляется, что Интернет-кафе будут развиваться по двум направлениям: в любой точке, выражаясь советским языком, «общественного питания», будь то бар, кафе или закусочная, у задней стенки незаметно пристроятся три-пять терминалов с выходом в Интернет, у которых посетитель, между второй и третьей кружкой пива, сможет проверить свой e-mail или узнать погоду на завтра.

Второй путь - открытие Интернет-центров с большим спектром дополнительных услуг, возможностью проведения презентаций и видеоконференций, игровой зоной, подобных Cafemax в Москве.

Естественно, что и в том, и в другом случае мы будем свидетелями постепенной трансформации уже привычного названия «Интернет-кафе» в какое-то другое, более точно отражающее его суть. Что ж, в компьютерном мире время летит быстро, и как знать, может, через пару-тройку десятилетий нынешние Интернет-кафе мы будет вспоминать с ностальгией, как в середине XX века французы вспоминали уютные парижские кафе начала века, где завсегдатаями были Пикассо и Сартр…



 
<< Страница 1
Страница 2
Врезки >>


<< Гадание на кафейной гуще
Все материалы номера
Тяжкие Doomы >>