Свежий номер №32 (457) / Источник звука Дата публикации: 19.08.2002 Анатолий Левенчук, ailev@asmp.msk.su Продолжение. Начало см. в предыдущем номере "КТ" #31 (456)
Сэмплы - простые и фразовые Самые распространенные сейчас инструменты - это сэмпловые. Производство сэмплов (буквально - «образцов» звуков) поставлено сейчас на поток и можно говорить о микроиндустрии сэмплов в музыкальной промышленности. Желающие ужаснуться размаху сэмплового звукотворчества могут заглянуть на www.soundsonline.com. Впрочем, такой размах неудивителен: для сэмплов существует множество форматов, которые отлично ладят между собой посредством великолепной программы Awave Studio (www.fmjsoft.com/awmain.shtml). Фразовые сэмплы отличается от сэмплов первого поколения тем, что играют не столько образцом отдельного звука, сколько образцом целой музыкальной фразы - игра легато приводит не к запуску сэмпла с каждым нажатием на клавишу, а к продолжению проигрывания сэмпла с учетом высоты задаваемого очередной клавишей тона. Конечно, такая фраза имеет свой внутренний ритм, который обычно связан с ритмом аккомпанемента (применяются алгоритмы независимого изменения тона и масштаба времени - pitchshifting и timestretching). Появились сэмплерные инструменты второго поколения, обеспечивающие работу с подобного сорта фразовыми сэмплами (например, рэковый сэмплер Roland VP-9000, и даже встроенный процессор VariPhrase в самоиграйках Rоland VA). Трудно себе представить, как играть фразами, а не звуками. Диджеи обычно складывают фразы «как есть», акцентируя внимание на подгонке ритма. На новых инструментах происходит технологическое чудо: темп управляется отдельно, а высота звука определяется динамически на клавиатуре. В результате фразы играют на клавишах! Можно, например, петь клавишами вокальные сэмплы куплетов и припевов… Физическое моделирование Поскольку музыка - это явление культуры, то для музыкантов ценна не только звуковая новизна, но и звуковая старина. Например, музыканту будет мало играть на клавишах звуками скрипки, ему подавай звуки именно скрипки Страдивари - но с сохранением всех особенностей игры, недоступных сэмпловому подходу. Тогда нет другого метода, кроме как смоделировать физические процессы, происходящие в скрипке Страдивари, когда ее мучают смычком. Тот же подход применяется и к физическому моделированию обычных и электрических фортепиано, и даже «старинных» аналоговых синтезаторов семидесятых и восьмидесятых. Сложность тут в огромной вычислительной мощности, необходимой для хорошего физического моделирования - но к нашим персональным услугам вся полупроводниковая промышленность мира, наращивающая выпуск DSP-чипов. К тому же скрипку Страдивари или MiniMoog моделируют чаще, чем погоду или атомный взрыв, поэтому цена на такие модели будет падать, а их потребление - расти. Вокал Как правило, в каждой самоиграйке есть микрофонный вход, используемый как для сэмплирования, так и просто для ввода голоса музыкантов. Но есть и голосовой синтез, который формально можно свести к сэмпловому или физическому моделированию, но который не является ни тем, ни другим. Вокальный процессор позволяет музыканту петь выбранным (мужским, женским, детским или Микки-Мауса) голосом, включая синтезированные подпевки в одном из пяти десятков вариантов гармонизации (гармонист обеспечит необходимое разнообразие - от грегорианского мужского хора до женского джазового трио, от детского хора до кантри-дуэта). Конечно, есть специальная кнопка быстрого отключения всех этих чудес электроники: объявлять и комментировать новые концертные номера все-таки лучше своим голосом. Конечно, чудес не бывает. Девушки из «женского джазового трио», которое изобразил вокальный процессор Yamaha PSR 9000 на основе моего пения, явно были в возрасте, и их голоса ощутимо подрагивали. Компьютер - он и есть компьютер, хотя и в обличье самоиграйки: мусор на входе - много мусора на выходе… Другое дело, что трио было вполне джазовым и гармонию держало безупречно. А еще в мире появились генераторы джазового скэта и вокализа (www.ipsj.or.jp/members/Journal/Eng/4302/article002.html): в связи с развитием устройств голосовой генерации компьютер уже не просто поет, а импровизирует, на ходу сочиняя «слова».
Микшер, эффекты и форматы: опять DSP Талантливая самоиграйка должна из себя извлекать правильную звуковую атмосферу в реальном времени. Это означает, что она должна иметь встроенный многоканальный микшер и не менее многоканальный процессор эффектов. Звук также должен компрессироваться, проходить через разные улучшайзеры - самоиграйка должна делать для своего виртуального ансамбля все то же, что делают звукооператоры на живых концертах. Занимается всем этим немалым звукооператорским хозяйством тот же музыкант, который одновременно еще поет, играет мелодию и управляет аккомпанементом. И ничего, справляется: парой сотен управляемых параметров больше или меньше - уже не имеет значения. Заметим, что в нашем случае живого исполнения нет этапа мастеринга (склеивание музыки из предварительно записанных кусочков), поэтому интерфейсные возможности DAW (digital audio workstations) тут не применимы. Все эти звуковые эффекты имеют множество параметров и тоже могут быть очень интерактивными, как и инструменты - меняться в зависимости от ритма, сочетания звучащих партий, просто во времени или по желанию музыканта (в этом случае для управления эффектом применяется какой-либо контроллер панели управления). Не будет большим преувеличением сказать, что эффекты - это такие специальные музыкальные инструменты. Недаром аппаратные и программные музыкальные плагины примерно поровну представлены инструментами и эффектами - но, пожалуй, эффектов даже больше. Как и все звуковые модули, эффекты требуют колоссальной вычислительной мощности. Так, хороший (физически моделирующий акустику хорошего помещения) ревербератор легко «съедает» половину вычислительного ресурса DSP-платы UAD-1. Дополнительная вычислительная мощность потребуется и для обеспечения «звука вокруг». Пока музыкальные инструменты имеют выход в стерео-формате, но судя по потребительскому спросу на звук 5.1, легко воспроизводимый аппаратурой для домашних театров, появление в самоиграйках форматов 5.1, 6.1 (и далее по списку) - вопрос буквально пары лет. В результате домашнее музицирование будет происходить в самой середине виртуального оркестра. Такой поворот, конечно, существенно изменит технологии самоиграек - не меньше, чем вторжение домашних театров изменило технологии типичного музыкального центра. Вспомним и про выход для генерируемого видеоряда. Видеовыход у самоиграек есть уже сегодня - видеоклипы он пока не воспроизводит, а нужен для воспроизведения караоке на экране домашнего театра. Осталось дело за 3D-звуком. В конце концов, игровые программы уже делают это, включая и видео, и Рождение звука Итоговый цифровой сигнал (обычно разрядностью 24 бита и частотой дискретизации 96 КГерц, хотя обработка чаще всего ведется в 32 разрядах, а есть уже устройства и с частотой 192 КГерца) нужно превратить в звук. В этот ответственный момент может произойти значительная деградация качества - и слушательских ушей вместо прекрасной музыки достигнет звуковое месиво. На помощь приходит такой последний писк хайтек аудио, как цифровые колонки - вездесущий сигнал-процессинг занимается теперь компенсацией искажений, которые вносят усилители, а также громкоговорители вкупе с акустическими свойствами помещения. Топ-модели таких колонок, конечно, дороговаты и тяжеловаты (к примеру, Meridian DSP 8000 весят 100 кг и стоят $45000), но уже сегодня есть и более приемлемые варианты, вы легко их найдете, ибо Google находит словосочетание «digital speaker» на 6700 страницах. Похоже, что скоро другие типы аудиовоспроизведения перестанут встречаться - уж больно дороги они будут по отношению цена/качество по сравнению с интегрированным цифрозвуком. Можно начинать забывать об аудиокабелях по $500 за погонный метр. Оптоволокно, пожалуй, подешевле будет. Пресеты, стили и пэды: музыкальная база данных Похоже, это самая трудоемкая часть страдиварства, но без этой части самоиграйка теряет 99% своей прелести. Без возможности выбора из уже существующих пресетов, стилей и пэдов (предварительных настроек, фрагментов аккомпанемента и заранее написанных музыкальных фраз) невозможно играть. Конечно, можно побыть композитором и продюсером и создавать в специальных редакторах все эти стили, пресеты и пэды - но это удел как раз студийных музыкантов, все больше и больше из исполнителей превращающихся в программистов. Исполнитель всегда хотел бы использовать уже имеющийся музыкальный материал - примерно так, как диджей использует уже имеющиеся пластинки и звуки, чтобы поставить на уши танцевальный зал. Дирижер использует уже имеющиеся у него бумажные партитуры и даже живых исполнителей - и за это его не считают человеком менее творческим, чем оркестровых музыкантов. Для ухода от программирования нужно иметь:
Это далеко не полный список того, что хотелось бы иметь готового. Все эти пресеты составляют музыкальную базу данных, в которой нужно иметь средства Отсутствие готовых пресетов - главная точка отсутствия счастья в самоиграечном мире. Нужно долго мучиться, чтобы добиться приемлемого звучания какого-нибудь пресета performance («исполнение» - сочетание для стиля, инструментов мелодии, установок микшера и назначения эффектов) одного производителя на инструменте другого производителя. А пресетов одного производителя всегда мало. Увы, стандартов в данной области не предвидится - трудно ведь создать стандарт для культурного обмена…
|