Свежий номер №32 (457) / Генератор партитуры
 
Дата публикации: 19.08.2002

Анатолий Левенчук, ailev@asmp.msk.su

 
<< Страница 1
Страница 2

Рамона в печалиКарма-функция

Технология KARMA (Kay Algorithmic Realtime Music Architecture) сводится к тому, что по заданым нажатием клавиш нотам-идеям в реальном времени вычисляется партитура, исполняемая источниками звука. Это вычисление управляется примерно 400 параметрами, которые можно либо задавать статически, либо динамически менять в ходе исполнения. Применение карма-функции позволяет вдоль и поперек автоматически обыгрывать задаваемые музыкантом идеи.

Частично карма-функция замещает отсутствие мелодистов и солистов, частично - наличие пэдов, частично гармониста, полностью - арпеджиатор (обычно глубоко запрятанный в недрах самоиграйки, поэтому он тут даже не рассматривается) и даже частично - автоаккомпанемент.

Но этот подход к вычисляемой в реальном времени музыке требует совершенно отдельного описания. Лучший обзор на русском языке можно найти в бумажном «Музыкальном обозрении» за апрель 2002 года (а на сайте www.moline.ru помещен только его небольшой отрывок).

Осенью 2002 года Karma Lab планирует выпустить программу, позволяющую добавлять музыкальные карма-вычисления к любому MIDI-устройству, любому синтезатору. Выпуск такой программы существенно повлияет на традиции производства поп-музыки. А пока желающие поэкспериментировать с этой технологией могут довольствоваться только Korg KARMA - безусловно, это новый тип музыкального инструмента, не похожий ни на серьезный инструмент, ни на самоиграйку.

Очевидное развитие направления KARMA - это генерация разнообразнейшего полного аккомпанемента, а не только обыгрывания мелодической партии или фоновых аккордов. Но в материалах Karma Lab об этом ни слова. Остается ждать, пока кто-нибудь этим займется.

Аниматоры

В генерируемой партитуре могут быть не только указания для источника звука, но и указания аниматору для генерации изображений источником видео.

Хотелось бы иметь анимированное изображение аватар всех этих мелодистов, солистов и вокалистов, равно как и прочих музыкантов виртуального ансамбля - лучше играть в их компании, чем в полном одиночестве. Но тем, кто жаждет обязательной антропоморфности уже сегодня можно рекомендовать Рамону - первую в мире поющую и танцующую виртуальную личность, живущую на www.KurzweilAI.net, вебсайте неутомимого Курцвайла, не оставляющего попыток гармонией поверить алгебру.

Но в эту сторону развернулись даже студенты. Четверка студентов из AudioNerdz создала бесплатный VST-плагин Delay Lama (www.audionerdz.com/index2.htm), предлагающий одновременно вокальный синтез и 3D-анимацию поющего тибетского монаха.

Игровая индустрия, уже сегодня проявляющая нешуточный интерес к синтезирующейся по ходу интерактивного сюжета музыке, эмоционально и даже пространственно привязанной к приключениям на экране, может радоваться: ее движки могут пригодиться еще на одном игровом рынке - рынке игры на музыкальных инструментах. Скоро таланты самоиграйки будут оцениваться не только по качеству ее музыки, но и по качеству реализации ее аватар.

Впрочем, не только аватар и даже не только абстрактной цветомузыки. Самоиграйка (она же - самоснимайка) должна будет синтезировать в реальном времени не просто музыку, но и полный видеоклип. Видеоклип - это уже вполне сформировавшаяся в культуре музыкальная форма, причем не менее сформировавшаяся, чем, например, «концерт для фортепиано с оркестром». Собственно, это мостик между игрой GAME.EXE и игрой PLAY.EXE. Тут и производители железа порадуются и быстро добавят аудиоускорительные DSP-функции в видеоускорители - рынок есть рынок. А затем «Компьютерра» сделает тему номера про быстрый ввод сценарных идей, генераторы режиссуры и источники видео.


Работа с огромными (насколько позволяют копирайтные ограничения) музыкальными базами данных сейчас весьма актуальна: помимо всего прочего, такие базы данных позволяют исследовать феномен популярности музыки. Для этих целей может пригодиться аппарат меметики (информационной вирусологии и генетики - pespmc1.vub.ac.be/MEMLEX.html). Действительно, каждая удачная композиция либо заражает множество голов и становится хитом, либо не может этого сделать, и канет в небытие. Можно изучить, какие именно свойства музыкальных произведений делают их удачными репликаторами, заставляя людей вновь и вновь воспроизводить их.

Прогресс в изучении «музыкальных генов», составляющих основу всех мелодий, ритмов, стилей, дает возможность перейти от компьютерного синтеза просто хорошей музыки к компьютерному сочинительству хитов, которые будут любить не избранные, а толпа (это как раз то, что отличает попсу от авангарда. Авангард компьютеры могут сочинять уже сейчас, проблемы только с попсой: нужно «вычислить» народную любовь, а не любовь пары десятков музыкальных критиков). Хотя уже и сейчас качество лучших компьютерных мелодий искусствоведы, наверное, не смогут отличить от качества мелодий большинства нынешних и прошлых композиторов. Только раскрутка у этих мелодий на радио чуть поменьше…


Автотапер

Хороший автоаранжировщик мог бы работать и автотапером: на вход приходят события из окружающей среды, а на выходе он аранжирует в реальном времени подходящую случаю мелодию, синхронизируя музыкальные события создаваемой по ходу дела партитуры с событиями на входе. Узнаете? Этот тапер-аранжировщик сейчас активно развивается в виде встроенных самоиграек компьютерных игр. Не беда, что игрок жмет отнюдь не MIDI-клавиши. В конце концов, именно его нажатия на клавиши вызывают к жизни конкретный вариант AudioNerdz Delay Lamaзвучащей в игре партитуры.

Осталось подать на вход нашему автотаперу выход программы распознавания сцен, на вход программы распознавания сцен включить видеокамеру и магнитофон - и… здравствуй, всегда подходящая случаю музыка!

Самоподыграйка

А еще должна быть самоиграйка, аккомпанирующая вокалисту (или солисту на какой-нибудь настоящей трубе). Такой вариант музыканта-солиста, который управляет «оркестром» только своей музыкой и почти не дотрагивается до клавиатуры и плоскости управления, стал предметом интереса многих исследователей (см., например, www-2.cs.cmu.edu/~rbd/bib-accomp.html).

В данном случае помогла бы самостоятельно играющая самоподыграйка, самоиграйка в прямом смысле слова - но подыграйка чуткая и отзывчивая к чужому музыкальному перформансу, а не просто магнитофон.

Рендеринг партитур

Если подать результат работы любого (компьютерного или живого) аранжировщика на вход источника звука, то прозвучит мертвая, безжизненная музыка. И партитуры, созданные великими Бетховеном или Джоном Ленноном, и партитуры всех этих компьютерных солистов и мелодистов при буквальном исполнении звучат удивительно немузыкально. И дело тут не в качестве самой мелодии, ибо по качеству композиции компьютеры уже давно могут поспорить с людьми.

А вот исполняется компьютерная музыка пока не так, как это делает музыкант-исполнитель, когда играет по нотам. Он, конечно, придерживается нот, но добавляет нюансы (разные ноты играет с разной громкостью, уменьшает или увеличивает длину нот и пауз, слегка отклоняется от ритма и т.д.). Именно разная нюансировка различает лабушество (музыкальное ламерство) и Высокое Искусство Музыкального Исполнения. Только музыкант может привнести в исполнение мелодии страсть, выразительность, живость и пр. Только музыкант… и компьютерные программы музыкального рендеринга.

Рендеринг (rendering, англ. «толкование») уже есть и для джазовых партитур, и для классических. Для качественного музыкального рендеринга в основном используются экспертные системы: необходимые нюансы определяются с помощью многочисленных правил.

Прогресс в этой области зашел уже так далеко, что по образу и подобию Международного конкурса им. Чайковского (www.tchaikovsky-competition.ru) обсуждается создание специального конкурса программ-исполнителей RENCON (performance RENdering piano CONcours, shouchan.ei.tuat.ac.jp/~rencon/en/top.html). На сегодня планируется участие четырех программ-исполнителей (послушайте, как они играют, на shouchan.ei.tuat.ac. jp/~rencon/en/ p_rendering.html).

В нашей стране качественным музыкальным рендерингом занимаются в Новосибирске (www.ntonyx.com) и Ростове-на-Дону (www.keyguitar.com).

Конечно, для рендеринга нужна обширная база знаний (база знаний музыкальной культуры - ибо музыка вся насквозь культурна, то есть условна), а также возможность интерактивного управления рендерингом (и даже глубже - генерацией партитуры). Так и представляешь слайдеры «бодро - спокойно», «классика - джаз» и даже «для мытья посуды - для внимательного прослушивания».

Но в современных самоиграйках эффект живого исполнения аккомпанемента - стилей и пэдов - достигается безо всех компьютерных премудростей: просто в пресетных стилевых и фразовых паттернах записана игра настоящего ансамбля.


Черновик для нетленки

Производители предлагают использовать топовые модели автоаранжировщиков и для студийной работы. Самоиграйка предлагается для быстрого создания основы будущей сложной песни. Выбираются наиболее близкие стили и инструменты, а затем «вживую» играется прототип будущей музыкальной нетленки - и запоминается в секвенсоре инструмента. Результат игры выгружается как MIDI-файл и далее в компьютерной программе-секвенсоре «вручную» доводится до совершенства.

Можно также использовать самоиграйку как session partner для записи импровизаций. Правда, самые интересные импровизации обычно пропадают, ибо запись в момент вдохновения оказывается выключенной. А запись отключена «по умолчанию» только потому, что память раньше была дорогая. Нужно просто признать, что память дешевая, и держать режим записи по умолчанию включенным. Для особо экономных можно хранить запись только последней пары часов игры. Просто удивительно, почему такой кольцевой буфер, такое чистилище для потенциальной нетленки до сих пор не реализовано в нынешних самоиграйках!

Большинство хороших самоиграек также позволяют назначать выход разных каналов на разные аналоговые выходы (их обычно не менее 4-х). Поэтому можно думать и о многодорожечной аудиозаписи «оркестрового» звучания инструмента - мало ли для чего это потом будет нужно (например, для последующего настоящего мастеринга).

Самые современные самоиграйки имеют не только жесткий диск и слоты для флэш-памяти, но и CD-R/W. Можно импровизировать полвечера, а потом лечь спать, положив под подушку готовый компакт-диск - и все это вообще без использования отдельного компьютера.




 
<< Страница 1
Страница 2


<< Источник звука
Все материалы номера
Скоростной ввод идей >>