Свежий номер №32 (457) / Генератор партитуры Дата публикации: 19.08.2002 Анатолий Левенчук, ailev@asmp.msk.su
Технология KARMA (Kay Algorithmic Realtime Music Architecture) сводится к тому, что по заданым нажатием клавиш нотам-идеям в реальном времени вычисляется партитура, исполняемая источниками звука. Это вычисление управляется примерно 400 параметрами, которые можно либо задавать статически, либо динамически менять в ходе исполнения. Применение карма-функции позволяет вдоль и поперек автоматически обыгрывать задаваемые музыкантом идеи. Частично карма-функция замещает отсутствие мелодистов и солистов, частично - наличие пэдов, частично гармониста, полностью - арпеджиатор (обычно глубоко запрятанный в недрах самоиграйки, поэтому он тут даже не рассматривается) и даже частично - автоаккомпанемент. Но этот подход к вычисляемой в реальном времени музыке требует совершенно отдельного описания. Лучший обзор на русском языке можно найти в бумажном «Музыкальном обозрении» за апрель 2002 года (а на сайте www.moline.ru помещен только его небольшой отрывок). Осенью 2002 года Karma Lab планирует выпустить программу, позволяющую добавлять музыкальные карма-вычисления к любому MIDI-устройству, любому синтезатору. Выпуск такой программы существенно повлияет на традиции производства поп-музыки. А пока желающие поэкспериментировать с этой технологией могут довольствоваться только Korg KARMA - безусловно, это новый тип музыкального инструмента, не похожий ни на серьезный инструмент, ни на самоиграйку. Очевидное развитие направления KARMA - это генерация разнообразнейшего полного аккомпанемента, а не только обыгрывания мелодической партии или фоновых аккордов. Но в материалах Karma Lab об этом ни слова. Остается ждать, пока кто-нибудь этим займется. Аниматоры В генерируемой партитуре могут быть не только указания для источника звука, но и указания аниматору для генерации изображений источником видео. Хотелось бы иметь анимированное изображение аватар всех этих мелодистов, солистов и вокалистов, равно как и прочих музыкантов виртуального ансамбля - лучше играть в их компании, чем в полном одиночестве. Но тем, кто жаждет обязательной антропоморфности уже сегодня можно рекомендовать Рамону - первую в мире поющую и танцующую виртуальную личность, живущую на www.KurzweilAI.net, вебсайте неутомимого Курцвайла, не оставляющего попыток гармонией поверить алгебру. Но в эту сторону развернулись даже студенты. Четверка студентов из AudioNerdz создала бесплатный VST-плагин Delay Lama (www.audionerdz.com/index2.htm), предлагающий одновременно вокальный синтез и 3D-анимацию поющего тибетского монаха. Игровая индустрия, уже сегодня проявляющая нешуточный интерес к синтезирующейся по ходу интерактивного сюжета музыке, эмоционально и даже пространственно привязанной к приключениям на экране, может радоваться: ее движки могут пригодиться еще на одном игровом рынке - рынке игры на музыкальных инструментах. Скоро таланты самоиграйки будут оцениваться не только по качеству ее музыки, но и по качеству реализации ее аватар. Впрочем, не только аватар и даже не только абстрактной цветомузыки. Самоиграйка (она же - самоснимайка) должна будет синтезировать в реальном времени не просто музыку, но и полный видеоклип. Видеоклип - это уже вполне сформировавшаяся в культуре музыкальная форма, причем не менее сформировавшаяся, чем, например, «концерт для фортепиано с оркестром». Собственно, это мостик между игрой GAME.EXE и игрой PLAY.EXE. Тут и производители железа порадуются и быстро добавят аудиоускорительные DSP-функции в видеоускорители - рынок есть рынок. А затем «Компьютерра» сделает тему номера про быстрый ввод сценарных идей, генераторы режиссуры и источники видео.
Автотапер Хороший автоаранжировщик мог бы работать и автотапером: на вход приходят события из окружающей среды, а на выходе он аранжирует в реальном времени подходящую случаю мелодию, синхронизируя музыкальные события создаваемой по ходу дела партитуры с событиями на входе. Узнаете? Этот тапер-аранжировщик сейчас активно развивается в виде встроенных самоиграек компьютерных игр. Не беда, что игрок жмет отнюдь не MIDI-клавиши. В конце концов, именно его нажатия на клавиши вызывают к жизни конкретный вариант Осталось подать на вход нашему автотаперу выход программы распознавания сцен, на вход программы распознавания сцен включить видеокамеру и магнитофон - и… здравствуй, всегда подходящая случаю музыка! Самоподыграйка А еще должна быть самоиграйка, аккомпанирующая вокалисту (или солисту на какой-нибудь настоящей трубе). Такой вариант музыканта-солиста, который управляет «оркестром» только своей музыкой и почти не дотрагивается до клавиатуры и плоскости управления, стал предметом интереса многих исследователей (см., например, www-2.cs.cmu.edu/~rbd/bib-accomp.html). В данном случае помогла бы самостоятельно играющая самоподыграйка, самоиграйка в прямом смысле слова - но подыграйка чуткая и отзывчивая к чужому музыкальному перформансу, а не просто магнитофон. Рендеринг партитур Если подать результат работы любого (компьютерного или живого) аранжировщика на вход источника звука, то прозвучит мертвая, безжизненная музыка. И партитуры, созданные великими Бетховеном или Джоном Ленноном, и партитуры всех этих компьютерных солистов и мелодистов при буквальном исполнении звучат удивительно немузыкально. И дело тут не в качестве самой мелодии, ибо по качеству композиции компьютеры уже давно могут поспорить с людьми. А вот исполняется компьютерная музыка пока не так, как это делает музыкант-исполнитель, когда играет по нотам. Он, конечно, придерживается нот, но добавляет нюансы (разные ноты играет с разной громкостью, уменьшает или увеличивает длину нот и пауз, слегка отклоняется от ритма и т.д.). Именно разная нюансировка различает лабушество (музыкальное ламерство) и Высокое Искусство Музыкального Исполнения. Только музыкант может привнести в исполнение мелодии страсть, выразительность, живость и пр. Только музыкант… и компьютерные программы музыкального рендеринга. Рендеринг (rendering, англ. «толкование») уже есть и для джазовых партитур, и для классических. Для качественного музыкального рендеринга в основном используются экспертные системы: необходимые нюансы определяются с помощью многочисленных правил. Прогресс в этой области зашел уже так далеко, что по образу и подобию Международного конкурса им. Чайковского (www.tchaikovsky-competition.ru) обсуждается создание специального конкурса программ-исполнителей RENCON (performance RENdering piano CONcours, shouchan.ei.tuat.ac.jp/~rencon/en/top.html). На сегодня планируется участие четырех программ-исполнителей (послушайте, как они играют, на shouchan.ei.tuat.ac. jp/~rencon/en/ p_rendering.html). В нашей стране качественным музыкальным рендерингом занимаются в Новосибирске (www.ntonyx.com) и Ростове-на-Дону (www.keyguitar.com). Конечно, для рендеринга нужна обширная база знаний (база знаний музыкальной культуры - ибо музыка вся насквозь культурна, то есть условна), а также возможность интерактивного управления рендерингом (и даже глубже - генерацией партитуры). Так и представляешь слайдеры «бодро - спокойно», «классика - джаз» и даже «для мытья посуды - для внимательного прослушивания». Но в современных самоиграйках эффект живого исполнения аккомпанемента - стилей и пэдов - достигается безо всех компьютерных премудростей: просто в пресетных стилевых и фразовых паттернах записана игра настоящего ансамбля.
|